Цель: учиться изменять местоимения I и II лица по падежам, учиться определять падеж местоимения.
Планируемые результаты: учащиеся освоят способ определения падежа местоимения, продолжат работу над формированием умения анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, карточки к уроку, сигнальные карточки.
1. Мотивация к учебной деятельности
Ребята, прочитайте отрывок.
Орешек знанья тверд,
Но все же, мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет,
Желание все знать.
- Дети, какие слова здесь являются ключевыми?
- Чтобы это желание осуществить, что надо делать?
-У вас есть это желание? Тогда, вперёд, к знаниям!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Прослушайте фрагмент песни «Я, ты, он, она».
- Какие слова указали на то, кто является дружной семьей?
- Почему эти слова я вам предложила? (Они являются местоимениями. Это тема прошлого урока)
Работа в парах.
Предлагаю вам поработать в парах. Возьмите карточку №1, прочитайте задание.
(Вставить в таблицу местоимения из песни).
Проверка у доски, выходит пара учеников и вставляет выбранные местоимения в таблицу, написанную на доске.
- Кто не согласен с ребятами?
- Всю ли таблицу мы заполнили(нет), дополните её недостающими местоимениями.
Дети заполняют у себя в паре, у доски заполняют таблицу отвечающие ученики.
- Что вы знаете о местоимениях? (правило о местоимении как части речи, имеет лицо, изменяется по числам).
- Ребята, возьмите карточку №2. Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно. Затем один ученик читает выполненную работу вслух.
- Кто не согласен?
Карточка №2
Прочитай предложения, вставляя недостающие местоимения в нужной форме.
Я весёлый человек. Со(мной) интересно. (Мне) везёт на друзей.
Ты …(тебе) весь вечер звонили. У(тебя) был занят номер.
- Что произошло с местоимениями? (они изменились)
- Почему они изменились? Как они изменились?
Почему не можете ответить на вопросы? (нет знаний)
3. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Да, тема нашего урока «Изменение местоимений 1 и 2 лица по падежам» Правописание местоимений.
- Какие цели мы себе поставим?
Учиться изменять местоимения 1 и 2 лица по падежам, учиться определять падеж местоимений, правильно писать местоимения .
4. Открытие нового знания
Сейчас предлагаю вам работу в группах. Прочитайте задание в карточке №3.
(У каждой группы есть таблица и указаны местоимения, которые нужно изменить по падежам)
Проверка задания- группа выходит к доске, читает свою таблицу, на слайде всплывают их ответы)
- Что произошло с личными местоимениями? Они изменились по падежам.
- Какая часть речи изменяется по падежам с такими же вопросами (имя существительное).
- Почему в словах есть буквы, выделенные красным цветом? Это безударные гласные. Правописание этих слов нужно запомнить.
- Как определить падеж местоимения в предложении? Выведите алгоритм, работая в группе.
- Дети зачитывают свой алгоритм, учитель вывешивает его на доске.
5. Первичное закрепление во внешней речи
- Вернитесь к карточке №2 и проработайте вслух, определяя падеж местоимений по алгоритму.
Проверка работы-дети диктуют полученные ответы, учитель записывает на доске.
Динамическая пауза.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Карточка №4.
Записать местоимения в нужной форме, определить падеж.
Прочитай текст. Запиши данные местоимения в нужной форме, определи падеж местоимений.
Я поздравляю (ты) с праздником. К (мы) в класс пришёл новый ученик. Он быстро подружился с (мы). Я хочу спеть вместе с (вы). У (мы) в саду есть беседка.
Самопроверка по эталону на экране.
- У кого все задание выполнено правильно?
- Кто допустил неточности?
- Кто правильно определил падеж местоимений?
7. Включение в систему знаний и повторение
- Для чего местоимения нужно изменять по падежам?
- Где мы можем это применить? (при написании сочинений, в речи, чтобы не допускать повторов слов)
Поработаем в парах с текстом.
Карточка №5.
Отредактируйте текст. Используйте вместо повторяющегося существительного «мама «личное местоимение «ты» в разных падежах.
Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Я буду внимателен к маме, буду заботиться о маме, беречь маму. Мама заслужила это!
8. Рефлексия деятельности
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие цели мы ставили?
- Как вы думаете, мы их достигли?
- Чему вы научились?
- Какие сложности у вас возникли?
- Какую цель мы поставим на следующий урок? (продолжить работу по отработке умений определять падеж местоимений)
- Спасибо, урок окончен.