Программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Пояснительная записка

I. Цель:

- разработать внутришкольную сетевую модель подготовки учащихся к ЕГЭ.

II. Задачи:

- выработать единую внутришкольную систему качественной подготовки учащихся к ЕГЭ;

- адаптировать педагогические технологии системы подготовки учащихся к ЕГЭ;

- провести экспериментальную проверку эффективности педагогических технологий системы подготовки учащихся к ЕГЭ в рамках школы.

III. Показатели:

- положительная динамика учебных мотивов;

- сохранение мотивации к сдаче ЕГЭ, к подготовке.

IV. Содержание обучения

1. Фонетика.

2. Лексика и фразеология.

3. Морфемика и словообразование.

4. Грамматика. Морфология.

5. Грамматика. Синтаксис.

6. Орфография.

7. Пунктуация.

8. Речь.

9. Языковые нормы.

10. Выразительность русской речи.

11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

V. Основные формы работы:

- расширение и углубление теоретических сведений по вопросам;

- практикум (работа с тестами);

- лабораторная работа (работа с текстами).

VI. Критерии ожидаемых результатов:

  1. повышение мотивации учащихся на учебную деятельность.
  2. качественная сдача ЕГЭ;
  3. ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ЕГЭ.

VII. Требования к подготовке учащихся по предмету

1. Умение проводить фонетический анализ слова.
2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.
3. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.
4. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.
4. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.
5. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.
6. Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.
7. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
8. Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
9. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.
10. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.
11. Умение проводить лексический анализ слов.
12. Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.
13. Умения проводить орфографический анализ слова, предложения.
14. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
15. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.
16. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.
17. Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.
18. Умение определять стили речи.
19. Умение определять основные способы образования слов.
20. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.
21. Умение проводить синтаксический анализ предложения.
22. Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.
23. Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного.
24. Умение последовательно излагать собственные мысли.
25. Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
26. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

 

VIII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать:

– учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2002-2004;
  3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман – Орлова и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа, 2004;
  4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык: 5-9 классы// Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003.

IX. Практикум для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

1. Фонетика (2 часа)

Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Фонетический анализ слова.

2. Лексика и фразеология (5 часов)

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

3. Морфемика и словообразование (3 часа)

Значимые части слова (морфемы). Суффиксы. Приставки.

Морфемный анализ слова. Разбор слова по составу /определение значимых частей/.

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

4. Грамматика. Морфология (2 часа)

Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

5. Грамматика. Синтаксис. Пунктуация. (16 часов)

Словосочетание

Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила построения словосочетания. Синтаксические нормы управления в словосочетании. Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции, беспредложной конструкции вместо предложного сочетания, падежных форм и предлогов.

Предложение

Нарушение логических связей между словами и изменение смыслового содержания в предложении.

Подлежащее

Способы выражения подлежащего. Выражение подлежащего инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием (со значением: количественным, совместности, избирательности, приблизительности), фразеологическим сочетанием, предложением.

Сказуемое

Способы выражения простого глагольного сказуемого: междометный (усеченный) глагол.

Способы выражения составного глагольного сказуемого: устойчивые словосочетания с модальным значением. Составное глагольное сказуемое, выраженное сочетанием инфинитива и личного глагола. Способы выражения именной части составного именного сказуемого: предложно-падежные формы существительных, неделимое или фразеологическое сочетание. Осложненное составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого.

Второстепенные члены предложения

Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Приложение. Виды дополнений и обстоятельств.

Односоставные предложения

Типы односоставных предложений. Неполные предложения.

Предложения с однородными членами

Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Предложения с обособленными членами

Виды обособленных членов. Употребление деепричастных оборотов. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Предложения с вводными словами и обращениями

Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях.

Сложное предложение

Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное предложение

Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами связи

Союзная и бессоюзная связь в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложном предложении.

Способы передачи чужой речи

Цитаты. Косвенная речь. Прямая речь. Синтаксический анализ простого предложения.

Синтаксический анализ сложного предложения.

6. Орфография (12 часов)

Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц (2 часа). Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц (2 часа).

Употребление Ь и Ъ (1 час). Правописание корней. Правописание приставок (4 часа).

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-) (2 часа).

Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи (2 часа).

Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (3 часа).

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (2 часа).

Правописание отрицательных местоимений и наречий (2 часа).

Правописание НЕ и НИ (1 час). Правописание служебных слов (1 час).

Правописание словарных слов (1 час). Слитное, дефисное, раздельное написание (2 часа).

Орфографический анализ (1 час).

7. Пунктуация (15 часов)

Знаки препинания в сложных предложениях

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Последовательное подчинение.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире. Синонимичность бессоюзных и союзных предложений.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Тире в простом и сложном предложении

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.

Двоеточие в простом и сложном предложении

Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Пунктуация в простом и сложном предложении

3наки препинания при опасном союзе И в простых и сложных предложениях. Разделительные и выделительные знаки. Сочетание союзов и знаки препинания при них.

Пунктуационный анализ

Структура предложений. Отличие односоставных предложений и двусоставных. Знание причастий и деепричастий для постановки знаков препинания. Обособление второстепенных членов предложений.

8. Речь. (6 часов)

9. Языковые нормы. (4 часа)

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Средства связи предложений в тексте

Параллельная связь, кольцевая, последовательная; замена слов синонимичными.

Стили и функционально-смысловые типы речи

Стили речи: научный стиль, официально-деловой, художественный, публицистический. Типы речи: повествование, описание, рассуждение, комбинированные.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

Анализ текста

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи

10. Выразительность русской речи (4 часа)

Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики (4 часа).

11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров (1 час)

Приложение 1

Приложение 2