Урок в 5-м классе по теме "Согласные звуки"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Дать понятие об особенностях образования согласных звуков.
  2. Показать особенности звуковой организации русской речи, продолжить знакомство со звуковыми повторами как средством выразительности русской речи.
  3. Развивать речевой слух и эстетическое чувство (восприятие красоты звучания русской устной речи).

Оборудование: рисунки с изображением фуражки, рубашки, солнца, лестницы, сапога, варежки, указки, дуба; “Словообразовательный словарь”, карточки-сигналы для проверки синтаксического разбора предложения; таблица “Согласные звуки”; карточки со скороговорками.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте! Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

II. Словарно-орфографическая работа. Картинный диктант – “молчанка”.

(Учитель показывает рисунки, учащиеся молча записывают изображенное в тетрадь, 1 уч-ся у доски.)

Фуражка, рубашка, солнце, лестница, сапог, варежка, указка, дуб.

- Посмотрите внимательно на записанные слова и скажите, какая орфограмма их объединяет? Как она называется?

- А все ли согласные проверяемые?... Подберите проверочные слова к записанным, выделите орфограмму.

- А сейчас к слову лестница запишите однокоренные слова, а ученик 2 найдет в “Словообразовательном словаре” это слово и посмотрит, какие там даны однокоренные слова.

III. Проверка домашнего задания.

1. Словарное слово лестница есть и в предложении, которое вы дома разобрали синтаксически. Сейчас мы проверим разбор этого предложения с помощью сигнальных карточек, а пока:

а) ученик 3 и ученик 4 выйдут к доске и вставят пропущенные буквы в слова из домашнего упражнения 247:

уд.вительный нож.
красн.й резинов.й
чудес.ых фу.больный;
кожан.й

б) ученик 5 запишет слова с обозначенными квадратными скобками гласными звуками

(кр[а]сн[ы]м, б[ы], к [а]к).

Проверка синтаксического разбора предложения с помощью сигнальных карточек.

На чердак вела крутая лестница.

- Какую характеристику предложения вы написали?

2. Фронтальный опрос.

- Что ученик 5 выделил квадратными скобками?.. Из чего состоят гласные звуки? Так как же на письме указываются звуки, чтобы отличить их от букв?

IV. Изучение нового материала.

Любознайка:

- Так какую же новую тему мы будем изучать?

- А ты попытайся сама ответить на этот вопрос. На какие группы делятся все звуки?.. Какие мы уже изучили?.. Значит, сегодня изучаем,,,

Любознайка:

- Согласные!

Верно. Запишите в тетрадь новую тему урока: “Согласные звуки”.

Вам надо научиться отличать их от гласных и познакомиться с образованием согласных звуков.

Любознайка:

- Если в русском языке 6 согласных звуков, то сколько гласных?

- 36!

Любознайка:

- О! Это много! Больше, чем гласных! Мы знаем, что когда произносим гласный звук, то воздух проходит через рот свободно.

Например: а, о, у. А как образуются согласные звуки?

- Давайте вместе это выясним. Произнесите за мной: м, п, р, х, к, л. Что вы можете сказать? (Воздух во рту встречает препятствия, и от этого получается шум.) Значит, в каждом согласном есть шум.

- А теперь всмотритесь в “лесенку звучности” и вы найдете там все 36 согласных звуков.

Сонорные согласные: м, м, н, н, л, л, р, р, й.

Шумные звонкие согласные: б, б, в, в, г, г, д, д, з, з, ж.

Шумные глухие согласные: п, п, ф, ф, к, к, т, т, с, с, ш, ш, х,х,, ц, ч.

- Ни один из них не “перепутаете” с другими, потому что каждый согласный имеет признаки, которые отличают его от остальных 35 звуков.

Любознайка:

- Понимаю. Это – как в классе. Учеников много, но они не похожи друг на друга. И учитель легко узнает каждого. Интересно, сколько же у согласных звуков признаков, которыми они могут различаться?

- Прежде всего, как мы уже знаем, согласные бывают шумными, а шумные – звонкими и глухими (об этом подробнее будем говорить на следующем уроке). Еще выделяется отдельный признак: согласные, которые называются сонорными. Это такие согласные, где голос преобладает над шумом. Давайте произнесем их хором.

- Эти звуки, как и согласные, можно “тянуть”, а при желании даже петь.

Любознайка:

- Даже петь согласные звуки? Можно я попробую?

- Конечно!

Любознайка:

Вечерний звон-н-н,

Вечерний звон-н-н,

Как много дум-м-м,

Наводит он-н-н.

- Здорово! Получается! Так, значит, согласные звуки бывают сонорными и шумными, а шумные – звонкими и глухими, т.е. они отличаются тем, насколько в образовании согласных участвуют голос и шум. И все? Больше ничем не отличаются друг от друга.

- Нет, почему же. Есть еще отличия. Например, различаются по месту образования шума: бывают грубыми и язычными.

губные – м, м, б, б, ф, ф, п, п.

- Больше язычных. Но есть переднеязычные: д, т, н, з, с…, есть заднеязычные: г, к, х.

Любознайка:

- Как сложно, но интересно!

- Другие отличия мы узнаем на следующих уроках. А сейчас еще добавлю, что звук Р называют дрожащим.

Любознайка:

- А почему?

- Произнесите его и скажите, почему его так называют? (Язык дрожит)

Любознайка:

- Наверное, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают. Вместо “трава” говорят “тлава”, “ворона” - “волона”.

- Правильно. Садись, Любознайка, на место и послушай с другими ребятами отрывок из рассказа Драгунского “Заколдованная буква”.

(Читается отрывок из рассказа из книги Драгунского “Заколдованная буква”.)

- Дети заменили трудный для них [ш] зв. [с], [ф], [х], а не какими-то другими. Чем же эти звуки похожи на [ш]? (По способу образования: глух., присвистывают).

Работа с учебником.

- Прочитайте материал на стр.109.

- Что вы еще добавите к прочитанному?

V. Закрепление изученного материала.

1. Запись: балка – палка; Назовите разные согласные звуки в

  • сон – тон; данных парах слов.
  • мы – вы;

2. Работа с рисунками учебника (упр.251).

- Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы. Благодаря каким гласным и согласным мы различаем по смыслу 1 и 2 слова?... 3 и 4?

- Подберите свою пару слов. (Угол - уголь).

3. Характеристика звуков.

Загадки – шутки:

1) Что находится в начале книги? (к – согл., шум., заднеяз.).

2) Что у зайца позади, а у цапли впереди (ц – согл., шум., переднеяз.).

3) Что стоит посередине земли? (м – согл., сон., губн.).

4. Скороговорки.

- Скороговорки помогают овладеть произношением некоторых звуков, в медленном темпе, затем – в обычном, потом – в ускоренном темпе, стараясь не допускать ни одной ошибки.

(На партах лежат карточки со скороговорками).

Индивидуально: прочитать ребус – скороговорку:

ре ве
дво тра

Запишите по памяти эту скороговорку.

5. – А сейчас прочитаем стихи О. Селовинского.

Пара баранов - Читая это стихотворение, мы как будто в самом
Била деле слышим барабанную дробь. Этот поэт
Бурю. достигает повторения звуков б и р.

Пара баранов

Била

Бой.

- Как называется такой прием? (Звукоподражанием).

- Запишите это стихотворение по памяти.

 6. Звуковые повторы.

- Дома нужно было выучить четверостишия, в которых можно установить какой характер носит звукоподражание, с помощь. повтора каких согласных это достигается, надо было изобразить эти согласные.

а)

Полночною порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шумят камыши.
К.Бальмонт

([ш] напоминает шуршание камыша).

б)

Две сороки стрекочут, сидя на дубе:
- Скоро ли, старая, бурю встречать?
- Не стара я, сестрица, не стара!
Желудь сорвался с дуба и сердито пробубнил:
- Буду бить вас обеих, белобоких!
Буду бить белобоких!
Донченко.

(Повторение [с], [т], [р], [к] напоминает стрекотание сорок, а повторение [б] – звук падения желудя на землю).

в)

Ветер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К.Бальмонт.

(Вой ветра – [а], удары волн о берег - [б], [р], шуршание волн [ч]).

г)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф.И.Тютчев.

(Р, б, гр. – раскаты грома).

д)

Сухие листья, сухие листья
Под тусклым взором кружат, шуршат.
Кружась, что шепчут, что говорят?
В. Брюсов.

([c], [х], [ш] – шелест листьев) .

7. Резерв времени: упр.257.

VI. Итог урока.

- На какие группы делятся звуки? Как образуются согласные звуки? Какие признаки они имеют?

VII. Домашнее задание: параграф 41, упр. 255.