Изменение местоимений 1 и 2 лица по падежам. Правописание местоимений. 4-й класс. ФГОС

Разделы: Русский язык

Класс: 4

Ключевые слова: ФГОС, местоимение


Цель: учиться изменять местоимения I и II лица по падежам, учиться определять падеж местоимения.

Планируемые результаты: учащиеся освоят способ определения падежа местоимения, продолжат работу над формированием умения анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, карточки к уроку, сигнальные карточки.

1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, прочитайте отрывок.

Орешек знанья тверд,
Но все же, мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет,
Желание все знать.

- Дети, какие слова здесь являются ключевыми?

- Чтобы это желание осуществить, что надо делать?

-У вас есть это желание? Тогда, вперёд, к знаниям!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Прослушайте фрагмент песни «Я, ты, он, она».

- Какие слова указали на то, кто является дружной семьей?

- Почему эти слова я вам предложила? (Они являются местоимениями. Это тема прошлого урока)

Работа в парах.

Предлагаю вам поработать в парах. Возьмите карточку №1, прочитайте задание.

(Вставить в таблицу местоимения из песни).

Проверка у доски, выходит пара учеников и вставляет выбранные местоимения в таблицу, написанную на доске.

- Кто не согласен с ребятами?

- Всю ли таблицу мы заполнили(нет), дополните её недостающими местоимениями.

Дети заполняют у себя в паре, у доски заполняют таблицу отвечающие ученики.

- Что вы знаете о местоимениях? (правило о местоимении как части речи, имеет лицо, изменяется по числам).

- Ребята, возьмите карточку №2. Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно. Затем один ученик читает выполненную работу вслух.

- Кто не согласен?

Карточка №2

Прочитай предложения, вставляя недостающие местоимения в нужной форме.

Я весёлый человек. Со(мной) интересно. (Мне) везёт на друзей.

Ты …(тебе) весь вечер звонили. У(тебя) был занят номер.

- Что произошло с местоимениями? (они изменились)

- Почему они изменились? Как они изменились?

Почему не можете ответить на вопросы? (нет знаний)

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Да, тема нашего урока «Изменение местоимений 1 и 2 лица по падежам» Правописание местоимений.

- Какие цели мы себе поставим?

Учиться изменять местоимения 1 и 2 лица по падежам, учиться определять падеж местоимений, правильно писать местоимения .

4. Открытие нового знания

Сейчас предлагаю вам работу в группах. Прочитайте задание в карточке №3.

(У каждой группы есть таблица и указаны местоимения, которые нужно изменить по падежам)

Проверка задания- группа выходит к доске, читает свою таблицу, на слайде всплывают их ответы)

- Что произошло с личными местоимениями? Они изменились по падежам.

- Какая часть речи изменяется по падежам с такими же вопросами (имя существительное).

- Почему в словах есть буквы, выделенные красным цветом? Это безударные гласные. Правописание этих слов нужно запомнить.

- Как определить падеж местоимения в предложении? Выведите алгоритм, работая в группе.

- Дети зачитывают свой алгоритм, учитель вывешивает его на доске.

5. Первичное закрепление во внешней речи

- Вернитесь к карточке №2 и проработайте вслух, определяя падеж местоимений по алгоритму.

Проверка работы-дети диктуют полученные ответы, учитель записывает на доске.

Динамическая пауза.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Карточка №4.

Записать местоимения в нужной форме, определить падеж.

Прочитай текст. Запиши данные местоимения в нужной форме, определи падеж местоимений.

Я поздравляю (ты) с праздником. К (мы) в класс пришёл новый ученик. Он быстро подружился с (мы). Я хочу спеть вместе с (вы). У (мы) в саду есть беседка.

Самопроверка по эталону на экране.

- У кого все задание выполнено правильно?

- Кто допустил неточности?

- Кто правильно определил падеж местоимений?

7. Включение в систему знаний и повторение

- Для чего местоимения нужно изменять по падежам?

- Где мы можем это применить? (при написании сочинений, в речи, чтобы не допускать повторов слов)

Поработаем в парах с текстом.

Карточка №5.

Отредактируйте текст. Используйте вместо повторяющегося существительного «мама «личное местоимение «ты» в разных падежах.

Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.

Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Я буду внимателен к маме, буду заботиться о маме, беречь маму. Мама заслужила это!

8. Рефлексия деятельности

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какие цели мы ставили?

- Как вы думаете, мы их достигли?

- Чему вы научились?

- Какие сложности у вас возникли?

- Какую цель мы поставим на следующий урок? (продолжить работу по отработке умений определять падеж местоимений)

- Спасибо, урок окончен.