Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации. Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели урока:

  1. Обучающая: систематизировать знания по теме “Синтаксис и пунктуация”.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, память.
  3. Воспитывающая: воспитывать ответственность, чувство товарищества, интерес к предмету.

Оборудование: таблички с названиями команд, карта-схема путешествия, карта-таблица успехов, эмблемы, карточки с заданиями, жетоны.

Подготовка к проведению урока:

Заранее объявляется, что урок будет необычным.

Класс делится на 4 команды, выбираются капитаны. Каждая команда представляет свою эмблему, отражающую название. Парты расставляются для работы в группах: по две вместе. В каждой команде 6 учащихся разных учебных возможностей.

После того, как объявлено путешествие в Страну Синтаксиса и Пунктуации, команды должны к нему подготовиться.

Этапы игры-путешествия

1 этап. “Подготовка к путешествию”

Вопросы командам:

  1. Что изучает синтаксис?
  2. Какие предложения по цели высказывания вам известны?
  3. Какие предложения по интонации вы знаете?
  4. Что изучает пунктуация?
  5. Что такое грамматическая основа предложения?
  6. Какие члены предложения называются однородными?
  7. Что такое прямая речь?
  8. Что такое словосочетание?

(За каждый правильный ответ команда получает жетон).

2 этап. “Неизвестная планета” (виды словосочетаний)

У каждой команды на столе рисунок с изображением пустых домиков.

Учитель:

- Чтобы поселить в домики “жильцов”, вспомните виды словосочетаний.

Путешествие будет продолжено, когда вы правильно распределите словосочетания по группам:

удивительная картина, раздаваться в лесу, исчезать в кустах, преподавать литературу, объединиться в группы, далекий горизонт, долина реки, приближаться к реке.

(учащиеся записывают именные и глагольные словосочетания).

(Ученики-лаборанты проверяют правильность выполнения и на “Карте-таблице путешествия” вывешивают результаты.)

 3 этап. “Веселая семейка”. (Простое предложение)

Учитель:

- Помогите семейке собраться вместе, а для этого составьте предложение и разберите его по членам предложения.

Составь предложение:

1) Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в И. п., ж. р., ед. ч.

2) Из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом.

Взять обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее.

3) Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

4) Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство.

4 этап. “Бурная река”. (тире между подлежащим и сказуемым)

Учитель:

- Впереди новое препятствие – бурная река. Нужно проложить мостик из бревен, а для этого вспомнить, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

(Каждая команда получает карточки с заданием).

Задание: необходимо выбрать те предложения, где ставится тире:

1) Радостна шумна и пахуча весна.

2) Гранит прочный камень.

3) Вышла на край леса волчица.

4) Небо чистое.

5) Земля наш общий дом.

(проверяют ассистенты)

5 этап. “Гостеприимный хозяин”. (Обращение и знаки препинания при нем)

Учитель:

- На берегу нас встречает гостеприимный хозяин, а зовут его “Обращение”.

Составьте предложение с обращением, используя вежливые слова.

(проверяют ассистенты)

Привал.

(физ. минутка)

- Послушаем пение птиц и отдохнем (аудиозапись).

6 этап. “Неприступный Замок”. ( Роль союза и в предложении)

Учитель:

- Наконец-то мы дошли до замка. Но замок окружен рвом, наполненным водой. Вы видите: в нем “тонут” простые и сложные предложения. Поможем им. Чтобы их вытащить, надо вспомнить, какова роль союза и в предложении?

(команды получают карточки с заданиями:

1) Найти простые предложения с союзом и, связывающим однородные члены.

2) Найти сложные предложения.

Примеры предложений:

1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины

3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.

4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.

(проверяют ассистенты)

7 этап. “Ключ к Замку”. (Виды сложных предложений)

Учитель:

- Вот мы и у ворот Замка. Но ключ – в следующем задании: составьте из двух простых предложений сложные: сложносочиненное и сложноподчиненное (команды получают карточки с заданиями)

1). Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.

2). Небо заволокло тучами. Началась гроза. (проверяют ассистенты)

8 этап. “Подведение итогов”

Комментирование заполненной карты, определение лучшей команды.

Учитель благодарит всех за приятное путешествие.

“Карта-таблица” выглядит так:

Этапы путешествия 1 команда 2 команда 3 команда 4 команда
1. Подготовка к путешествию        
2. Неизвестная планета.        
3. Веселая семейка.        
4. Бурная река.        
5. Гостеприимный хозяин.        
6. Неприступный Замок.        
7. Ключ к Замку.        

Результаты отмечаются жетонами разного цвета:

  • красный “5”
  • синий “4”
  • зеленый “3”
  • желтый “2”.