Цель: систематизировать полученные ранее знания по теме “Наречие”.
Задачи:
- развивать активность, самостоятельность мышления;
- пробуждать интерес к предмету;
- закреплять умения учащихся применять на практике изученные правила;
- повышать личную ответственность каждого ученика за результаты учёбы.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Дидактический материал: картина И.Шишкина “Утро в сосновом бору”, текст для литературной пятиминутки о Шишкине, ребусы, перфокарты, игры.
Ход урока.
1. Организационный момент. Принято считать, что организационный момент задаёт тон всего урока, и каждый педагог стремится внести что-то своё, новое. На протяжении нескольких лет я начинаю свои уроки с литературной пятиминутки (по технологии Зайцева). Тексты я готовлю сама или даю творческие задания детям на дом, к счастью современные компьютерные технологии позволяют сделать это без труда для каждого учащегося. Кроме того, они (тексты) должны нести не только воспитательную направленность, но и познавательную, и развивающую.
Вот и к этому уроку я подготовила текст о великом русском художнике И.Шишкине. Текст небольшого объёма, поэтому на него затрачивается очень мало времени, но даёт высокий эмоциональный настрой.
После прочтения текста с детьми проводится небольшая беседа (2-3 вопроса):
- о каких ценностях говорится в тексте?
- как вы относитесь к живописи?
- на что будет направлена работа на уроке? (как правило, если такая работа проводится в системе, для детей не составит труда ответить на поставленные вопросы – тема урока записана на доске).
Теперь пришло время учителю подвести итог ответам детей – сообщить тему и цель урока.
2. Работа над пройденным материалом.
А) Словарный диктант. Детям предлагается обратиться к тексту и найти в нём выделенные слова. Задание: образуйте от выделенных слов наречия образа действия.
(Грустно, мужественно, интересно, пристально, рассеянно, разочарованно, взволнованно).
-Это задание дети выполняют в тетрадях, а один – у доски. Затем, при проверке, ученик отвечает на вопрос “что такое наречие?” и объясняет попутно правописание Н и НН в наречиях.
Б) Восстановить наречия. (Операция “пропавшие наречия”)
На карточках у учащихся написаны наречия, в которых пропущена середина слов. Особенность заключается в том, что начинаются и заканчиваются слова одинаково. Карточки печатаются для всех учащихся или помещается одна на доске.
(В НАСМЕШКУ, В ДОГОНКУ, ВТИХОМОЛКУ, В РАССРОЧКУ И Т.П.)
Проверка проводится устно.
В) Работа по картине.
Посмотрите все за окно, - какой на улице день? Опишите. (Ответы детей)
Посмотрите на картину – что вы видите?
Составьте предложения по картине с наречиями?
Прочитайте текст на карточках. Выполните задания к тексту.
( Карточки трёх уровней).
Средний уровень - расставлены знаки препинания и выделены сказуемые. Низкий уровень – расставлены знаки препинания, выделены сказуемые, пояснения рядом с пропущенной буквой (род и часть речи) например: невтерпёж_(нареч., искл.)
Г) Продолжим тему солнца (момент релаксации)
Включается музыка Эдварда Грига “Утро”. Учитель под музыку читает или произносит слова: Наша жизнь невозможна без солнца… Вот оно медленно поднимается из-за горизонта, стремительно разбрасывает свои яркие лучи, и пробуждается всё живое… (При желании учитель сам может составить текст к любой музыке, подходящей для релаксации).
Д) Перед вами находится текст о самом невероятном и близком нам чуде – солнце. Прочтём его. (Подобные карточки раздаются каждому ученику)
- Докажите, что это текст.
- Определите тип текста. Почему?
- Вставьте наречия, расположенные на лучиках и запишите текст в тетрадях.
- Проверка. Прочти текст ещё раз.
Далее класс делится на три группы и каждая выполняет своё задание с последующей “защитой”:
- Морфологический разбор наречия медленно.
- Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
- Выпишите словосочетания глагол + наречие, выделите главное слово.
3. Итог урока. О чём мы сегодня говорили, что изучили? (Ответы детей)
В конце урока я предлагаю детям выполнить мини-тест по теме “наречие”. Так как я часто использую тестовую форму в качестве опроса, то я создала карту ответов учащихся, где учащиеся в течение учебного года записывают ответы на решаемые тесты (вводные и итоговые). Такая карта позволяет отследить уровень знаний учащихся на протяжении всего учебного года и разных лет обучения
Если на уроке осталось время, можно использовать дополнительные карточки.
Не секрет, что темп урока зависит от подготовленности класса, и то, что легко даётся одному классу, у других может вызвать затруднения. Именно поэтому планирование урока – чисто индивидуальное дело.