Урок русского языка в 8-м классе "Назывные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели.

  • повторить знания учащихся об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; знакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить отличать виды односоставных предложений друг от друга.
  • развивать связную речь, воображение, мышление, память; учить самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме, задачи, которые необходимо решить на уроке.
  • воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование. Современные песни на тему “Зима”. Иллюстрации и слайды “Зимний пейзаж”. Учебник “Русский язык. 8” под редакцией С. Г. Бархударова. Таблица “Виды односоставных предложений”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Звучит песня “Снежинки” в исполнении группы “Всегда!”

- Сегодня я предлагаю вам со мной прогуляться по зимней стране Односоставных предложений. Я не оговорилась… Как вы думаете, почему от односоставных предложений веет холодком? (В строении этих предложений присутствует только один главный член предложения.) Но, несмотря на это их холодное качество, мы постараемся на уроке увидеть, что односоставные предложения могут быть красивыми и не менее важными в нашей речи, чем двусоставные.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнение 208 на странице 95.

Задание. Сгруппировать предложения по наличию главных членов. Работа по рядам:

Ребята I ряда называют определённо-личные предложения. (Идёмте верхней тропой. Вот и едешь в этой траншее, как в корыте. Там уж влево-вправо не свернёшь.)
Ребята II ряда – неопределённо-личные. (Пар давно закрыли.)
Ребята III ряда – безличные. (Смеркается. Безлюдно. Звёздно. В полях темнело. Пустынно. Не бывать ему в гостиной. Темно. Темно. Тут снега наметает метра на три.

Дополнительные задания.

  1. Почему не выписали остальные предложения? (Двусоставные.) В чём отличие односоставных от двусоставных предложений?
  2. Какие орфографические правила пришлось вспомнить при выполнении упражнения?

III. Повторение.

1) Запись в тетрадях. Оформление классной работы.

2) Синтаксическая пятиминутка. Выполнить синтаксический разбор предложения. Ученик у доски.

В снежном поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца.

При необходимости ученики задают дополнительно вопросы по изученной теме и оценивают ответ одноклассника.

3) Тестовая работа.

Задание. Указать виды односоставных предложений, используя цифровое обозначение:

1 – обобщённо-личное предложение,
2 – безличное предложение,
3 – определённо-личное предложение,
4 – неопределённо-личное предложение.

  1. Всё больше заносит снегом окошко.
  2. Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями.
  3. Весело катались на санках с высокой снежной горы.
  4. Снегу намело в деревне почти до крыш.
  5. Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих в воздухе снежинок.
  6. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  7. Зимний день.

Взаимопроверка. Ответ записан на доске.

Ключ:

1 – 2
2 – 3
3 – 4
4 - 2
5 – 3
6 – 1
7 - ? (назывное)

4) Работа с таблицей. <Приложение1>.

Задание. Используя данную схему, составить связный рассказ об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым. О каких односоставных предложениях мы ещё не говорили?

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, Что мы должны узнать на уроке? Какие задачи решить?

- Итак, сегодня мы познакомимся с особенностями односоставных предложений с главным членом – подлежащим. И будем учиться отличать их от других односоставных предложений, уже хорошо известных вам.

V. Изучение новой темы.

Работа с учебником (Стр. 96).

- Внимательно рассмотрите таблицу. Попробуйте самостоятельно сформулировать правило. Какие предложения будем относить к назывным? Какое время выражается в этих предложениях?
- Проверим, правильно ли вы сделали вывод. Прочитаем статью учебника.
- Что ещё узнали о назывных предложениях?

Составление плана.

- Составим план статьи учебника.

План.

  1. Определение назывных предложений.
  2. Назначение назывных предложений (указательное и настоящее время).
  3. Употребление назывных предложений.

Беседа по плану.

- Какие предложения называются назывными?
- Какое они имеют назначение?
- Где употребляются назывные предложения?

VI. Закрепление.

1) Выборочное списывание.

Выполнить упражнение 212 на странице 96. (Вместе, ученик у доски.)

Задание. Выписать назывные предложения.

Вывод. Какие предложения называются назывными?

2) Определение назывных предложений на слух.

Задание. Послушать современные песни. Найти в них назывные предложения.

Песни: “Зима. Холода.” в исп. А. Губина,
“Белый снег” в исполнении А. Торчилина и другие

Вывод. С какой целью употребляются назывные предложения в нашей речи?

3) Творческое задание.

- Послушайте текст. (Можно читать текст на фоне музыки, показывать слайды “Зимний пейзаж”.) <Приложение 2>

Зима. Пришла зима, настоящая, русская, со снегом, морозом и метелями. Она принесла много красок и картин. В солнечный не очень морозный день встанешь на лыжи и, легко скользя по скрипящему твёрдому снегу, побежишь на окраину города, где начинается лес. Идёшь вдоль накатанной санной дороги и любуешься красками снега, теми самыми, которые раньше видел в изображении художников и которым не верил: преувеличивают, мол, приукрашивают. Теперь удостоверился, будто открытие для себя сделал. Снега цветут множеством цветов, тонких и разных: от синего в углублениях теневой стороны колеи до розового вдали на косогорах, от ослепительно-палевого в солнечной стороне колеи до голубого с блёстками на близкой и ровной поверхности. Цветут снега, цветёт и небо, безоблачное, спокойное, цветут столбы перламутро-розового дыма, спущенные с неба на крыши домов. Цветёт морозное звонкое утро. Розовыми всполохами горит лес, весь лёгкий, наряженный в мягкое, белое, пушистое снежное одеяло. (По И. Шевцову.)

Задание. Красиво? Давайте тоже попробуем создать красивый текст. Написать сочинение-миниатюру по теме “Зима”, используя односоставные предложения. Можно включить в работы “зимние” предложения, которые звучали на уроке. (Самостоятельная работа.)

Зачитать работы. Мнение ребят.

Вывод. Какое время выражается в назывных предложениях?

VII. Обобщение.

Используя план, рассказать, что узнали на уроке о назывных предложениях.
Как вы думаете, нужны ли в нашей речи односоставные предложения? Зачем?

VIII. Итог урока.

Выставление оценок за урок.
Впечатления об уроке.

IX. Домашнее задание.

Найти односоставные предложения в одном из произведений, изученных на уроках литературы, выписать и определить их вид (не менее 10 предложений).

Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.