Развитие творчества и фантазии школьников. Мастерская слова

Разделы: Русский язык


Основная задача современной школы – не просто дать учащимся готовые знания, а научить их добывать знания самостоятельно, овладеть навыками научной работы, получить интерес к исследовательской работе. Именно тогда , когда ученик сам что-то открывает , достигает опытным путем, творит, фантазирует , он получает удовольствие от учёбы и добивается больших успехов. Ведь не секрет, что нынешние школьники не имеют большого желания учиться и воспринимают учёбу скорее как необходимость, чем как интересное занятие.

Сейчас существует множество вариантов разнообразить уроки, сделать их необычными, интересными. На помощь школе приходит современная электронная техника , возможности компьютера, но они никогда не заменят самостоятельного творчества, фантазии ученика, скорее могут стать средством воплощения творческого замысла.

Известный учёный-психолог Л.Выготский считает, что деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, репродуктивный и творческий. Воспроизведение – это сохранение прежнего опыта человека. Результатом же творческого поведения является не воспроизведение впечатлений или действий, а создание новых образов.Именно эта творческая деятельность называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество.

Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, изменяет и создаёт что-то новое. Творчество – необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни.

Выготский отмечает, что творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм в более сложные.

Творческая деятельность находится в прямой зависимости от опыта человека, так как опыт представляет материал , из которого создаются построение фантазии.

На каждом уроке должно быть место творчеству учащихся, но существуют такие формы проведения урока, которые полностью посвящены творчеству, предоставляют учащимся неограниченные возможности творить, проявлять фантазию, показывать свою индивидуальность , использовать свой прежний опыт для создания новых образов.

Приведу пример одного из уроков – мастерских по работе со словом. Этот урок призван пробудить в учениках жажду творчества, воплотить в живом слове свои впечатления, мысли, чувства, идеи.

Мастерская слова.

Цели урока:

  • вызвать интерес к языку,
  • развить творческие способности учащихся,
  • расширить словарный запас учащихся.

Ход урока:

1 . Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас мастерская. Мы будем творить, создавать ,

наслаждаться игрой со словом, по-новому посмотрим на знакомые слова, найдём их новое звучание, откроем для себя новое применение привычным словам, расширим образ слова.

Итак, приступаем к творчеству

Возьмём для работы привычное, близкое нам слово – школа.

2. Работа над определением значения слова.

Что значит это слово?

Обратимся в случае затруднения к словарю.

Школа –

  1. государственное учебное заведение.
  2. помещение для обучения детей.
  3. система знаний в определённой области.
  4. направление в области науки или искусства.

Какое значение ближе всего нам? (первые два)

3. Подбор однокоренных слов.

А теперь запишите как можно больше однокоренных слов к нашему слову.

ШКОЛА – школьник ,школьница, школяр, пришкольный , вышколить, школьный, школярство, школярский, вышколенный, дошкольник, дошколята, по-школьному и т. д.

4. Подбор синонимов.

Давайте вспомним , что такое синоним и подберём их к слову “школа” во всех его значениях. ( Возможные варианты: учебка. учебное заведение, гимназия, храм науки, страна детства, учение, наука, дом родной, коллектив. Альма матер и т.п.)

5. Ассоциации.

А теперь подумайте, что у вас в воображении возникает при слове “школа”? Иными словами, подберите ассоциативные понятия, выражающие ваше личное восприятие школы и всего, что с ней связано. Причём, сделайте это так, чтобы подобранные слова-ассоциации относились к разным частям речи, например:

1. 2. 3.
Существительные наречия глаголы
Педсовет интересно учиться
Учёба  страшно учить
Работа весело ругать
Детство скучно хвалить
Юность рано читать
Аттестат много писать
Знания долго считать
Реферат часто общаться
Олимпиада зря ябедничать
Директор  тяжело филонить
Звонок активно преодолеть
Двойка умело замещать
Завуч по-деловому кричать
Первая любовь допоздна пахать
Оценки здорово хотеть
Зубрёжка  невыносимо негодовать
Учебник безгранично драться
Экзамен клёво соревноваться

И так далее. Чем больше, тем лучше – дадим волю фантазии и работу уму.

6. Образы - сравнения.

У каждого есть своё видение школы, свои чувства, представления, оценки. Назовите наиболее близкий вам образ – сравнение школы.

Может, это озорная девчонка с вздернутым носом , веснушками и туго заплетёнными косичками? А может, нелепый очкарик, со страхом взирающий вокруг? Может, яркое сентябрьское солнце и жёлтый кленовый листок? Или ветка черёмухи в открытом окне? Вечная весна, мечты, надежды7 Или бесконечный нескончаемый круг проблем, бег на месте, суета и страх7 Строгая учительница в унылом чёрном костюме с указкой в руках?

Первый поцелуй, первое свидание и … невыученный урок? Или длинная дорога с множеством остановок, встреч и разочарований7 Да сколько ещё всего может вместить в себя это маленькое, до боли знакомое слово – “школа”? Надо только постараться открыть в себе эти образы.

7. Подбор рифм к слову “школа”:

(весёлый, новосёлы, два гола,,пчёлы, футбола, протоколы, кока-кола, радиола, для прикола, блок ментола и т. п.).

8. Формирование “своего” итогового определения слова “школа”

А теперь после проделанной работы давайте дадим своё личное, не словарное определение слова “школа”, можно в стихах.(например:

Школа –

дом, где никогда не кончается детство,
Где учат любить и прощать,
Где радость и боль по соседству
где хочется мир весь вращать.

9. Итоги.

В результате работы нашей мастерской вы, надеюсь, сделали для себя какие-то открытия, по – новому оценили привычные слова понятия. Выразите это в творческой работе.

Это может быть стихотворение о школе ( с использованием подобранных рифм), или эссе.