Примечание: несколько лет назад на телевидении шла игра для любителей русского языка “Грамотей”. Взяв за основу принцип игры – путешествие от станции к станции с выполнением во время “остановок” определённых заданий, я адаптировала её для учащихся 6-7 классов, к существовавшим в телевизионной версии названиям станций добавила свои. В результате получилась настольная игра – “ходилка”, в которую могут играть от 2 до 6 человек. Конечно, заданий в моём арсенале гораздо больше. Но думаю, тех 2-3 примеров, которые помещены в предлагаемой разработке, будет достаточно, чтобы понять принцип игры. А дальше всё зависит от учителя. Большинство заданий я снабдила ответами. Желаю удачи!
Правила игры: на пути следования участников 30 станций. Побеждает участник, первым дошедший до станции № 30 (“Пятаково”). Число ходов определяется броском кубика. Игрок, неправильно ответивший на вопрос, пропускает ход. Второй участник в этом случае имеет право ответить на вопрос и заработать дополнительное число “шагов” (число определяет ведущий (учитель) в зависимости от уровня подготовленности участников). Однако дополнительные “шаги” можно использовать только во время следующего хода. Если участник решил их не использовать, то “шаги” сгорают. Копить “шаги”, полученные за дополнительные ответы, нельзя.
Станция 1 “Ударная” Расставьте ударения в словах.
Первое посещение станции: Агент, баловать, красивее, хвоя.
Второе посещение станции: Дремота, творог, обеспечение, позвонит.
Третье посещение станции: Средства, тефтели, форзац, ржаветь.
Станция 2 “Толмачёво” Дети обычно переиначивают непонятные слова, пытаясь как-то осмыслить их. Например, вазелин они называют “мазелином”, будильник – “гудильником”. Объясните, какое слово скрыто за детским.
Первое посещение станции: Рыжка (белка)
Второе посещение станции: Зеленичка (синичка)
Третье посещение станции: Красняк (синяк)
Станция 3 “Малые корневищи” Среди предложенных вам слов одно – лишнее. Какое?
Первое посещение станции |
Второе посещение станции |
Третье посещение станции |
Проводник |
Переносить |
Измерение |
Водопровод |
носорог |
мерка |
Водопой |
переносица |
замереть |
Наводнение |
носоглотка |
замеры |
Станция 4 “Ровня” Восстановите авторский текст, подобрав синоним к выделенному слову.
1 посещение станции: Запорожцы разместились так же, как и на Сечи, куренями (расположились).
2 посещение станции: Пока Петя поднимался вверх по обрыву, вокруг стало темно (карабкался).
3 посещение станции: Владимир шёл, не различая дороги (не разбирая).
Станция 5 “Перескоково” Смело бросайте кубик ещё раз.
Станция 6 “Гнездилово” Предложенные вам слова относятся к разным гнёздам однокоренных слов. Прочитайте сначала одну группу, потом другую. Объясните, почему вы так их разделили.
1посещение станции: Берег, берёг, приберегать, береговой, бережливый, побережье, набережная, сбережения.
2 посещение станции: Купать, покупка, купальня, выкупить, скупать, выкупаться, купальный, выкуп.
3 посещение станции: Буря, бурный, буровик, бурить, бурильщик, бурелом, буровая, обуревать.
Станция 7 “Малые правки” Вставьте пропущенные буквы.
1: Плот накл..нился, и Элли закр..чала от страха. Но Железный Дровосек и Стр..шила посп..шили выск..чить на другую сторону, и р..вновесие во(с,сс)т..новилось. Путники р..(с,сс)читывали на г..рячий приём, но волшебник в..третил их р..внодушно. На г..ризонте бл..снула зарница, тучи закрыли (пол)неба, забл..стали молнии, и раскаты грома явственно дон..сились до слуха дозорных.
2: Пот..рая ушибленную коленку, Волька запер за собой дверь. В магазине, ра(с,з)положенном на шумной и к..роткой улочк.., было много покупателей. То и дело слышался серебря(н,нн)ый звон колокольчика на входной двери. Волька зач..рованно сл..дил за тем, как прямо из воздуха по..влялись на прилавк.. банки со сгущёнкой, ..ранжевые ..пельсины, горы х..лвы, возвышавшиеся на огромных блюдах, пр..крытых нежными бумажными с..лфетками с б..хр..мой.
3: Где бы ни по..влялся этот маленький темн..глазый мальчуган – на лужайк.. ли среди бе..печных малышей, на полян.. ли, где г..нялись казаки и разбойники – отчаянные хр..брецы, на в..лейбольной ли пл..щадке, где ..зартно играли в мяч(?) взрослые, - всюду ему были рады. “Об..ятельный человек”, - единодушно считали в этом (не)большом ко..ективе.
На те(р,рр)а(с,сс)е у него был устроен настоящий штаб, на заседаниях которого р..ждались самые невероятные проекты.
Станция 8 “Пегасово поле”
- Объяснять, кто такой Пегас, думаю, излишне. “Оседлать Пегаса” - значит начать писать стихи. Попробуйте себя в роли поэта, для этого допишите недостающее слово.
1 посещение станции:
На хуторском глухом подворье,
В тени обкуренных берёз,
Стояла кузница в Загорье,
И я _______ с рожденья рос.
А.Т. Твардовский.
2 посещение станции:
Широк и жёлт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты __________ на много лет,
Но всё-таки тебе я рада.
А.А. Ахматова.
3 посещение станции:
Стою один, среди равнины голой,
А журавлей относит ______ вдаль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
С.А. Есенин.
Ответ: 1) при ней; 2) опоздал; 3) ветер.
Станция 9 “Родовитое” Определите род у предложенных существительных.
1 посещение станции: бандероль, вестибюль, вермишель, кадриль, госпиталь, деталь, живопись, кабель, лунь, миндаль.
2 посещение станции: мишень, мозоль, насыпь, панцирь, рояль, сельдь, туннель, тюль, фланель, скальпель.
3 посещение станции: хрусталь, шаль, шампунь, штемпель, эмаль, янтарь, ясень, патруль, полынь.
Станция 10 “Большие правки”
Расставьте знаки препинания.
Перед глазами ехавших расстилалась уже широкая бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Сжатая рожь бурьян молочай дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, а теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало чтоб вновь зацвести. Загорелые холмы со своими покойными, как тень, тонами равнина с туманной далью и небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялось нам оцепеневшими от тоски. Из многих местных слов которые я услышал, к примеру, во Владимирской области, часть конечно малопонятна и малоинтересна. Но попадаются слова, чарующие своей выразительностью.
Станция 11 “Веселушки”
На этой станции вас ждут задачи-шутки.
Что бродит, стоя на месте? (тесто, квашня, дрожжи) Что можно разбить и получить при этом не выговор, а благодарность? (клумбу, грядку, цветник) Можно ли мешать, помогая? (можно, если перемешивать жидкость: суп, кашу, кисель)
Станция 12 “Матрёшки”
Здесь мы поговорим о словообразовании. Слова в русском языке образуются одно от другого, как матрёшки: сначала маленькое, потом больше и больше. Например, от слова учить образовано слово учитель, а от него, в свою очередь, слово учительница.
Восстановите пропущенное слово, помня о принципе матрёшки.
Отец - … - отечественный
Город - … - пригородный
Летать - ... - перелётный
Вода - … - подводник
Прохлада - … - прохладненький
Стол - … - столоваться
Станция 13 “Ненашево”
Найдите “четвёртое лишнее”.
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка. Подлежащее, глагол, дополнение, определение. Синий, горячий, белый, высокий.
Ответ: 1) шапоч-к-а (кост-очк-а, звёзд-очк-а, лент-очк-а); 2) глагол (остальные – члены предложения); 3) выс-ок-ий (остальные состоят только из корня и окончания).
Станция 14 “Поворотная”
Бросьте кубик и вернитесь назад на выпавшее вам количество ходов.
Станция 15 “Гостиный двор”
В русском языке есть слова-гости, пришедшие к нам из других языков. Отношение к ним в прошлом было неоднозначное. Некоторые считали, что заимствования не нужны, что всякому предмету можно взамен найти исконно русские названия. Скажите, какие заимствования предлагалось заменить словами:
1. Мокроступы (калоши); 2) гульбище (бульвар);
Станция 16 “Раздел”
Разделите слова для переноса.
Авария, иду, южанин, сохранить. Юлия, расписание, иней, муравьи. Пение, окутать, змея, подъезд.
Станция 17 “Городищи”
На этой станции придётся вспомнить, как правильно назвать жителей некоторых городов. Из двух вариантов выберите правильный. Итак, как называют жителей
Архангельска – архангельцы или архангелогородцы? Пскова – псковитяне или псковичи? Сумы – сумчане или сумичи?
Станция 18 “Федотово”
Вы, вероятно, слышали поговорку: “Федот, да не тот”. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Они называются паронимы. Например, эскалатор и экскаватор, невежа и невежда. Замените выделенное слово его паронимом, чтобы исправить ошибку в предложении.
Учеными выведен новый сорт, не подверженный грибным заболеваниям. Дело это хлопотливое, требует большого терпения. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.
Станция 19 “Большие корневищи”
Есть в русском языке слова, родство которых уже не ощущается и установить его можно, только подобрав исторический общий корень. Какой корень объединяет данные слова, что он означал в своё время?
1. улей 2. Мысль 3. хищник
улица промышленность хитрый
улитка промышлять похищение
Станция 20 “Утеря” (“Тужилово”)
Попав на эту станцию, вы теряете двух игроков. До конца игры они будут зрителями.
Станция 21 “Забава”
Отгадайте, что это такое.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают. Он в голове несерьёзного человека, его советуют искать в поле; на него бросают деньги и слова; он свистит кое у кого в карманах. Его вешают и задирают, суют куда не нужно, на нём делают зарубки.
Ответ: уши, ветер, нос.
Станция 22 “Сидельниково”
Пропускаете ход.
Станция 23 “Умельцы”
“Дело мастера боится”. Думаю, у вас хватит мастерства и знаний, чтобы без ошибок записать продиктованные слова.
Станция 24 “Творилово” (“Рифмачи”)
Сейчас вам придётся вспомнить очень известные поэтические строки. Они “переведены” на язык прозы. Попробуйте их узнать. Например, “Холодно и светло. Прекрасная часть суток”. – Мороз и солнце! День чудесный.
Непогода темнотой укрывает землю, поднимая снег столбом. То она кричит, как животное, то ревет, как ребёнок. (Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…) Нахожусь за ограждением, в сыром и тёмном помещении. Юная птица, выращенная в клетке, моя печальная приятельница, ест сырое мясо. (Сижу за решёткой в темнице сырой. // Вскормлённый в неволе орёл молодой, // мой грустный товарищ, махая крылом, // кровавую пищу клюёт под окном.) Облака воздушные, бессмертные путешественники! Полем голубым вы несётесь, выстраиваясь друг за другом, как и я, выгнанные с любимого севера в южном направлении. (Тучки небесные, вечные странники! // Степью лазурною, цепью жемчужною // мчитесь вы, будто как я же изгнанники, // с милого севера в сторону южную…)
Станция 25 “Ненарадово – Пересадочная”
Бросаете кубик ещё раз и двигаетесь вперёд.
Станция 26 “Сельские дворики”
Вспомним о диалектных словах. В своей основе диалекты – это говоры крестьянского населения. Из диалектов в литературный язык пришли слова стог, копна, зыбь, мямлить, хилый и др. Прочтите стихотворный отрывок, найдите в нём диалектные слова, при необходимости – “растолкуйте”.
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва, залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари из сельского обихода
Сугрёвушка, фыпики (снегири), дежень, воркуны вне
закона.
(А. Яшин)
Кладь, медунка, подполозок, соты, -
С детства мил мне этот лексикон.
Чувства меры нету у кого-то –
Говорили: “Обудоха он”.
Из какого древнего запечья
Это слово вышло за порог?
Даже Даль, подвижник русской речи
Натакаться на него не смог.
(Я. Вохменцев)
С детства вслушивался я в слово,
Я, как птицу, его ловил.
Что ни слово – мне бывало ново,
Слово ел я и слово пил.
Слышал: тутошний,
Слышал: тамошний,
Слышал ёмкое – напрямки.
В речке камешки звали – камушки.
Звали ямы с водой – буки.
Станция 27 “Потешки”
Потешьте свою гордость: проверьте, насколько богат ваш словарный запас. Вы сможете шагнуть вперёд на столько ходов, сколько синонимов сможете подобрать к данному слову.
Неправильно (искажённо, неверно, ошибочно, неточно, ложно, фальшиво). Интересно (занимательно, увлекательно, захватывающе) Кратко (сжато, лаконично, коротко, конспективно).
Станция 28 “Правильное”
Послушайте отрывок из сказки Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”.
Алиса приятно удивилась, увидев Герцогиню в столь отличном расположении духа, и подумала, что это, должно, быть, от перца она была такой вспыльчивой.
- Когда я буду Герцогиней, - сказала она про себя (без особой, правда, надежды), - у меня в кухне совсем не будет перца. От перца, верно, и начинают все всем перечить. – Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило.
Воспользуйтесь “Правилом Алисы” и скажите, что делают
от уксуса (куксятся) от лука (лукавят) от сдобы (добреют)
Станция 29 “Батюшково”
Многие фразеологизмы родились в художественной литературе и уже потом пришли в язык. Их называют крылатыми словами или афоризмами. Мы считаем их народными, а ведь у них есть “батюшка” -автор. Установите, кто является “отцом” выражения
А Васька слушает да ест. (И.А. Крылов “Кот и повар”) Дела давно минувших дней. (А.С. Пушкин. “Руслан и Людмила”) На деревню дедушке. (А.П. Чехов “Ванька”)
Станция 30 “Пятаково-Конечная”
Поздравляем с окончанием игры!