Изложение – вид речевой деятельности учащихся. Изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца. Письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Можно говорить также об изложении по кинофильму, спектаклю. Изложение используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса; для обучения жанрам – повествованию, описанию и рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому; для использования изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте; для воспитания на материале излагаемых произведений.
Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. В основе изложения лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизведение, так и творческое мышление.
В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.
Значительная роль изложений воспитании учащихся. Соответствующий подбор и анализ текстов помогает решению задач идейно – политического, трудового, нравственного воспитания, формирует у учащихся чувство интернационализма, патриотизма. Различные по содержанию тексты расширяют кругозор, обогащают новыми знаниями об окружающем мире.
Изложение (устное и письменное) формирует умения в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умения воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи (коммуникативные умения). Это умение раскрывает тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально – смысловых типов (описание, повествование, рассуждение).
Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.
Виды изложений и их квалификация
Изложение – общее название работ, связанных с воспроизведением готового, “чужого” текста. Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.
Виды изложений выделяются с учетом разных оснований. “ Школьная практика, - отмечает академик А.В. Текучев, - знает большое количество видов изложений, различающихся по содержанию, цели, объему, по отсутствию или наличию плана и условиям его составления, по степени осложненности изложения дополнительными заданиями и.т.п.”
Специально вопрос о квалификации изложений в методике русского языка рассматривался Е.А Барановой
Она предлагает делить изложение по трем основаниям: по цели проведения (обучающие и контрольные); по характеру текстового материала (повествовательного характера, с элементами рассуждения, типа рассуждения типа характеристики др.); по способу передачи содержания (изложения полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения). Указывается, что изложение, близкое тексту, отличается от подробного тем, что “на уроке наряду с содержанием глубоко анализируется и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение.”
Появление новых исследований в области методики развития речи вносит определенные коррективы и дополнения в существующие классификации изложений. Так, Т.А. Ладыженская подчеркивает необходимость учитывать при выделении видов изложений особенности воспроизводящей деятельности, которая лежит в основе передачи содержания исходного текста. “ Характер воспроизводящей деятельности,- пишет автор, -в свою очередь, зависит от объема исходного текста, от способа его восприятия, от того, насколько он знаком, от задачи, которая ставится перед воспроизведением, и т.д.” Т.А. Ладыженская предлагает классифицировать изложение 1) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые; 2) по отношению к содержанию исходного текста полные, выборочные, с дополнительным заданием, 3) по осложненности языковым заданием: с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями;4)по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринято на слух и зрительно; 5) по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.
Т.А.Ладыженской сделана попытка дать наиболее исчерпывающую классификацию изложений, показать многомерность характеристики и квалификации пересказов, что важно в теоретическом плане.
В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложений, например: по форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные изложения) ; по характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте и т.д.) ; по объему текста (изложения значительного по объему текста, рассчитанного на целый урок, и изложения-миниатюры) ; изложения с использованием наглядных пособий и без них (например, с использованием иллюстраций) и др.
Методическая целесообразность выделения тех или иных оснований классификации изложений небесспорна. Вместе с тем для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие увидеть специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи. Таких оснований два: 1) способ восприятия текста; 2) характер его воспроизведения.
Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивают формирование “своих” речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятия слушающего.
По характеру воспроизведения текста различаются:
- Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности).
- Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая – то его часть, связанная с определенной темой; тип исходного текста, его композиция, как правило, изменяются).
- Изложения сжатые (передается главное, основное из содержания текста, детали, подробности опускаются. Тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия).
- Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца – замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей и др. Тип текста, его языковые особенности могут сохраняться или изменяться в зависимости от характера задания).
- Изложение с использованием рисунка (здесь учащиеся с помощью рисунка воспринимают содержание исходного текста. Учащиеся по ходу чтения учителем текста фиксируют текст своими рисунками и с помощью рисунка они воспринимают текст)
Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений. Рассматриваемые виды изложений по – разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико – синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно – следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника. Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста (слушание, чтение, слушание и чтение) обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение (на первых этапах обучения) оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо и его зрительное восприятие.
С целью активизации употребления в речи учащихся определенной грамматической категории целесообразно проводить и изложения – миниатюры. Упражнение такого рода, рассчитанное на 10 -15 минут, как раз и ставят в качестве главной задачи введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств.
Цели изложений, рассчитанных на целый урок, значительно шире, они охватывают разные стороны развития интеллекта и связной речи учащихся. Хотя несомненно, что работа, направленная на обогащение речи, обучение правильному и уместному использованию лексических и грамматических средств, всегда должна стоять в центре внимания при подготовке к любому виду изложения.
Методы работы над изложением
Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложений на уроках русского языка – обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.
Анализ специальных исследований, сборников текстов для изложений, опыта работы позволяет вычленить и описать те основные приемы, которые целесообразно использовать при проведении изложений. Следует сказать, что одни приемы работы известны давно (анализ содержания исходного текста, составление плана, устный пересказ и.т.д.)
При описании отдельных приемов работы остановимся на назначении приема, его специфике и особенностях применения. Готовя класс к изложению, учитель выберет те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи.
Нетрадиционный метод работы над изложением
Исходя их выше сказанного, мы рассмотрели другие методы работы над изложением. В нашей практике мы сталкиваемся с разными уровнями восприятия исходного текста. Учащиеся национальных школ могут не до конца при слушании воспринять тот или иной исходный текст, так как их языковой барьер очень сильно отличается от русскоязычных учащихся. Апробировав и изучив нетрадиционный метод работы над изложением, мы в системе обучения русского языка ввели новые методы восприятия исходного текста. Этот метод называется нетрадиционным, так как при работе над изложением ребята используют рисуночный метод восприятия текста. Те учащиеся, у которых сильно развита зрительная память могут с помощью рисунка изложит содержание исходного текста, более легко воспринимают исходный текст. Поэтому такой метод работы более эффективен для национальных школ.
Вам предлагается нетрадиционный метод работы над изложением. Данный метод прошел апробацию в 4, 7, 9 классах. Она представляет систему уроков, построенных на принципах данного метода. Эта система состоит из 3 уроков:
4 класс – 1 урок;
7 класс – 1 урок
9 класс – 1 урок.
Предлагаем методику проведения нетрадиционного метода работы над изложением в 4, 7, 9 классах.
Этапы работы над нетрадиционным методом работы над изложением
1 этап. Вступительная беседа. Ознакомление учащихся с методом работы, темой текста.
2 этап. Словарная работа.
3 этап. Чтение текста. (при чтении учащиеся рисуют свои рисунки по содержанию текста)
4 этап. Беседа по тексту с помощью рисунка.
5 этап. Повторное чтение.
6 этап. Редактирование. (проверка и исправление ошибок. Корректирование текста.)
Типы текстов для изложений.
(4 класс)
“Умная курица”
Одна курица гуляла во дворе с цыплятами. Вдруг откуда-то прибежала лохматая собака.
Это собака подкралась к цыплятам и схватила одного. Тут цыплята бросились врассыпную. Курица тоже сначала очень сильно испугалась и побежала. Но потом смотрит: собака держит в зубах её маленького цыпленка. Тогда кура смело подбежала к собаке. Она немножко подскочила и больно клюнула собаку в самый глаз.
Собака от удивления даже рот раскрыла. И цыпленка выпустила. И тот сразу убежал.
(7 класс)
“Маленький да удаленький”
У нас в доме появился зайчонок. Его купила мама на базаре у каких-то мальчишек. Она принесла зайку в маленькой, сплетенной корзине.
Зайчонок был еще крошечный, но уже ловко грыз сочные стебельки травы, которые мы ему предлагали.
С виду он был очень забавный: буровато-серенький, пушистый, с большими мягкими ушами. Когда зайка сидел спокойно, уши у него лежали на спинке, как два продолговатых листочка. Но как только принимался бегать по комнате, сейчас же поднимал уши вверх.
Мама налила ему в пузырек молока, надела на горлышко соску и предложила ее зайчонку. Тот обнюхал соску, недовольно фыркнул и отпрыгнул в сторону. Тогда она обмакнула горлышко пузырька вместе с соской в чашку с молоком и поднесла к его мордочке. Зайка схватил кончик соски мягкими, бархатными губами и с аппетитом зачмокал, пуская большие молочно – белые пузыри.
С кормлением дело сразу наладилось. Малыш охотно пил молоко из пузырька и так же охотно уплетал предлагаемые стебельки.
(9 класс)
“Усадьба Плисады”
Западная окраина Якутска носит название Сайсар. Индивидуальные домики с приусадебными участками образовали здесь несколько тихих улочек. Особняк Плисады тремя окнами выходит на одну из них. Двор обнесен глухим дощатым забором. Почти весь участок занимает огород. Сочно зеленеет ботва картофеля. Капуста раскинула свои широкие хрусткие листья. На трех грядках – огурцы, помидоры и разная мелочь. В центре двора – добротный амбар с ледником. На дверях его массивный висячий замок. В дальнем углу – хотон. По двору разгуливают куры, в тени под забором пара поросят, даже не поросят, а подсвинков.
Переговариваясь между делом с гостем, хозяйка достала из погреба мясо, быстренько поджарила. Разложила по тарелкам копченую рыбу, соленую капусту, огурцы. В центре стола пристроила хрустальный графин с водкой. Сели угощаться втроем. Но глухонемая Наташа с белым, круглым как луна, лицом, посидела самую малость, тихо встала и ушла окучивать картошку.
Свой дом не улица. Здесь никто не увидит, никто не осудит, никто не распустит сплетни. Разговорилась Плисада, умиляясь воспоминаниями детства.
Заключение
Данные тексты представляют собой художественные повествования с элементами описания. Именно такой метод поможет целесообразно проводить работу над художественным описанием. Подбор текста воспроизводится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Изучив и использовав нетрадиционный метод работы над изложением, пришли к выводу, что применение таких методов обеспечивает высокий уровень осознанности содержания текста.
Например, если сравним качество осознанности содержания текста, то видим, что итог проведения нетрадиционного метода показывает повышение умений и навыков по совершенствованию коммуникативных умений, развитию речемыслительных способностей.
В ходе эксперимента выяснили, что в процессе такого метода выяснили, что в процессе такого метода работы у учащихся появляется интерес к учению, к навыкам самостоятельной работы.
Для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях ощения нужно использовать, обновлять и совершенствовать нетрадиционные методы работы над изложением, которые помогают ученику активизировать их учение как труд, развивать воображение и активизировать творческую мысль ученика.
Таким образом, при установке на такую работу развивается слуховое и зрительное восприятие текста.
Рекомендации:
- перед тем как использовать нетрадиционный метод работы над изложением, нужно подробно изучить этот метод и можно использовать его в любых классах с учетом уровня развития учащихся.
- нужно учитывать возрастные особенности учащихся.
- нужно перед работой ознакомить учащихся с предстоящей работой, с этапами работы.
- учитывая возрастные особенности учащихся можно использовать иллюстрации, таблицы, схемы.
- изложение с такими приемами можно провести 2-3 раза в год, тогда у учащихся появится интерес к написанию изложения, навыки и умения составления связного текста.