Цели:
закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование и орфография».
Отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора слов.
Закрепить орфографические навыки, полученные при изучении раздела.
Оборудование:
1.Бейджики с названиями Мастеров-помощников (из числа учащихся подготовлены помощники для проведения игры).
2.Распечатанные задания для каждой группы
3.Листочки для итоговой проверки усвоения материала
4.Таблицы результатов для каждой группы.
5.Фрагменты передачи «Радио-няня»
Ход урока
I.Организационный момент.
Учащиеся заранее разбиты на 5 команд и садятся в классе по группам
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы заканчиваем изучение очень важного раздела науки «Языкознание». Как он называется? Почему я говорю, что этот раздел очень важен? (Зная состав слова, законы образования слов, мы учимся правильно писать каждую морфему).
Повторять и обобщать изученное мы будем в необычной форме. Мастера-знатоки русского языка пригласили вас в гости, чтобы поговорить о том, как образуются слова, какие правила необходимо применять при написании различных частей слова.
- представление Мастеров и рассказ о будущих заданиях (мастера сами рассказвают о тех заданиях, которые они предложат):
ответы на теоретические вопросы;
выполнение практических заданий;
отгадывание кроссворда;
расшифровка слов;
разгадывание ребусов на основе звуковых и словообразовательных ассоциаций;
выполнение практической работы.
Чтобы вы не очень устали, время от времени будут звучать веселые песни из замечательной радиопередачи прошлых лет «Радио-няня». Эти песенки не только веселые, но и помогают запоминать правила русского языка.
Мастера подойдут к каждой группе и попросят выполнить задания. Они не только хозяева сегодняшней игры, но и судьи, и в конце игры мы подведем итоги и назовем лучших игроков.
III. Игра «В гостях у Мастеров»
Задания мастера Практического.
1.Разобрать по составу слова застеклить, прийти.
2.Подобрать однокоренные слова (не меньше 3-х) к словам зарница, растение, загорел.
3.Определить род сложносокращенных слов ВВЦ, МГУ, ПДД, ГЭС.
4.Написать слова сверх..нтересный, без..нтересный и объяснить свой выбор.
5.Назвать способы образования слов спецкор, привокзальный, подберезовик.
6.Написать три слова с приставкой ПРИ-, обозначающей неполное действиеЗадания мастера Теоретического
1.Чо такое окончание слова?
2.Дать определение корня слова, суффикса, приставки.
3.Сформулируйте правило правописание приставок ПРИ- - ПРЕ-.
4.Как надо решать проблему выбора гласной в корнях с чередованием -ЛАГ--ЛОЖ-, -ГАР- - -ГОР-, -КАС- - -КОС-, -ЗАР- - -ЗОР-, -РАСТ- -РОС-?
5.Когда после приставок пишутся буквы И и Ы?
6.Назвать способы образования слов и привести примеры.
Задания мастера Сообразительного
1. Разгадать ребусы
2. Придумать свои ребусы.
Задания мастера Шифрования.
Докажите, что зашифрованные слова отличаются по значению и написанию.
Для этого запишите их в составе словосочетаний и укажите, каким способом они образованы.
По горизонтали:
1. Состоит из двух частей: главной и зависимой.
2. Раздел науки о языке, в котором изучают части речи.
3. Одна из основных единиц языка. 4.Часть слова.
По вертикали:
5.Раздел грамматики, изучающий строение слов и способы образования новых.
6.Наука о грамматическом строе языка.
7.Часть слова.
8.Один из способов образования новых слов.
IV. Последний этап урока
Проверочная работа, которую выполняют все учащиеся.
ПРОВЕРИМ, ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ
1. Вставьте пропущенные буквы.
Ра..пол..жить, вод..лаз, выр..сти, бе..рукавка, сам..вар, выт..реть, бе..чувственный, препод..ватель, к..снулась, к..снитесь, к..сание, отр..сли (волосы), к..саться, сл..гаемое, предпол..жить, ср..статься, сд..рать, подп..рать, ст..реть, перег..реть, выг..рать, оз..рение, з..рница, без..сходный, меж..нститутский, под..тожить, пр..ехать,пр..катить, пр..скучный, пр..бавить, пр..уменьшить, пр..обрести, пр..дорожный, пр..открыть, пр..кратить, пр..одолеть, пр..казать, земл..тр..сение, пут..провод, птиц..фабрика, изл..жение,
предл..гаю, наб..рать, разг..рается, пр..ветствовать, пр..ободрить.
2. Выпишите выделенные слова и укажите способ их образования.
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
3. Сделать словообразовательный разбор слов
пренеприятный______________________________________
подберезовик _______________________________________
лесочек ____________________________________________
Во время выполнения работы учитель вместе с Мастерами подводит итоги и называет победителей (определяются 3 места). Ученики-консультанты тоже награждаются.
V. Подведение итогов.
Понравилось ли вам так повторять и закреплять изученное? Если да, после следующей темы «Имя существительное» мы проведем такую же игру. Для этого надо очень внимательно изучать параграфы, в которых рассматривается имя существительное.
VI. Домашнее задание:
упр.187, подготовиться к контрольному диктанту