Цели:
- Проанализировать особенности функционирования прилагательных в тексте – описании.
- Обогатить речь детей изобразительно – выразительными средствами.
- Воспитать любовь к природе, музыке, живописи.
Оборудование:
- Текст – описание (К. Паустовский “Мещёрская сторона”. “Леса”)
- Портреты К. Паустовского, И. И. Шишикина, С. В. Рахманинова
- Репродукция картины И. И. Шишикина “Утро в сосновом лесу”
- Звукозапись С. В. Рахманинов. Прелюдия №2, соч. 3
- Выставка книг К. Паустовского
Ход урока.
Если мне хочется иногда дожить до ста двадцати лет,
то только потому, что мало одной жизни,
чтобы испытать до конца всё очарование
и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Паустовский
I. Постановка темы и цели урока.
- Природа родного края – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. В отношении человека к природе раскрывается его внутренний мир, его отношение к людям. Сегодня на уроке мы с вами постараемся увидеть, как изображают любимые уголки природы художник, композитор, писатель. Подробнее остановимся на работе текстом, посмотрите, как используются в нём прилагательные, какие изобразительно-выразительные средства использует автор. А эпиграфом нашего урока будут слова К. Паустовского. (зачитывается эпиграф, написанный на доске)
II. Работа с пейзажной живописью.
1. Демонстрация портрета И. И. Шишкина (1832-1898) <Рисунок 1>
2. Рассказ учителя.
- Иван Иванович Шишкин – художник, воспевший красоту русского леса. Современники называли его Царём леса, Лесовиком, Лесным богатырём.
“Шишкин – художник народный, - писал о нём критик В. В. Стасов.- Всю свою жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство”
3. Демонстрация картины “Утро в сосновом лесу” <Рисунок 2>
- Эта картина – одна из наиболее известных работ художника. Фигуры медведей написал друг Шишкина, художник Константин Апполонович Савицкий (1844 -1905).
Посмотрите на картину, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием леса. Никто из русских художников- пейзажистов, кроме Шишкина, не мог с таким размахом воплотить в живописи мощь и красоту русского леса. Его картины волнуют нас трогательной любовью художника ко всему, что он видит в природе.
4. Беседа по картине.
- Какие изобразительные средства использовал
художник, чтобы мы увидели на его полотне
наступление утра? ( Золотисто – розовые верхушки
сосен; на фоне светлеющего неба хвоя золотая,
цвета осенних листьев; первые робкие лучи солнца;
голубая дымка утреннего тумана, за которой
прячутся вековые деревья; в лесных зарослях
таинственный полумрак)
- Что изображено на переднем плане? (Скрипучая
старая сосна, сломанная бурей).
- Как художник изобразил семейство медведей? (
Озорные медвежата, заботливая мать).
- Какие звуки можно услышать в этом лесу? (Возня
медвежат; скрип старой сосны; шорох
просыпающихся птиц).
- Что сказочного в этой картине? (Медведи;
непроходимый лес; коренья, как сказочные
существа).
- Можно ли назвать этот лес глухим? (Да. Не видно
тропинок; бурелом; звери чувствуют себя спокойно;
здесь не ступала нога человека)
Вывод. Это пейзажная живопись, она изображает картины природы. Шишкин – пейзажист.
III. Знакомство с музыкальным произведением.
1. Рассказ учителя.
- В музыке тоже есть пейзажи – музыкальные. Очень богато музыкальными пейзажами творчество Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943). Большое место в его произведениях занимают образы русской природы. Рахманинова называют “Левитаном русской музыки”
2. Демонстрация портрета С. В. Рахманинова. <Рисунок 3>
3. Прослушивание Прелюдии №2 соч.3. Приложение 1.
4. Словесное рисование.
- Какую картину леса можно нарисовать, слушая эту музыку?
- похожи ли ваши картины на картину Шишкина?
Вывод. Мы познакомились с музыкальным пейзажем.
IV. Знакомство с творчеством К. Г. Паустовского.
1. Рассказ учителя.
- Образец словесной пейзажной живописи – проза Паустовского. Её сила заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая Паустовского, мы учимся любить природу, человека, Родину, родное слово.
2. Демонстрация портрета К. Паустовского.( 1892 – 1968) <Рисунок 4>
- Писатель много ездил по стране и самую горячую любовь его завоевала простая, скромная природа России.
Мещёрский край – область юго – восточнее Москвы – стал для него “второй родиной”.
3. Знакомство с книгами К. г. Паустовского:
“Растрёпанный воробей”
“Тёплый хлеб”
“Заячьи лапы”
“Повесть о лесах”
“Поэтическое излучение” и др.
- Некоторые из этих произведений вам знакомы с начальной школы.
V. Работа с текстом. Приложение 2.
- Как же видит картину леса писатель?
1. Чтение текста учителем или подготовленными учащимися.
Леса.
… Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому – нибудь дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши…
2. - Сколько частей в тексте?
Прочитайте первую часть.
- Как вы понимаете выражение “леса разбойничьи, глухие”?
3. Прочитайте вторую и третью части.
Найдите слова и выражения, доказывающие, что леса глухие.
4. Как можно озаглавить текст? Почему? Запишите заголовок.
5. Можно ли использовать текст К. Паустовского для описания картины И. Шишкина?
Подходит ли настроение музыки Рахманинова к описанию леса Паустовским, к пейзажной живописи Шишкина?
- Почему и писатель, и живописец, и композитор видят и чувствуют природу так похоже? (Они любят свой край)
6. Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся. Определите разряды прилагательных.
7. Докажите, что прилагательное глухой – многозначное. Найдите ещё многозначные прилагательные. Какие из этих прилагательных использованы в прямом, а какие – в переносном значении?
8. Найдите прилагательные, обозначающие цвет. (Лиловые) Почему в тексте только одно прилагательное, обозначающее цвет? (Краски вечернего леса неяркие, робкие; в сумерках цвет исчезает)
- Что означает слово “лиловый”?
9. Белые (грибы) – прилагательное, обозначающее вид гриба, его название. Найдите в тексте прилагательное, входящее в название типа животного. (летучие мыши)
10. Какие эпитеты и метафоры использует автор, чтобы нарисовать картину вечернего леса?
11. Определите стиль и тип речи, использованной в тексте.
12. Работа по вариантам.
I Вариант.
В первой части найдите прилагательное, образованное приставочным способом (незнакомым) объясните правописание не с прилагательными. Подберите синонимы.
II Вариант.
Во второй и третьей частях найдите прилагательные с удвоенной н (торжественный, старинный). Объясните правописание, подберите синонимы.
13. Из первой части выпишите предложение, в котором прилагательное является сказуемым. (Леса в Мещёре разбойничьи, глухие) Выполните синтаксический разбор.
14. Докажите постановку тире во второй части.
15. Творческая работа.
- Составьте текст из 3 – х предложений по образцу:
Мой родной край – это… . Это… . Это… .
- Описание каких уголков природы можно включить в текст? Используйте прилагательные.
16. Беседа о пользе леса.
VI. Итог урока. Оценивание.