Урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"

Разделы: Русский язык


Триединая цель:

  • формирование коммуникативных навыков посредством устной и письменной речи;
  • развитие креативных качеств будущих офис-менеджеров;
  • воспитание любви к русскому языку как культурному наследию.

Оборудование: карточки с названием групп, матрешка, мультимедийное оборудование, отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

Ход.

1. Организационный момент.

2. Создание проблемной ситуации.

Сегодняшнюю тему я не смогла сформулировать самостоятельно. Для формулировки темы и цели занятия обратимся к эпиграфу. (слайд1)

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен
для выражения простых и естественных понятий.

В.Г.Белинский

Как вы понимаете значение слов: богат, гибок, живописен?
Какой смысл вложил Белинский В.Г. в словосочетание: “простые и естественные понятия”?
Что есть понятие?

Я предлагаю проверить свои силы в определении понятия. Проведем терминологический диктант. Работа будет организована в группах. В каждой группе выбирается тьютор. Задача тьютора – добросовестно оценить работу студентов своей группы в течение занятия и в конце сдать оценочные листы (выдаются).

Группам определено задание, которое находится на столах. Задание состоит из слов, правильно расположив которые вы сможете дать определение понятию. Задание зачитывается перед ответом. На работу отводится 1- 2 минуты. Готовый ответ записывается в карточку.

Работа в группах.

Сравните свой вариант ответа с правильным. (слайд 2-6)

Запишите в тетрадь правильный вариант.

3. Актуализация знаний. Использование “детали”.

Кукла Матрешка
Нарядна, красива.
Кукла Матрешка –
Улыбка России.

Символом сегодняшнего занятия я выбрала матрешку. - Почему? - спросите вы. Да потому, что эта старинная русская кукла не только является символом Руси, но и согревает своим внутренним теплом. А еще при помощи матрешки можно объяснить многие явления и понятия. (Актуализация знаний) Например, большая матрешка – это грамматика, вторая – синтаксис, третья – предложение, четвертая – сложная предложение, пятая – простое предложение.

Кроме того, матрешка поможет нам определить тему и цель занятия.

Совместная работа со студентами, определение темы и цели занятия, запись темы в тетрадь.

4. Формирование новых знаний.

Для того, чтобы грамотно писать, необходимо различать простые и сложные предложения и их виды. Со сложными предложениями более подробно будем говорить на последующих занятиях. Предлагаю подробнее остановиться на простых предложениях.

Работа со слайдами с 7-11. Студенты записывают характеристику простого предложения в тетрадь.

Я предлагаю не откладывать в долгий ящик, а уже сейчас начать формировать ваши профессиональные навыки.

5. Закрепление новых знаний.

Работа с текстом в группах. Инструктаж.

Группам определено задание, которое находится на столах вместе с текстом. На выполнение задания не более 5 минут. Задание зачитывается перед ответом (слайд 12).

Зачитывается текст. Работа с группами по тексту.

По истечении времени проводится проверка (слайды с 13-16).

В чем основное различие простых и сложных предложений?

Невербальная коммуникация. Творческие задания для групп.

Можно ли общаться, не используя устную и письменную речь?

Что наша жизнь? Игра!

А люди в ней актеры…

Задание: прочтите и изобразите, используя мимику и жесты, следующее (на подготовку 3-4 минуты):

1 группа:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

2 группа:

Идет солдат по городу,
По не знакомой улице,
И от улыбок девичьих
Вся улица светла.

3 группа:

Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я.

4 группа:

Я буду долго гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке, которую люблю.

5 группа:

Задремал под ольхой есаул на роздыхе,
Приклонив голову к доброму седлу.

Группы демонстрируют невербальные умения.

Аудирование. Выполнение тестового задания.

Диктуется семь простых и сложных предложений два раза. Задание – записать только грамматические основы предложений.

Выполняется тестовое задание. Для проведения взаимопроверки студенты обмениваются тетрадями внутри групп. Ключ к тесту предъявляется на слайде (слайд 17).

Рефлексия. “SMS-сообщение”.

Работа проходит в группах. Ответ (как совместный итоговый результат) отправляется на заранее определенный номер телефона соседней группы (1-2, 2-3, 3-4,4-5, 5-1). При получении ответа тьютор пишет ответ на доске под номером группы-отправителя.

Задание: используя виды простых предложений необходимо выразить отношение группы к занятию.

1 и 3 группы используют неопределенно-личное предложение.
2 группа использует определенно-личное предложение.
4 группа использует назывное предложение.
5 группа использует безличное предложение.

6. Домашнее задание.

Повторить виды простого предложения. Законспектировать в тетради виды сложного предложения (В.Ф.Греков Пособие для занятий по русскому языку, стр. 210 - 225)