Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цели урока:
- Обучающая: систематизировать знания по теме “Синтаксис и пунктуация”.
- Развивающая: развивать логическое мышление, память.
- Воспитывающая: воспитывать ответственность, чувство товарищества, интерес к предмету.
Оборудование: таблички с названиями команд, карта-схема путешествия, карта-таблица успехов, эмблемы, карточки с заданиями, жетоны.
Подготовка к проведению урока:
Заранее объявляется, что урок будет необычным.
Класс делится на 4 команды, выбираются капитаны. Каждая команда представляет свою эмблему, отражающую название. Парты расставляются для работы в группах: по две вместе. В каждой команде 6 учащихся разных учебных возможностей.
После того, как объявлено путешествие в Страну Синтаксиса и Пунктуации, команды должны к нему подготовиться.
Этапы игры-путешествия
1 этап. “Подготовка к путешествию”
Вопросы командам:
- Что изучает синтаксис?
- Какие предложения по цели высказывания вам известны?
- Какие предложения по интонации вы знаете?
- Что изучает пунктуация?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Какие члены предложения называются однородными?
- Что такое прямая речь?
- Что такое словосочетание?
(За каждый правильный ответ команда получает жетон).
2 этап. “Неизвестная планета” (виды словосочетаний)
У каждой команды на столе рисунок с изображением пустых домиков.
Учитель:
- Чтобы поселить в домики “жильцов”, вспомните виды словосочетаний.
Путешествие будет продолжено, когда вы правильно распределите словосочетания по группам:
удивительная картина, раздаваться в лесу, исчезать в кустах, преподавать литературу, объединиться в группы, далекий горизонт, долина реки, приближаться к реке.
(учащиеся записывают именные и глагольные словосочетания).
(Ученики-лаборанты проверяют правильность выполнения и на “Карте-таблице путешествия” вывешивают результаты.)
3 этап. “Веселая семейка”. (Простое предложение)
Учитель:
- Помогите семейке собраться вместе, а для этого составьте предложение и разберите его по членам предложения.
Составь предложение:
1) Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в И. п., ж. р., ед. ч.
2) Из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом.
Взять обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее.
3) Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.
4) Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство.
4 этап. “Бурная река”. (тире между подлежащим и сказуемым)
Учитель:
- Впереди новое препятствие – бурная река. Нужно проложить мостик из бревен, а для этого вспомнить, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
(Каждая команда получает карточки с заданием).
Задание: необходимо выбрать те предложения, где ставится тире:
1) Радостна шумна и пахуча весна.
2) Гранит прочный камень.
3) Вышла на край леса волчица.
4) Небо чистое.
5) Земля наш общий дом.
(проверяют ассистенты)
5 этап. “Гостеприимный хозяин”. (Обращение и знаки препинания при нем)
Учитель:
- На берегу нас встречает гостеприимный хозяин, а зовут его “Обращение”.
Составьте предложение с обращением, используя вежливые слова.
(проверяют ассистенты)
Привал.
(физ. минутка)
- Послушаем пение птиц и отдохнем (аудиозапись).
6 этап. “Неприступный Замок”. ( Роль союза и в предложении)
Учитель:
- Наконец-то мы дошли до замка. Но замок окружен рвом, наполненным водой. Вы видите: в нем “тонут” простые и сложные предложения. Поможем им. Чтобы их вытащить, надо вспомнить, какова роль союза и в предложении?
(команды получают карточки с заданиями:
1) Найти простые предложения с союзом и, связывающим однородные члены.
2) Найти сложные предложения.
Примеры предложений:
1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины
3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.
4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.
5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.
(проверяют ассистенты)
7 этап. “Ключ к Замку”. (Виды сложных предложений)
Учитель:
- Вот мы и у ворот Замка. Но ключ – в следующем задании: составьте из двух простых предложений сложные: сложносочиненное и сложноподчиненное (команды получают карточки с заданиями)
1). Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.
2). Небо заволокло тучами. Началась гроза. (проверяют ассистенты)
8 этап. “Подведение итогов”
Комментирование заполненной карты, определение лучшей команды.
Учитель благодарит всех за приятное путешествие.
“Карта-таблица” выглядит так:
Этапы путешествия | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
1. Подготовка к путешествию | ||||
2. Неизвестная планета. | ||||
3. Веселая семейка. | ||||
4. Бурная река. | ||||
5. Гостеприимный хозяин. | ||||
6. Неприступный Замок. | ||||
7. Ключ к Замку. |
Результаты отмечаются жетонами разного цвета:
- красный “5”
- синий “4”
- зеленый “3”
- желтый “2”.