Тип урока повторительно-обобщающий
Место урока в курсе 8 урок в разделе 1 “Орфография”.
Цели урока:
Познавательные: повторить
теоретические сведения о правописании гласных и
согласных в приставках; углубить знания учащихся
о приставках при-, пре-.
Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, работа в печатной тетради, творческая работа (мини-рассказ).
Методические приемы контроля: мгновенная проверка, компьютерный тест.
Структура урока
1.Организационный момент.
2. Первичная актуализация. Определение цели методом групповой работы.
3. Обобщение теоретического материала. (Таблица).
4. Реализация дом. задания. (Мини-рассказ).
5. Компьютерный тест.
6. Работа в печатной тетради.
7. Итоги. Мгновенная проверка. (“Квадрат”). Доп. материал – распределительный диктант.
Учебники, по которым работает класс
- Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.- М.: Дрофа, 2006.
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 9 кл.- М.: Просвещение, 2006.
- Электронные учебники-тренажеры.
Предварительная подготовка к уроку
- Деление учащихся на 3 группы.
- Творческое домашнее задание – мини-рассказы:
- “Капризы приставки ПРИ” (1 вариант).
- “Престранные превращения приставки ПРЕ” (2 вариант).
Оборудование урока
- Магнитная доска, магнитные держатели.
- Компьютерная распечатка приставок для обобщающей таблицы.
- Иллюстрация для объяснения работы с компьютерным тестом.
- Электронный тренажер по русскому языку.
- Печатные тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом” (9 кл.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Запись даты.
Оформление доски
2. Вступительное слово учителя: приветствие, положительная мотивация на урок.
3. Первичная актуализация.
Итак, 1 задание. У нас 3 мини-группы, каждая из которых получает по одному слову. В полученном примере вы находите орфограмму в приставке, обозначаете ее графически и с помощью магнитов размещаете на доске в соответствии с номером (1, 2, 3). 1 минута на выполнение задания.
После выполнения этого задания на доске появляются слова:
Продолжим разговор о приставке
Значит, сегодня мы продолжим разговор о приставке, начатый на предыдущем занятии элективного курса. Запишем тему: Правописание приставок. Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.
4. 2 задание. На доске находится наглядный теоретический материал по этой теме для составления обобщающей таблицы.
В-с: сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? (три).
Теперь каждая группа продолжает работу под своим примером на доске, находя в представленном материале все необходимое для обобщающей таблицы, и по завершении работы рассказывает о данной группе приставок. ( 3 минуты).
После выполнения задания на доске появляется следующая таблица:
5. Беседа.
В-с: какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)
Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).
Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).
А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).
6. Реализация домашнего задания. Мини-рассказы: “Капризы приставки ПРИ”, “Престранные превращения приставки ПРЕ” (Выступления групп до 3 минут)
7. Дома вы должны были вспомнить изученное ранее, поработать с практическим материалом, обратиться к словарю “Трудные слова”. Проверим наши знания на сегодняшний день.
Работа с компьютерным тестом. (Объяснение условий выполнения теста с помощью иллюстрации на доске).
Правила работы с тестом заключаются в следующем: н-р, под окнами дома – буквы З и С, внизу бегущей строкой идут слова с орфограммой “Правописание приставок на -З, -С”. Гусар должен постучаться в нужное окно, т.е. сделать правильный выбор. (Использован электронный тренажер Беляева М.И.)
Продолжим работу над правописанием приставок в печатной тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом”.
Упражнение 12, страница 114.
Исстари, во…рение, неи…черпаемый, пр…чудный, пр…чудливый, ди..пропорция, дез… нформация, пред…стория, непр…рекаемый, за…грать, пр…образ, пр…бабушка, инц…дент, беспр… ц… дентный, пр…исполненный.
Непр…ступная крепость, пр…ступный замысел, пр…вратности судьбы, пр…старелый пр…вратник, …ввергнутый наземь , ни…ввергнутый в бездну, ни…провергать авторитеты, ни…ложенный тиран, ни…падающая шаль, взгляд и…подлобья, смотреть и…под…шапки, делать и…под…тишка.
Мгновенная проверка.
В тетрадях – квадрат. (В квадрате 16 клеток, которые соответствуют 16 словам, которые читает учитель. Слова с приставкой ПРИ- обозначаются знаком +).
- Дом призрения.
- Пребывать на отдыхе.
- Предать друга.
- Прибывать на вокзал.
- Преклонить колени.
- Примириться с тяжелым положением.
- Придать форму.
- Преемник традиций.
- Презирать врага.
- Седой привратник.
- Ложные приоритеты.
- Большие претензии.
- Приходящая няня.
- Старинное предание.
- Преходящий успех.
- Притворяться спящим.
10. Итоги урока.