Тема:
Урок развития речи в форме ролевой игры с использованием национально-регионального компонента «Родная сторона сердцу мила».
Цели:
1) привитие интереса к родному краю, воспитание чувства гордости за свой посёлок;
2) систематизация собранного материала о посёлке, завершение подготовки к сочинению по предложенной теме;
3) развитие умения составлять устный рассказ о родном крае, способствование формированию коммуникативных навыков.
Групповая работа по предложенным темам:
1) история возникновения Арска;
2) музеи посёлка;
3) сегодняшний день Арска;
4) учебные заведения посёлка;
5) предприятия, на которых работают мои родители;
6) родная гимназия.
Оформление:
• слайды с видами Арска, с визитными карточками предприятий, музеев, учебных заведений;
• выставка книг, альбом «История родного края», вопросы для викторины.
Распределение ролей краеведа, географа, историка, экскурсовода, журналиста, литературоведа, корреспондента, музыканта.
Ребята сидят за отдельными столами, их роли обозначены табличками.
Звучит тихая музыка. На экране – слайды о посёлке Арск.
Ход урока
1. Сообщение цели и задачи урока.
Учитель. Для каждого человека нет милей и дороже места, где он родился, вырос, где с молоком матери впитал любовь к родной земле. Каждый уголок родного края до боли знаком и дорог, с ним связаны самые лучшие мгновения нашей жизни, мечты, надежды.
Родной край, родная земля – понятия очень широкие. Для каждого из нас они включают что-то своё, личное.
Мы с вами, ребята, проделали большую работу: побывали в музеях Арска, изучили его историю, а также сегодняшний день посёлка. По вашим глазам я вижу, что вы узнали по слайдам знакомые с детства места. Да, действительно, посёлок Арск – одно из красивейших мест нашей республики. Недаром говорится в пословице: «Родная сторона сердцу мила». Цель нашего урока – систематизировать собранный материал о посёлке, завершить подготовку к сочинению по предложенной теме.
Сегодня вам предоставляется возможность выступить от имени людей различных профессий, выразить свою любовь и признательность малой родине.
2. Основная часть урока.
– История возникновения Арска.
Краевед.
Эта сторона лесная вечно в памяти жива.
Бархатистым одеялом расстилается трава.
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черёд подует ветер,
В свой черёд и дождь пойдёт.
Габдулла Тукай
Моя малая родина – посёлок Арск. Здесь я родилась, произнесла первое слово «мама», ощутила заботы милой бабушки. Здесь я впервые почувствовала зелёную травку под ногами и синее небо над головой, научилась различать запахи цветов, слушать пение птиц. Сколько красок и тепла в пейзажах родного посёлка.
Я люблю тебя, мой край!
Всё в тебе – мои радость и горе.
Ты навеки один у меня,
Словно сердце в небесном просторе.
Географ. Посёлок наш расположен на склоне холма. С одной стороны районный центр, где проживает более семнадцати тысяч человек, окружают крутые берега притока Казанки, реки Кесьмесь, с другой стороны река Березинка. Арск находится в шестидесяти километрах от столицы Татарстана – города Казани и связан с ним железнодорожным сообщением. А герб Арска был утверждён 18 октября 1781 года вместе с другими гербами Казанского наместничества.
Учитель. Чувство Родины! Оно связано с любовью к своим родным местам, к отчему дому, которые мы вспоминаем всю жизнь. Но нельзя ценить и любить родную землю, не зная её истории.
1-й историк. Мой родной посёлок – Арск. Я живу в нём уже 14 лет, но только сейчас так серьёзно задумался об истории своего посёлка и происхождении его названия. Ответ я нашёл в книге «История Арского края».
Самое первое упоминание об Арске мы находим в русских летописях – «Летописцы последней четверти XXVII века» и в «Книге степенной царского родословия». В них сообщается о том, что ордынский хан в «лета от создания миру 6804-го» (это 1296 год от Рождества Христова) выдал за князя Смоленского и Ярославского Федора Чермного свою дочь с приданым в 36 городов Восточной Европы, среди которых и назван Арск.
2-й историк. Существует ряд мнений об истории возникновения названия и основателях Арска. Одни исследователи склонны считать, что Арск основали ары (так татары называли удмуртов – своих северо-восточных соседей). По их мнению, на месте Арска могла быть небольшая удмуртская деревня, называемая булгарами «Арча». Слово образовано прибавлением к татарскому наименованию удмуртов «ар» аффикса «ча».
3-й историк. Другие исследователи считают, что в основе происхождения топонима «Арча» лежит древнее булгаро-татарское слово «ур» – ров с укреплением, крепость. Если обратим своё внимание на местность Арской крепости, то можно отметить определённое соответствие её данным определениям.
1-й историк. По мнению третьих исследователей, около Арска росло много можжевельника (на татарском языке – «артыш», а в переводе на тюркский язык означает «арча»). Булгары, уважая и полюбив священное дерево арчу, Арской крепости якобы дали название «Арча».
2-й историк. Четвёртая версия о возникновении названия «Арска» базируется на его образовании от черемисского слова «арча», что означает «ларчик, шкатулка». По пятой версии, название «Арча» могло возникнуть от сочетания слов «аргы як».
3-й историк. О времени построения Арска также существует несколько точек зрения.
Отдельные исследователи, утверждающие, что первоначально на месте этого населённого пункта когда-то была удмуртская деревня, считают, что по времени это могло быть до образования Волжской Булгарии.
Другие исследователи построение Арска относят к татаро-монгольскому периоду. По мнению третьих, Арск построен после взятия Казани войсками Ивана Грозного.
1-й историк. Выгодное политико-географическое положение позволяло развивать торгово-экономические связи с соседними племенами. В дальнейшем Арск превратился в один из крупных городских центров Казанского ханства. Таким образом, тогда Арск получил право называться городом.
При царе Петре Первом была проведена реформа по административному делению России, в результате которой наш Арск в числе 12 уездных городов вошёл в состав Казанской губернии.
При советской власти Арск переименовали в рабочий посёлок, с 1930 года он является центром Арского района. В этом году был поднят вопрос о возвращении Арску исторического статуса города. 8 октября 2006 года состоялся референдум, на котором Арск вернул утраченный статус. Арчане много сделали и стремятся делать всё, чтобы с каждым годом краше и богаче становился их посёлок. Развивается строительная база района. А как преобразился центр Арска! За несколько лет он изменился до неузнаваемости. В посёлке появляются новые микрорайоны, улицы, построено много красивых домов, объектов культурно-бытового назначения.
– Музеи Арска.
Учитель. Музеи – драгоценные кладовые памятников человеческой культуры. Их задача – воздействовать на умы и сердца людей.
1-й экскурсовод. Мы всем классом посетили единственный в республике музей Литературы и искусства Арского района, который был открыт 26 апреля 1995 года. Ренат Фазлыахметов, директор музея, познакомил нас с интересными экспонатами. Путешествуя по залам музея, где собрано всё от глубокой старины, задумываешься, как всё это можно было сохранить для потомков. В первом зале можно познакомиться с фотодокументами, книгами, личными вещами историков-просветителей Курсави, Марджани, Культеси, произведениями великого поэта Габдуллы Тукая, драматурга Галиаскара Камала. В двух залах музея собрана большая выставочная экспозиция народных мыслителей Татарстана Баширова, Ахунова, Магдиева. Отдельное место занимают экспонаты, посвящённые знаменитым мастерам искусства.
2-й экскурсовод. Богат материалами зал «Боевой славы». С арской земли защищать свою Родину ушли более двадцати пяти тысяч человек, около пятнадцати тысяч сложили свои головы на фронтах войны. Нас, мальчишек, заинтересовали археологические и этнографические материалы, а также с особым интересом мы рассматривали боевое оружие, пулемёты, гильзы, патроны, гранаты; фронтовые письма, очерки и документы, связанные с подвигами наших земляков. Из представленных 1700 экспонатов музея только 300 являются копиями, а остальные все подлинники.
3. Проведение викторины «Знаешь ли ты свой посёлок?»
1. Назовите писателей, живущих в нашем посёлке.
2. В центре Арска установлены бюсты писателей, выходцев из нашего района. Назовите их.
3. Назовите великого оперного певца, учившегося в Арском реальном училище в конце XIX века. (Ф.Шаляпин)
4. Назовите улицы Арска, которые носят имя поэтов, писателей.
5. Какой поэт восславил на весь мир Арский район? (Габдулла Тукай)
– Учебные заведения посёлка.
3-й экскурсовод. Арск – родина «Алифбы». Наша земля гордится авторами «Алифбы» Валитовой и Вагизовым. Они долгие годы преподавали в Арском педколледже. Сорокалетний труд авторов и путь учебника «Алифба» освещает музей «Алифба», единственный не только в Татарстане, но и в России, который открыт в Арском педколледже в 2000 году. Нас с лучезарной улыбкой встретили директор музея Камалетдинова Сания Сибгатулловна и студенты-экскурсоводы. На сегодняшний день музей имеет богатый фонд, состоящий из 1077 экспонатов, рассказывающих о возникновении и развитии письменности народов мира с древнейших времён до наших дней. В музее имеется великолепная коллекция букварей народов мира, насчитывающая сегодня 176 экземпляров.
В одном из залов собраны материалы о выпускниках Арского педколледжа. На некоторых фотографиях мы увидели знакомые лица, лица наших дорогих учителей.
Музыкант. Так как речь зашла об учебных заведениях, хотелось бы сказать несколько слов о Детской школе искусств. Она была открыта в 1963 году. Я хожу в музыкальную школу с 6 лет. С удовольствием играю на скрипке, занимаюсь вокалом, пою в ансамбле. 12 моих одноклассников тоже занимаются здесь.
Спортсмен. В нашем районе большое внимание удаляется развитию спорта. Я занимаюсь в детско-юношеской спортивной школе, являюсь игроком детской футбольной команды района. Мы принимаем участие в зональных, республиканских соревнованиях. Наши спортсмены показывают неплохие результаты. А зимой мы с ребятами играем в хоккей на хоккейной площадке нашей гимназии. Мы с нетерпением ждем открытия в Арске спортивного комплекса с бассейном и Ледового дворца.
– Предприятия, на которых работают мои родители.
1-й корреспондент. Вы даже не представляете, какие замечательные наши родители. О каждом из них можно рассказывать с восхищением, именно они работают во благо нашего родного края.
В 1981 году было создано эксплуатационно-производственное управление «Арскгаз». Этот момент стал стартовой точкой для широкомасштабных работ по обеспечению населения района природным газом. «Главный критерий в нашей работе, – говорит мой отец, работающий инженером в данном управлении, – безаварийное обслуживание. Специалистов аварийно-диспетчерской службы можно сравнить с врачами “Скорой помощи”. Они всегда готовы справиться с любой аварией».
2-й корреспондент. На предприятии «Арское автотранспортное предприятие» трудятся умелые, старательные люди. Автотранспортное предприятие активно занимается пассажирскими перевозками. Автобусы предприятия обслуживают 38 маршрутов в трёх самых северных районах республики – Арском, Атнинском и Балтасинском. За последние три года автобусный парк обновлён на 90 %. Я горжусь тем, чтоименно здесь работает мой отец.
3-й корреспондент. Фундамент Арского совместного предприятия по производству кирпича начали закладывать в июне 1991 года. И сам завод, и всё оборудование чешского производства. Продукция завода востребована не только в республике, но и за её пределами. Моя мама, работающая семь лет на данном предприятии, рассказала, что жильё из красного кирпича по уровню своего положительного влияния на здоровье человека занимает второе место после деревянного. Оказывается, никакой силикат, никакой новомодный пластик не может заменить изделие из природного, натурального материала.
– Слово о родной гимназии.
Ученица. Признаваясь в любви к родине, мы всегда вспоминаем о нашей гимназии. В дождливый осенний день я в новой форме, с огромным букетом цветов пришла в первый класс гимназии № 5. Я тогда ещё не знала, что именно гимназия станет для меня любимой и единственной. Она совсем ещё юная, на днях мы праздновали её девятилетие. Здесь работают замечательные учителя. За годы учёбы они не только дали нам знания, но и стали настоящими товарищами, наставниками.
А как мы интересно живём, сколько незабываемых поездок мы уже совершили; с какой гордостью вывешиваем в классный уголок дипломы и грамоты!
Для меня гимназия – это и мои одноклассники. С некоторыми из них я дружу ещё с детского сада. Я думаю, наша дружба продлится и после окончания школы.
4. Подведение итогов урока.
Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы совершили небольшое заочное путешествие по родному поселку. Вы активно поработали, накопили много материала о родном крае. На следующем уроке завершающей работой по данной теме будет написание сочинения «Родная сторона сердцу мила».
Может, кто-то уже обдумал свою работу и поделится своими мыслями? (О чем бы ты хотел написать в сочинении?)
Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения на предложенную тему, составить план, подобрать эпиграф, определить границы выбранной темы.
Закончить наш урок мне хочется стихотворением о родном крае.
(Ученица читает стихотворение собственного сочинения «Родной край».)
Мой милый и любимый мой
Чудесный Арский край.
Когда уедешь далеко,
О нем не забывай.Не забывай поля его,
Леса, луга, цветы.
Родную речку, отчий дом,
Места, где счастлив был.Всегда с любовью вспоминай
Ты Родину свою.
Не забывай свой Арский край,
Люби, как я люблю.