Пояснительная записка
I. Цель:
- разработать внутришкольную сетевую модель подготовки учащихся к ЕГЭ.
II. Задачи:
- выработать единую внутришкольную систему качественной подготовки учащихся к ЕГЭ;
- адаптировать педагогические технологии системы подготовки учащихся к ЕГЭ;
- провести экспериментальную проверку эффективности педагогических технологий системы подготовки учащихся к ЕГЭ в рамках школы.
III. Показатели:
- положительная динамика учебных мотивов;
- сохранение мотивации к сдаче ЕГЭ, к подготовке.
IV. Содержание обучения
1. Фонетика.
2. Лексика и фразеология.
3. Морфемика и словообразование.
4. Грамматика. Морфология.
5. Грамматика. Синтаксис.
6. Орфография.
7. Пунктуация.
8. Речь.
9. Языковые нормы.
10. Выразительность русской речи.
11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
V. Основные формы работы:
- расширение и углубление теоретических сведений по вопросам;
- практикум (работа с тестами);
- лабораторная работа (работа с текстами).
VI. Критерии ожидаемых результатов:
VII. Требования к подготовке учащихся по предмету
1. | Умение проводить фонетический анализ слова. |
2. | Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка. |
3. | Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка. |
4. | Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. |
4. | Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. |
5. | Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка. |
6. | Умение использовать основные приемы информационной обработки текста. |
7. | Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. |
8. | Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. |
9. | Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. |
10. | Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам. |
11. | Умение проводить лексический анализ слов. |
12. | Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. |
13. | Умения проводить орфографический анализ слова, предложения. |
14. | Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания. |
15. | Умение проводить пунктуационный анализ предложения. |
16. | Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. |
17. | Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения. |
18. | Умение определять стили речи. |
19. | Умение определять основные способы образования слов. |
20. | Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания. |
21. | Умение проводить синтаксический анализ предложения. |
22. | Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста. |
23. | Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного. |
24. | Умение последовательно излагать собственные мысли. |
25. | Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. |
26. | Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. |
VIII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать:
– учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2002-2004;
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман – Орлова и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа, 2004;
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык: 5-9 классы// Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003.
IX. Практикум для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
1. Фонетика (2 часа)
Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Фонетический анализ слова.
2. Лексика и фразеология (5 часов)
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
3. Морфемика и словообразование (3 часа)
Значимые части слова (морфемы). Суффиксы. Приставки.
Морфемный анализ слова. Разбор слова по составу /определение значимых частей/.
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
4. Грамматика. Морфология (2 часа)
Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
5. Грамматика. Синтаксис. Пунктуация. (16 часов)
Словосочетание
Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила построения словосочетания. Синтаксические нормы управления в словосочетании. Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции, беспредложной конструкции вместо предложного сочетания, падежных форм и предлогов.
Предложение
Нарушение логических связей между словами и изменение смыслового содержания в предложении.
Подлежащее
Способы выражения подлежащего. Выражение подлежащего инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием (со значением: количественным, совместности, избирательности, приблизительности), фразеологическим сочетанием, предложением.
Сказуемое
Способы выражения простого глагольного сказуемого: междометный (усеченный) глагол.
Способы выражения составного глагольного сказуемого: устойчивые словосочетания с модальным значением. Составное глагольное сказуемое, выраженное сочетанием инфинитива и личного глагола. Способы выражения именной части составного именного сказуемого: предложно-падежные формы существительных, неделимое или фразеологическое сочетание. Осложненное составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого.
Второстепенные члены предложения
Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Приложение. Виды дополнений и обстоятельств.
Односоставные предложения
Типы односоставных предложений. Неполные предложения.
Предложения с однородными членами
Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Предложения с обособленными членами
Виды обособленных членов. Употребление деепричастных оборотов. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Предложения с вводными словами и обращениями
Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях.
Сложное предложение
Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное предложение
Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи
Союзная и бессоюзная связь в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложном предложении.
Способы передачи чужой речи
Цитаты. Косвенная речь. Прямая речь. Синтаксический анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
6. Орфография (12 часов)
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц (2 часа). Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц (2 часа).
Употребление Ь и Ъ (1 час). Правописание корней. Правописание приставок (4 часа).
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-) (2 часа).
Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи (2 часа).
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (3 часа).
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (2 часа).
Правописание отрицательных местоимений и наречий (2 часа).
Правописание НЕ и НИ (1 час). Правописание служебных слов (1 час).
Правописание словарных слов (1 час). Слитное, дефисное, раздельное написание (2 часа).
Орфографический анализ (1 час).
7. Пунктуация (15 часов)
Знаки препинания в сложных предложениях
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Последовательное подчинение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире. Синонимичность бессоюзных и союзных предложений.
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложении
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.
Двоеточие в простом и сложном предложении
Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Пунктуация в простом и сложном предложении
3наки препинания при опасном союзе И в простых и сложных предложениях. Разделительные и выделительные знаки. Сочетание союзов и знаки препинания при них.
Пунктуационный анализ
Структура предложений. Отличие односоставных предложений и двусоставных. Знание причастий и деепричастий для постановки знаков препинания. Обособление второстепенных членов предложений.
8. Речь. (6 часов)
9. Языковые нормы. (4 часа)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Средства связи предложений в тексте
Параллельная связь, кольцевая, последовательная; замена слов синонимичными.
Стили и функционально-смысловые типы речи
Стили речи: научный стиль, официально-деловой, художественный, публицистический. Типы речи: повествование, описание, рассуждение, комбинированные.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Анализ текста
Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
10. Выразительность русской речи (4 часа)
Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики (4 часа).
11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров (1 час)