Краткий методический комментарий
Урок составлен с использованием технологии коллективных учебных занятий в разновозрастных группах учащихся и учитывает реализацию индивидуального подхода в условиях обучения, при которых ученики вступают в различные взаимодействия с разными участниками учебного процесса. У каждого ученика предполагается свой маршрут продвижения, на пересечениях маршрутов организуются временные объединения учащихся для выполнения конкретных задач по принципу: "Каждый - цель, каждый - средство". Ученик выполняет свою учебную задачу в разных сочетаниях организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой или коллективной (парах сменного состава).
Цели урока:
Обучающая:
- Обобщение и систематизация известных учащимся сведений об имени числительном и числе.
- Пропевдическое ознакомление учащихся 5 классов с именем числительным и его синтаксической функцией в предложении.
- Формирование навыков употребления числительных в конкретных речевых ситуациях.
Воспитательная:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Умение обучающихся работать в содружестве.
- Формирование положительной учебной мотивации.
Развивающая:
- Сознательное восприятие учебного материала.
- Развитие памяти, логического мышления.
- Воспитание навыков самоконтроля и рефлексии.
Задачи:
- Уметь распознать числительное как часть речи.
- Знать правописание математических терминов и применение математических действий.
- Уметь склонять числительные и употреблять их в соответствии речевым нормам русского языка.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Технологии, применяемые на уроке:
- Интегрированного обучения.
- Личностно-ориентированного обучения.
- Игровые.
- Проблемно-поисковые.
Оборудование:
- Компьютер (планшеты).
- Карточки-помощники.
- Раздаточный материал
- Маршрутные листы.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и проверка базовых умений по изучаемой теме.
- Работа по теме урока: "Устная разминка" (6-11 кл.) 5 класс - опережающее ознакомление с темой на основе литературных отрывков.
- Коллективное составление плана-схемы « Разряды имен числительных».
- Орфографическо-математический диктант (5-6, 7-8, 9-11 классы).
- Устный счет (6-9 кл.) 5 кл. - составление текста с использованием числительных.
- Практическая работа по отработке базовых умений темы.
- Творческое задание: решение кроссворда на лингвистическую тему.
- Развитие речи. Составление текста.
- Рефлексия
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
С цифрами и числами мы сталкиваемся везде: в магазине, на улице; оплачиваем счета, мы слышим их по радио и телевидению. Наш век называют веком цифровых технологий. Цифры, числа могут показаться тем, кто не умеет видеть за ними науку, простыми знаками. Сегодня мы будем изучать сравнительно молодую часть речи в русском языке - имя числительное, знать ее очень полезно и нужно.
II. Работа по теме урока. Актуализация знаний
1. Начнём урок с устной разминки. Продолжите предложения (6-11 кл.)
1. Все числительные по значению делятся на…. (количественные и порядковые)
2. Среди количественных числительных выделяются…(целые, дробные, собирательные)
3. Количественные числительные по составу бывают.. (простые, сложные и составные)
4. Дробные числительные, кроме слов... составные (полтора, полтораста)
5. Порядковые числительные отвечают на вопрос …. и в предложении являются …
Определяем цели и задачи урока
III. Составление плана-схемы об имени числительном, обсуждение
Запишите ответы на вопросы, используя числительные (5 кл.)
- Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
- Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?
- Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
- Сколько было мушкетёров в романе А.Дюма?
- Сколько было месяцев в известной сказке Маршака? (30 лет и 3 года,7 богатырей,2 зайца,3 мушкетёра, 12 месяцев)
IV. Орфографическо-математический диктант. Запишите ответ одним словом.
- Наибольшая единица измерения расстояния - километр
- Наименьшая единица измерения времени - секунда
- Целое число, следующее за десятком - одиннадцать
- Мера массы в 100 кг - центнер
- Тысяча граммов - килограмм
- Сотая часть числа - процент
- 1 000 000 - миллион
- 1 000 000 000 - миллиард
- 200 - двести
- 300 - триста
- 400 - четыреста
V. Количественные числительные. Склонение сложных числительных
Устный счет. (6-11 класс) Запишите числительные в нужном падеже
854 сложить с 232 |
Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью двумя, получится |
1 086 |
Из 947 вычесть 325 |
Из девятисот сорока семи вычесть триста двадцать пять, получится |
622 |
К 342 прибавить 679 |
К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится |
1 021 |
От 878 отнять 511 |
От восьмисот семидесяти восьми отнять пятьсот одиннадцать, получится |
367 |
С 453 сложить 746 |
С четырьмястами пятьюдесятью тремя сложить семьсот сорок шесть, получится |
1 199 |
5-6 кл. Устная работа. Составьте текст о прогнозе погоды объемом 4-5 предложений с использованием числительных
VI. Задание №3 (7-8, 9-11 кл.) Практическая работа
Распределите данные слова на четыре группы:
- имя существительное;
- имя прилагательное;
- имя числительное;
- глагол.
Двойной, тройка, удвоить, второй пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, десятичная (дробь).
5-7 кл.
Раскройте скобки. Употребите имена числительные с названиями месяцев в нужном падеже. Между 11 и 13 (сентябрь); к 1 (сентябрь); с 12 (октябрь) по 2 (май); перед 8 (март); к празднику 9 (май); готовимся к 12 (апрель).
Найди ошибку (6-9 кл). 5 кл. Синтаксическая функция числительных.
Трое подруг | Три девицы под окном пряли поздно вечерком |
Пятеро тигрят | Все повторяю первый стих |
Двое ножниц |
Четверо друзей отправились в поход |
Семеро суток | На них он выменял борзые три собаки |
Четверо женщин
С обеими ботинками Шестеро друзей Трехсот сорок первого |
Кроссворд (5-11 кл.) Маршрутный лист, задание № 5.
Проверка кроссворда.
Развитие речи.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы с использованием числительных широко используются в русском языке, ведь в них заключена мудрость народа. Например, один в поле не воин, семеро одного не ждут, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Творческое задание. Раскройте смысл понравившейся пословицы на примере из литературного произведения или жизненного опыта.
1 группа (5-6 кл.)
- Один пашет, семеро руками машут.
- Два сапога - пара.
- Один с сошкой, а семеро с ложкой.
- Трое осудят, десятеро рассудят.
2 группа (7-8 кл.)
- Семь верст - не крюк.
- Один рубит, а семеро в кулаки трубят.
- Без четырех углов изба не рубится.
- Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
3 группа (9-11 кл.)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Без четырех углов изба не рубится.
- У семи нянек дитя без глаза.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.