Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование знаний об указательных местоимениях и использования их в речи.
Предметные: ученик научится находить указательные местоимения и использовать их в речи.
Личностные: ученик получит возможность формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, стремление к речевому самосовершенствованию.
Познавательные: ученик получит возможность давать определение понятиям, формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения.
Коммуникативные: ученик научится владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
Регулятивные: ученик получит возможность грамотно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку.
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 г.
Демонстрационный материал: карточки с текстами, эталоны выполнения заданий.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутыми ладонями и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет: живая, - я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет: мертвая, - я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...»
Учитель. Из чего же складывается успех на уроке?
Ученик. Если на уроке будет интересно, то успех придёт.
Ученик. Если мы будем активны на уроке, любознательны, то успех придёт.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель. Ребята, проверим домашнее задание. Те, кто выполнял упражнение 24, сверьте его с эталоном на доске.
Учитель. Те, кто выполнял упражнение 28, проверьте его по эталону, который лежит у вас на столах.
Учитель. Те, кто выполнял упражнение 27, объединитесь в пары и проверьте его выполнение друг у друга.
Учитель. Те, кто писал небольшой рассказ, заканчивающийся одной из пословиц или поговорок из упражнения 24, подойдите ко мне.
Эталон выполнения упражнения 24.
Спишите пословицы и поговорки, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и употребляя притяжательные местоимения в нужной форме. Подчеркните местоимения как члены предложения. Укажите их род, число, падеж.
- Меня любишь, так и собаку мою (ж.р., ед.ч., В.п.) не бей.
- За твоим (м.р., ед.ч., Т.п.) языком не поспеешь босиком.
- Будет и на нашей (ж.р., ед.ч., П.п.) улице праздник.
- У наших (мн.ч., Р.п.) ворот всегда хоровод.
- Вашими (мн.ч., Т.п.) устами да мёд бы пить.
- Всему своё (ср.р., ед.ч., И.п.) время.
- Не верь чужим речам, верь своим (мн.ч., Д.п.) очам.
- Чужую беду руками разведу, а к своей (ж.р., ед.ч., Д.п.) и ума не приложу.
Эталон выполнения упражнения 28.
Найдите и исправьте ошибки в употреблении притяжательных местоимений.
- Давай по-честному: ты свои тарелки моешь, а я - свои.
- Мы сдержали своё слово.
- Петров вывел Джека на прогулку со всеми их медалями.
- Их собака очень злая.
- Молодёжь стала меньше читать. А всё из-за их увлечения компьютерами.
- Её кошка наше мясо съела.
Эталон выполнения упражнения 27.
На его (притяжательное местоимение) лице появились задорные веснушки. Родители увидели его (личное местоимение) недалеко от дома.
Как вольность, весел их (притяжательное местоимение) ночлег... Их (личное местоимение) не знаю, но до места довезу.
На третий день её (притяжательное местоимение) светлица опустела. Он окликнул её (личное местоимение), но она не услышала.
Учитель. Ребята, были ли ошибки в домашнем задании? С какими трудностями вы столкнулись, выполняя упражнения?
Ученик. Мне сложно было устранить ошибки в употреблении притяжательных местоимений. Я использовал в некоторых предложениях не литературную норму, а разговорный вариант.
Молодежь стала меньше читать. А все из-за их увлечения компьютерами.
Вместо местоимения ИХ я написал разговорный вариант ИХНЕГО. Это неверно.
Учитель. А как ты преодолел эту трудность?
Ученик. Я внимательно выслушал ответы и объяснения своих одноклассников.
Учитель. Ребята, как вам кажется, на каком уровне вы усвоили домашнее задание?
Ученик. Кажется, неплохо. Мы допустили только несколько ошибок. Наверное, потому что были недостаточно внимательными.
Учитель. Кто выполнил домашнее задание без ошибок? Молодцы!
Учитель. Оцените выполнение домашнего задания, поставьте баллы в оценочные листы.
Учитель. Ребята, на столах перед вами карточки с текстом. Выразительно прочитайте его, выберите местоимения и распределите их в таблице по разрядам. (Работа в парах). Проверьте по эталону.
Книги - наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
Ученик. Я заполнил все столбики, но сомневаюсь в правильности своего ответа.
личные |
возвратное |
притяжательные |
вам |
|
наши |
они |
|
их |
|
|
такие |
|
|
эти |
Ученик. Я не согласен с ответом своего одноклассника, т.к. считаю, что местоимение ИХ личное. Ценить (кого?) их, н.ф. - они.
Учитель. Ребята, а какие варианты у вас? Сопоставьте свой вариант с эталоном.
Эталон выполнения упражнения.
личные |
возвратное |
притяжательные |
указательные |
вам |
|
наши |
эти |
они |
|
|
такие |
их |
|
|
|
Ученик. Когда мы выполняли это задание, мы знали только личные, возвратное и притяжательные местоимения. А к какому разряду относятся местоимения ЭТИ, ТАКИЕ? У нас пока нет достаточно знаний, чтобы определить это.
3. Выявление места и причины затруднений
Учитель. К какой части речи относятся эти слова?
Ученик. Мы подумали, что это прилагательные, т.к. они отвечают на вопрос КАКИЕ?
Учитель. Какова же проблема, с которой мы столкнулись?
Ученик. Нам необходимо узнать, к какому разряду местоимений относятся эти слова.
Учитель. Верно. Ребята, грамматические свойства указательных местоимений этот, тот, такой, таков напоминают грамматические свойства прилагательных. С разрядом данных местоимений вы ещё не работали. Этот разряд называется УКАЗАТЕЛЬНЫЕ.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель. Хотите ли вы узнать больше и углубить свои знания об указательных местоимениях?
Ученик. Да.
Учитель. Что нам необходимо узнать сегодня?
Ученик. Нам необходимо узнать, какие местоимения относятся к указательным.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, что мы делали в тех случаях, когда не могли объяснить какое-либо явление?
Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения. Мы внимательно работали с материалом учебника.
5. Реализация построения проекта
Учитель. Прочитайте в учебнике на стр. 26-29 информацию об указательных местоимениях и заполните «Паспорт указательного местоимения». (Работают с информацией учебника в парах и заполняют форму).
Учитель. Что нового вы узнали, прочитав этот материал?
Ученик 1. Мы нашли примеры указательных местоимений. Узнали, на какие вопросы они отвечают.
Ученик 2. Поняли, что указательные местоимения изменяются по родам, падежам и числам.
Ученик 3. В предложении являются определениями, дополнениями, подлежащими, сказуемыми.
разряд |
слова-местоимения |
значение |
вопросы |
постоянные признаки |
как изменяются |
синтаксическая роль |
|
|
|
|
|
|
|
Учитель. Ребята, всё ли у вас верно? Проверьте выполнение задания по эталону на доске.
Эталон выполнения формы «Паспорт» указательного местоимения»
разряд |
слова-местоимения |
значение |
вопросы |
постоянные признаки |
как изменяются |
синтаксическая роль |
указательные |
тот
|
Указывают на предмет, признак, количество |
какой
|
разряд |
по родам, числам и падежам |
определения
|
Учитель. Ребята, какие ошибки вы допустили? С чем сложно было справиться?
Ученик. Я не смог определить разряд местоимения СТОЛЬКО и не занёс его в таблицу.
Учитель. Можешь ли ты объяснить свою ошибку?
Ученик. Теперь, да. Указательные местоимения указывают не только на предмет, место, но и на их количество: Сколько? Столько.
Учитель. А теперь, ребята, опираясь на «паспорт» указательного местоимения», постройте устное высказывание о нём и расскажите друг другу. (Рассказывают об указательном местоимении)
Учитель. А что вы ещё узнали о местоимении? (комментированное чтение вслух, стр.27).
6. Первичное закрепление во внешней речи
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умение применять его на практике.
Учитель. Полностью с вами согласна. Выполним в парах небольшое упражнение, поочередно комментируя слова друг другу. На экране перед вами предложения. Найдите в них указательные местоимения.
1. Мы остановились у того раскидистого дерева отдохнуть.
2. Эти картины прекрасны.
3. Они встретились после стольких лет разлуки.
4. Таковы правила этого конкурса.
5. Я давно не смотрел такого грустного фильма.
Ученик. В предложении Мы остановились у того раскидистого дерева отдохнуть местоимение ТОГО указательное, т.к. указывает на признак предмета.
Ученик. В предложении Эти картины прекрасны местоимение ЭТИ указательное, т.к. указывает на признак предмета.
Ученик. В предложении Они встретились после стольких лет разлуки местоимение СТОЛЬКО указательное, т.к. указывает на количество предметов.
Учитель. Ребята, продолжим нашу работу на уроке. Выполним
в группах упражнение №31, употребляя местоимение ТАКОВ в нужной форме. Не забудьте указать синтаксическую роль, окончание и род местоимений.
Ученик. Каков повар, таков (сказуемое, нулевое окончание, м.р.) и обед.
Ученик. Каков ответ, таков (сказуемое, нулевое окончание, м.р.) и привет.
Ученик. Каков мастер, такова (сказуемое, окончание -А, ж.р.) и работа.
Учитель. Я вижу, что вы справились с заданием. Перейдём к следующему упражнению.
Учитель. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета (упр. 29). О чём говорится в отрывке? Какова основная мысль?
Ученик. В стихотворении говорится о наступлении прекрасного нового утра.
Ученик. Состояние природы тесно связано с чувствами лирического героя. Бодрость, радость от пробуждения солнца. Учитель. Ребята, скажите, сколько раз в нём используется местоимение ЭТОТ, какие формы используются поэтом?
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Ученик. В данном отрывке 8 раз используется указательное местоимение этот. В зависимости от числа и рода существительного, к которому оно относится, местоимение имеет разные формы: ед. ч. ср. р. это, ед. ч. ж. р. эта, ед. ч. м. р. этот и форма мн. ч. эти.
Учитель. В чём были ваши затруднения?
Ученик. Я справился с заданием быстро. Трудностей не возникло.