Запятая в сложном союзном предложении

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Формировать умение постановки запятой в сложном предложении;
  • Развивать орфографические и пунктуационные навыки, устную и письменную речь учащихся;
  • На основе краеведческого материала воспитывать уважение к истории Воронежского края, любовь к малой родине.

Оборудование: проектор.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

- Итак, мы продолжаем изучение служебной части речи, которая называется “Союз”. И тема сегодняшнего урока “Запятая в сложном союзном предложении. Цели урока – формировать умение постановки запятой в сложном союзном предложении, развивать орфографические и пунктуационные навыки.

III. Словарно-орфографическая диктовка на повторение.

Вследствие непогоды, не видел в течение дня, несмотря на ливень, в начале лета, не смотря вниз, говорить насчет экскурсии, тепло по- летнему, вспоминая впоследствии, согласно приказу по школе.

- (В это время один ученик выполняет индивидуальную работу по карточке)

- А теперь составьте связный текст по теме “ Союз”, используя опорную схему. Слайд № 2

III. Лингвистическая задача.

- Нужна ли запятая перед союзом и в предложении Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Слайд № 3

1V. Объяснение нового материала.

- А как определить сложное перед нами предложение или простое? ( нужно найти грамматические основы) Слайд № 4
- А какое предложение мы будем считать сложным и союзным? ( у которого две и более грамматические основы и соединяются они в составе сложного при помощи союзов)
- Какие вы знаете союзы? (сочинительные и подчинительные).
- Какую роль выполняют сочинительные союзы, а какие –подчинительные?

V. Закрепление темы урока.

1. Упражнение 323 (1,3 предложения)

2. Физкульминутка.

3. Словарная работа.

- Дайте лексическое значение словам круиз, экскурсия. (на уроке работает эксперт, который при помощи словаря может помочь нам)
- Составьте сложные союзные предложения, используя эти слова.

4. Заочная экскурсия в Хреновской конный завод.

- Найти союзы, определить их роль, расставить недостающие запятые.(задания выполняются устно) СЛАЙД № 5-8

5. Составьте схему предложения. Дайте характеристику союзам.СЛАЙД № 10

- Ребята, выберите то предложение, с заданием которого вы справитесь.

6. Подведение итогов.

Тест (взаимопроверка, объявление оценок)

V1 Выводы по уроку.

  1. Какие союзы соединяют простые предложения в составе сложного?
  2. Какой знак препинания ставится между простыми предложениями в союзном сложном предложении?
  3. Вы сегодня что-нибудь интересное и полезное узнали?

Слово учителя:

Мы сегодня обратились к истории нашего края, потому что судьба любого человека неразрывно связана с судьбой родного края. Дома напишите миниатюрное сочинение о достопримечательностях нашего района. Тем более что в Бобровском районе памятников истории и природы больше, чем в любом другом районе области. В сочинении используйте сложные союзные предложения или упр. 324