Работа с синонимами на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Логопедия, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: русский язык, синонимы


Понимают ли современные дети русский язык, на котором говорят с рождения? Казалось бы, вопрос с однозначным ответом «да», но не всё так просто и однозначно.

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классах и подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку выявляют у обучающихся большие трудности. Дети могут создавать тексты, но при этом речевые конструкции довольно простые, да и те весьма однообразны. В обыденной же речи современные школьники оперируют весьма ограниченной лексикой.

Простой пример. Попросите современного школьника описать какое-либо событие, свидетелем или участником которого он был. Скорее всего получится примерно такой диалог:

- Ты видел вчера салют? Расскажи мне, какой он был?

- Было классно!

- Какой же был салют?

- Стреляли много. Было круто!

- Опиши, какие были залпы?

- Разные: красные, зелёные, желтые.

И далее разговор становится неинтересным для всех, потому что описание предмета или события вызывает трудность, не хватает слов для того, чтобы описать событие.

И это пример устного высказывания. А что уж говорить о письменной речи. Младшие школьники, особенно логопаты- это особая проблема.

Вернемся к описанию салюта, какой он все же был? Салют был прекрасный, яркий, необычный, местами неожиданный, восхитительный, волшебный, потрясающий, замечательный, первосортный… Описывая его, очень пригодились бы синонимы, но дети редко употребляют их в своей речи. Потому, что не понимают значения и смысловых оттенков многих слов. Современные учителя, логопеды ежедневно сталкиваются с подобными примерами. Особенно ярко это заметно при написании изложений или сочинений. Причем сами дети никакой проблемы тут не видят. Все же понятно…

К сожалению, современные учебники нацелены на работу с отдельным словом, а не с предложением или целым текстом. Одиночное слово не имеет контекста, следовательно, нет необходимости заменять его чем-либо.

Тема «Синонимы» изучается во всех классах начальной школы. После изучения темы считается, что учащиеся будут использовать в своей речи синонимы регулярно и абсолютно к месту. Увы, это не так. Работа с синонимами должна проводиться практически ежедневно, на разных уроках, малыми крупицами. Тогда можно надеяться на положительный результат.

На своих занятиях мы часто предлагаем ребятам заменить синонимом какое-либо конкретное слово. Обращаем внимание на то, что использование синонимичного слова делает нашу речь более яркой, более точной, более выразительной.

Например:Человек идет по дороге. Замените синонимом слово человек. Это может быть путник, бродяга, путешественник, прохожий. Употребление каждого из этих слов по-другому расставляет смысловые акценты, придает предложению иное значение.Дети часто проходят мимо таких «тонкостей». А если заменить синонимом глагол, то зазвучат «шагает, бредет, топает, ползёт, спешит, шествует, ковыляет». Такое задание всегда оживляет занятие. Делает его увлекательным, запоминающимся. Ребята начинают фантазировать, представляя этого «человека» во всех красках. Запоминают эти слова и принимают их в свой активный словарь.

Такие веселые минутки можно проводить в качестве разминки или паузы на уроке или логопедическом занятии. Вначале работы учитель помогает ребятам выбрать слова из списка, увидеть разницу. Это задание как правило не вызывает особых затруднений. Нужно отметить, что в предложении заменяется синонимом только одно слово, дабы избежать путаницы. Постепенно работа усложняется. В предложенном списке слов есть слова, которые нельзя употребить в данном контексте. Важно научить детей понимать различие между синонимами, которое проявляется в способности к сочетанию с другими словами. Например, пожилой - старый. Можно сказать старый дом, старое пальто, старая книга и т.д. А синоним пожилой употребляется только по отношению к человеку: пожилой человек, пожилая женщина.

Синонимы, обозначающие признак, часто отличаются друг от друга большей или меньшей степенью проявления этого признака. Так, в синонимическом ряду влажный - сырой - мокрый прилагательные расположены в порядке возрастания признака: сырой - сильнее пропитанный жидкостью, чем влажный; мокрый - более обильно пропитанный жидкостью, влагой, чем сырой.

Существенную помощь в работе по подбору синонимов может оказать «Словарь синонимов русского языка». К сожалению, современные школьники не привыкли обращаться к словарям. И если работа со словарём-книгой некоторым может показаться скучной, то можно поработать и онлайн. Сегодня в интернете можно найти массу примеров.

Мы предлагаем ряд упражнений, помогающих расширить лексический запас учащихся.

Выбери близкие по смыслу слова

  • Враг - лгун, хвастун, противник, неприятель, болтун.
  • Смелый - храбрый, честный, добрый, мудрый, отважный.
  • Большой - красивый, талантливый, огромный, приятный, громадный.
  • Смеяться - петь, хихикать, плакать, хохотать, беседовать.
  • Плакать - грустить, хныкать, тосковать, рыдать, печалиться.

Найди в каждой строке среди слов-синонимов лишнее слово. Докажи правильность своего ответа.

  • Храбрый, смелый, хладнокровный, отважный;
  • Сообщить, сделать, сказать, объявить;
  • Грустно, уныло, печально, спокойно.

Составь группы родственных слов по образцу

  • Вежливо - вежливый - вежливость

Расположите прилагательные по степени нарастания признака.

  • Оглушительный, громкий, громовой.
  • Пронзительный, резкий, визгливый.
  • Срочный, неотложный, немедленный.
  • Краткий, мгновенный, срочный.
  • Прохладный, холодный, ледяной
  • Горячий, огненный, тёплый

Сравни значения слов. Составь предложения.

  • Раздражение - злость - гнев - ярость - бешенство

Запиши синонимы по силе действия (по силе проявления признака): от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного.

  • Тащился, брёл, шёл, нёсся, бежал.
  • Смеяться, хохотать, гоготать, хихикать.
  • Тлеть, пламенеть, гореть, пылать.
  • Шептать, орать, говорить, кричать
  • Капать, идти, лить, моросить

Подберите к данным словам синонимы.

  • Вещи - багаж, буря, неприятель, режим, странник, друг, дорога, боязнь.

Слова для справок: путешественник, приятель, ураган, противник, распорядок, путь, страх.

Синонимы в словосочетаниях

Составь словосочетания со словами

  • Иностранный - заграничный - зарубежный - чужеземный - заморский (туристы, товары, газеты, обычаи, чудеса)

Придумай словосочетания к каждому слову

  • Робкий-боязливый-пугливый-несмелый
  • Прекрасный-пригожий-привлекательный-живописный
  • Быстрый-шустрый-проворный
  • Смелый-отважный-бесстрашный

Замени словосочетание одним словом.

  • Наводить порядок - …
  • Быстро бежать - …
  • Громко говорить - …
  • Громко плакать - …
  • Надевать одежду - …

Подбери к словосочетаниям слово (сочетание слов), близкое по значению

  • Свежий ветер (новый, тёплый, знакомый, прохладный, странный)
  • Свежий хлеб (бодрый, чистый, новый, чёрствый, недавно испечённый)
  • Свежая рубашка (приятная, шёлковая, белая, чистая, нарядная)
  • Весёлый рассказ (короткий, смешной, грустный, с картинками, детский)
  • Верный друг (преданный, старший, живущий рядом, новый, весёлый)

Составь словосочетания. Объясни свой выбор.

  • Жаркий, горячий, жгучий (солнце, день, привет).
  • Влажный, мокрый (воздух, трава).
  • Густой, глухой, дремучий (старик, туман, тайга).
  • Толстый, жирный (книга, мясо).
  • Аккуратный, чистый (воздух, ученик).

К словам верхней строки подбери подходящие по смыслу слова нижней строки.

  • Толпа, рой, караван, стая, стадо, табун, отара;
  • Лошади, пчёлы, коровы, верблюды, зеваки, овцы, голуби.

Сравните словосочетания. Замените прилагательные синонимами.

  • Тихая езда, тихий голос.
  • Густой лес, густой туман.
  • Горячая вода, горячее лето.
  • Тёмное небо, тёмное лицо.
  • Старая книга, старый человек.
  • Верный друг, верный ответ.
  • Крепкая верёвка, крепкий организм.
  • Свежий ветер, свежая газета.
  • Чёрный конь, чёрное пятно.
  • Быстрая машина, быстрая белочка.

Синонимы в предложениях

Вставьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок.

  • … взрыв потряс воздух. Раздался … вой сирены.
  • Во дворе были слышны … голоса ребят.

(звонкий, оглушительный, пронзительный)

  • Эта лошадь очень …. Ночь была … и тёплая.
  • … жизнь оборвала война. Мне понравилась … речь.

(спокойная, смирная, тихая, мирная).

  • Молния ударила в … дуб. На краю деревни стояла … избушка.
  • В музее была … мебель.

(старинный, ветхий, старый).

Составь предложение с каждым из слов

  • Вежливо, учтиво, любезно.

Подбери глаголы к фразеологическим оборотам:

  • Повесил нос. (заболел, приуныл, захворал)
  • Надуть губы. (обидеться, дразниться, кривляться)

Вставь одно из слов известие - сообщение - весть - новость в предложения:

  • Мы получили … о болезни Коли. Это ... обеспокоило нас всех.

Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы.

Объясни значение глаголов.

  • Ласточка … над гнездом. Над цветами … бабочки.
  • Земля … вокруг солнца (вращаться, кружиться, виться).
  • Сестра … своё новое платье. Пограничники … наши границы.
  • Собака … дом (охранять, беречь, сторожить).

Вставь в предложение подходящее слово из скобок.

Объясни свой выбор.

  • В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо.
  • В помещении сделали (сырая, влажная) уборку.
  • Пассажиры приехали в Москву на (скорый, стремительный) поезде. Бойцы бросились в (скорую, стремительную) атаку.
  • Директор положил на стол (толстая, жирная) папку.
  • В духовке жарился (толстый, жирный) гусь.

Замените в предложениях выделенные прилагательные синонимами (так, чтобы не изменился смысл).

  • Стояло жаркое лето (чудесное, знойное, безоблачное).
  • В овраге был студёный ключ (быстрый, прозрачный, холодный).
  • Проворная белка перепрыгивала с одного дерева на другое (быстрая, маленькая, весёлая).
  • Неповоротливый медведь встал на задние лапы (огромный, неуклюжий, добродушный).

Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение.

  • Стояло (жаркое, горячее) лето.
  • Мальчики искупались и легли загорать на (жаркий, горячий) песок.
  • Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

Какое слово повторяется? Исправь предложение.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

При исправлении предложения используй слова: робкие, трусливые, боязливые.

Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали.

При исправлении предложения используй слова: печальный.

Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри.

При исправлении предложения используй слова: микроскопический, крошечный.

У тётушки была медленная походка, медленная речь и медленные жесты.

При исправлении предложения используй слова: медлительный, неторопливый.

Тихая старушка тихо шла по тихой улице.

При исправлении предложения используй слова: медленно, спокойная.

Найди синонимы в пословицах.

  • Спеши - не спеши, а поторапливайся.
  • Приятелей много, а друга нет.
  • С глаз долой, из сердца - вон.
  • Кто ест скоро, тот и работает споро.

Оттенки значения синонимов.

Задание. Расположите прилагательные по степени нарастания признака.

  • Оглушительный, громкий, громовой.
  • Пронзительный, резкий, визгливый.
  • Срочный, неотложный, немедленный.
  • Краткий, мгновенный, срочный.
  • Прохладный, холодный, ледяной
  • Горячий, огненный, тёплый

Сравни значения слов. Составь предложения.

  • Раздражение - злость - гнев - ярость - бешенство

Запиши синонимы по силе действия (по силе проявления признака): от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного.

  • Тащился, брёл, шёл, нёсся, бежал.
  • Смеяться, хохотать, гоготать, хихикать.
  • Тлеть, пламенеть, гореть, пылать.
  • Шептать, орать, говорить, кричать.
  • Капать, идти, лить, моросить, хлестать.