Тема:
Правописание имён прилагательных (повторение правил, изученных в 5 классе).
Цели урока:
- Обобщение сведений об имени прилагательном как о части речи.
- Отработка навыков правописания падежных окончаний прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; о-е после шипящих в окончаниях прилагательных (с использованием алгоритма написания каждой орфограммы).
- Коррекция и развитие познавательных психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления.
- Воспитание положительного отношения к учебе. Формирование навыков самоорганизации учебной деятельности.
Оборудование урока:
учебники, тетради, справочники, таблицы «Падежные окончания прилагательных в единственном числе», «Мягкий знак после шипящих в конце слова», «О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных»; тесты; карточки; медленная спокойная музыка.
Ход урока.
1. Организационный момент. Релаксация (под спокойную музыку).
Цель: расслабление мышечного тонуса.
Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и негромко повторяйте за мной: «Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться и радуюсь этому (пауза). Я внимательно слушаю и стараюсь понять и запомнить. У меня все получится. (Пауза). Я хочу учиться, я хочу работать. Работаю. (Музыка становится постепенно тише и отключается).
2. Постановка проблемы.
Запись числа, темы, (в это время пройти проверить в тетрадях домашнее задание).
1)
На прошлом уроке мы начали повторение изученного в пятом классе об имени прилагательном. В тетради на полях поставьте оценку, которую вы бы хотели получить на уроке, заключите ее в кружок. В конце урока посмотрим, кому удастся выпустить эту оценку, то есть заработать ее.
Итак, повторим общие сведения о прилагательном. Что же это за часть речи? По каким признакам мы ее узнаем? Чтобы ответить на эти вопросы, вам предстоит выполнить тестовые задания: выбрать правильный вариант ответа.
Тест
1. Имя прилагательное обозначает:
- а) предмет
- б) действие предмета
- в) признак предмета
2. прилагательное отвечает на вопросы:
- а) что делать?
- б) какой, чей?
- в) кто, что?
3. прилагательное изменяется:
- а) только по числам
- б) по родам, числам и падежам
- в) только по падежам
4. прилагательное в полной форме является в предложении обычно:
- а) определением
- б) подлежащим
- в) дополнением
5. прилагательное в краткой форме является:
- а) подлежащим
- б) сказуемым
- в) определением
6. какое слово является прилагательным:
- а) белить
- б) белизна
- в) белый
Коррекционная цель теста: развитие избирательного мышления с опорой на научное определение.
Кто раньше справился с тестом, работает у доски с карточками.
Карточка для работы у доски.
Выписать из карточки словосочетание с гласной О в окончаниях после шипящих, а второму – с буквой Е.
На свеж..м воздухе, к сатрш..му брату, в больш..м лесу, в колюч..м кустарнике, у могуч..го дуба, в чуж..м доме.
Обобщение по тестам: дать полное определение имени прилагательного, глядя на ответы в тестах.
Какова роль прилагательных в нашей речи?
2)
Проверка домашнего задания: чтение нескольких сочинений о зимней природе (один ученик читает, другие стараются запомнить прилагательные и затем назвать их).
Коррекционная цель: развитие внимания и памяти.
Чья работа понравилась больше и почему? (Воспитание внимательного отношения к словесному творчеству).
Коррекционная цель: развитие умения анализировать письменные творческие работы и делать выводы.
3. Развитие темы.
Итак, основные сведения о прилагательном вам известны.
Теперь предстоит повторить правила написания прилагательных, изученных в пятом классе:
- правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных;
- отсутствие мягкого знака на конце кратких прилагательных после шипящих.
1) Работаем по первому правилу: посмотрите на обозначения первой орфограммы и вспомните, что помогает нам проверить написание окончания прилагательного? (Вопрос, заданный от определяемого существительного).
Обозначение орфограммы.
Работа с таблицей: объяснить по таблице, какие окончания имеют прилагательные в мужском и среднем роде? в женском?
Задание «Осколки».
На доске записан текст с пропущенными прилагательными. Спишите его, вставив подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме, которые следует выбрать из записанных на карточках-осколках, выпавших из текста. Объясните написание окончаний каждого прилагательного с обозначением вопроса и падежа (работа в тетрадях и по одному у доски).
Текст записанный на доске.
В _ лесу все осыпано инеем. Длинные тени лежат на _ снегу. Лучи _ солнца едва пробиваются сквозь ветви деревьев. Вдали раздается крик _ птицы. (Карточки-осколки: зимний, белый, тусклый, незнакомый).
Задание: подчеркните прилагательное как члены предложения.
Коррекционная цель: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
2) Работа по второй орфограмме.
Нужно ли писать мягкий знак на конце кратких прилагательных после шипящих? (Нет).
Тренировочное упражнение: заменить полные прилагательные краткими.
Трескучий мороз - мороз….
Горячий чай – чай….
Жгучий ветер – ветер….
Пахучий ландыш – ландыш….
Могучий дуб – дуб…..
Взаимопроверка в парах.
Комплексное повторение темы «мягкий знак после шипящих в конце слова».
Работа с алгоритмизированной таблицей.
Какова последовательность работы над орфограммой «Ь после шипящих в конце слова» (определить часть речи по вопросу, применить соответствующее каждой части речи правило).
Тренировочное упражнение на закрепление правила: упр. 251 (с комментированием по цепочке).
Коррекционная задача: развитие логического мышления и связной речи.
4. Подведение итогов урока.
(С использованием таблиц).
Что нужно помнить о правописании падежных окончаний прилагательных? О правописании кратких прилагательных с основой на шипящий?
У слов какой части речи на конце поле шипящих всегда пишется мягкий знак? Написание мягкого знака после шипящих в какой части речи зависит от склонения?
5. Объяснение домашнего задания: упр. 250.
6. Комментирование выставленных оценок.