Использование произведений живописи на уроках развития речи

Разделы: Русский язык


Цели:

  • развивать навыки написания изложения с элементами сочинения; обучать умению описывать внешность человека, изображённого на картине;
  • воспитывать уважение к человеку-труженику.

Оборудование:

  • репродукция картины И.Е. Репина “Бурлаки на Волге” на магнитной доске, раздаточный материал – репродукции картины Репина на партах для каждого ученика;
  • тетради для творческих работ, листочки для черновиков;

Записи на доске:

Дата.

Изложение с элементами сочинения. Описание внешности человека, изображённого на картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

Вопросы и задания для написания сочинения:

- Какое впечатление производят люди, изображённые на картине?

- Опишите ещё одного героя картины Репина.

Ход урока

1. Оргмомент. Запись даты, темы урока в тетради для творческих работ.

2. Знакомство с картиной И.Е. Репина “Бурлаки на Волге” (работа с репродукцией).

3. Словарно-семантическая работа со словом “бурлаки” - наёмные рабочие, использовавшиеся в качестве тягловой силы для транспортировки гружёных барж по рекам.

К какой лексической группе относится данное слово? (Это историзм – устаревшее слово).

4. Ознакомительное прослушивание текста изложения с предварительной установкой: по описанию узнать героя картины Репина.

Текст изложения (авторский)

На картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге” изображена цепочка людей, тянущих вдоль побережья реки баржу. Среди них особо выделяется один. Он совсем ещё юн. Но его изорванная в клочья одежда, а также уставшее, недовольное лицо говорят о том, какие лишения и муки ему пришлось испытать. Юноша в отличие от своих собратьев пытается идти прямо, не сгибая спины. Но широкая лямка впилась ему в грудь, принося неимоверную физическую боль. Чтобы облегчить свои страдания, бурлак пытается поправить её руками.

Взгляд, устремлённый на реку, говорит о том, что бурлак наблюдает за движением встречных судов. Возможно, это его первый поход по Волге, так как тело юноши ещё не успело огрубеть от ветра и зноя, оно выделяется своей белизной, лишь лицо и кисти рук слегка загорели. Необычен и цвет волос: он напоминает цвет золотого песка, по которому бредут эти несчастные.

Образ молодого человека, вероятно, очень дорог художнику. Неслучайно Репин изобразил его в центре картины, использовал более яркие краски, “тёплые” тона: красный, жёлтый.

5. Работа над содержанием текста изложения.

- Узнали по описанию героя картины?

- На какие портретные детали обращено внимание в тексте? При повторном прослушивании текста выписать словосочетания по плану: возраст (Он совсем ещё юн. Юноша. Молодой человек.), одежда, поза, взгляд, тело, волосы.

- Повторное чтение текста учителем.

6. Подготовка к написанию сочинения.

- Какое впечатление производят люди, изображённые на картине И.Е. Репина?

(Глядя на картину И.Е. Репина, понимаешь, насколько тяжёл был труд бурлаков. Жаль этих оборванных, до смерти уставших людей, которых не щадят ни люди, ни природа.)

Постановка задачи: После написания изложения, напишите сочинение, в котором должны содержаться ответ на поставленный вопрос и описание ещё одного героя картины.

7. Работа над черновиком.

8. Работа с беловиком.

Урок развития речи в 6 классе по картине Т.Н. Яблонской “Утро”. 1 час.

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Цели:

  1. Обучать умению составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся.
  3. Посредством данного произведения живописи воспитывать интерес к прекрасному, стремление к самосовершенству, физическому, духовному (нравственно-эстетическое, валеологическое воспитание).

Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал (репродукции картины, конспекты с опорными словами), записи на доске, тетрадные листочки, аудиозапись утренней зарядки.

Ход урока

1. Оргмомент.

Доброе утро!

Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок не с обычного приветствия (“здравствуйте”)? Во-первых, урок у нас не обычный, а открытый: на нашем уроке присутствуют гости. Работать мы будем не как обычно в тетрадях, а на листочках. Во-вторых, сегодняшний урок развития речи мы посвятим подготовке к написанию сочинения по картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Но прежде, чем мы начнём работать с репродукцией картины, я предлагаю вам пофантазировать.

2. Работа над составлением словесного описания картины по ассоциациям.

Давайте представим, что должно быть изображено на картине с названием “Утро”, а чтобы вам было легче это сделать, составьте на листочке “ассоциативное солнышко”:

На доске появляется табличка:

Слова какой части речи у вас преобладают? (сущ., прилаг., глаг.)

Используя своё “ассоциативное солнышко”, попробуйте описать картину под названием “Утро” (заслушиваются описания 1-2 учеников (по желанию)).

3. Работа над репродукцией картины Т.Н. Яблонской “Утро”.

Что вы добавите в своё “солнышко” после того, как увидели репродукцию картины? (зарядка, завтрак и т.д.)

Что нарисовано на картине? (перечислить неодуш. предметы: комната, мебель, цветы, утро и т.д.)

Подберите эпитеты (прилагательные) к слову “утро”. Какое утро запечатлела на своём полотне художница? Запишите слова.

На доске записываются примеры эпитетов (по одному слову от каждого ученика):

Как удаётся автору показать, что утро яркое, тёплое, осеннее? (обратить внимание на колорит картины, “говорящие” детали: школьная форма, дверь на балкон открыта)

Кто является главным героем картины? Как вы определили? (девочка в центре, на переднем плане картины)

О чём говорит поза девочки? (делает зарядку, упражнение “ласточка”)

Словарно-семантическая работа.

Подберите однокоренные слова к слову “зарядка” (заряд, зарядиться) Чем можно зарядиться? (энергией здоровья)

А вам не захотелось, глядя на картину, тоже сделать это физическое упражнение? Попробуйте выполнить его прямо сейчас.

“Валеологическая минутка” (аудиозапись звука горна, позывных утренней зарядки)

Какие ещё упражнения могла выполнять героиня картины? (1-2 упр.)

Подготовка к написанию сочинения по картине.

Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? (аккуратная, подтянутая, спортивного телосложения, стройная, школьница (ученица)

Почему же художница назвала свою картину “Утро”, а не “Девочка, выполняющая утреннюю зарядку”? ( Утро – обновление жизни, радость пробуждения, ожидания новых открытий, встреч, новых дел. Чтобы чувствовать себя бодрым, здоровым, нужно начинать новый день с зарядки.)

Какую мысль хотела донести до зрителей Т.Н. Яблонская, создавая своё произведение? ( Если хочешь добиться высоких результатов в жизни, то нужно с детства думать о своём здоровье, начинать утро с зарядки.)

На картине есть ещё одна “говорящая деталь” – красный пионерский галстук. Это говорит о том, что девочка является членом Всесоюзной пионерской организации, которая была образована 19 мая 1922 года и носила имя В.И. Ленина. Право стать пионером и носить на груди кумачовый галстук представлялось лучшим из лучших учащихся в возрасте от 9 до 14 лет. Пионер в переводе означает “первый”, всем пример. Примером может стать жизнь самой Татьяны Ниловны, матери трёх детей, которая смогла многого достичь в жизни: стала известным художником, лауреатом Государственной премии, депутатом Верховного Совета Украины. Но самые светлые воспоминания в памяти художницы оставило детство. Потому-то главные герои её картин – дети.

Что ещё свидетельствует о том, что героиня заботится о своём здоровье? (свежий воздух – проветривание, чистота в комнате, цветы, лёгкий завтрак на столе)

Какие ещё утренние процедуры необходимо выполнять каждому человеку, чтобы поддерживать своё физическое здоровье? Что осталось “за кадром”?

(умыться, почистить, зубы, причесаться, позавтракать, заправить постель и т.д.)

Постановка задачи:

- Дома вам предстоит написать сочинение, в основе которого будут ваши впечатления о картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Возможные варианты начала вашего сочинения [1]:

Передо мной картина Т.Н. Яблонской “Утро”.

Раннее осеннее утро. Звучит музыка, и девочка застыла в позе “ласточки”.

В помощь ребятам даются опорные слова и выражения, которые позволят им избежать повтора одинаковых слов, следовательно, и речевых ошибок.

Раздаточный материал – слова для справок [1]: “Художник, мастер кисти, автор картины, живописец.

Изобразила, показала, передала, запечатлела, создала, написала.

Девочка, героиня, главный персонаж картины.

Просторная солнечная комната. Много света и воздуха. Блестящий паркетный пол. Обыкновенный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Белоснежное постельное бельё. Чистота и уют. Пышная зелень цветов”.

В качестве эпиграфа (эпиграф - слова, передающие основную мысль сочинения) предлагается взять пословицу “В здоровом теле – здоровый дух”.

Оформление записи темы и эпиграфа сочинения.

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

В здоровом теле – здоровый дух.

Пословица.

Запись домашнего задания.

Написать сочинение-описание на основе личных впечатлений по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Литература.

1. Русский язык. 6 класс. Поурочные планы по учебнику М.П. Баранова/сост. Скоркина Н.М. – Волгоград: “Учитель – АСТ” - 2002.-с.55-56.