Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Воспитательное значение текста на уроках русского языка 2008

    Автор: Темерева Елена Борисовна

    Обращение к истокам культурного, исторического опыта является характерным свойством языкового сообщества. Объектом внимания могут стать как отдельные факты, извлекаемые из глубины истории, так и целые пласты культуры народа. В языковой обиход вновь возвращаются культурологические и соответствующие лингвистические элементы, возрождаемые в силу тех или иных причин (потребность художественной литературы, социальная необходимость, желание автора), знаменующих определенные сдвиги общественного сознания. Отражение этих процессов в лингвистическом зеркале естественно и закономерно.

  • Как "очеловечить" лигвистичекое понятие 2008

    Автор: Тяжелкова Людмила Николаевна

    Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Есть множество способов сделать "удобоваримыми" лингвистические понятия, и один из самых эффективных – призвать на помощь творческие способности детей, предоставить им возможность проявить нестандартность мышления. Создание лингвистических сказок, выполнение других творческих заданий способствуют развитию речи детей, более глубокому усвоению изучаемого материала. Сама система данной работы стимулирует творческую фантазию детей, которая у них неистощима.

  • Уроки словесности в 5–8-х классах 2008

    Автор: Харина Галина Анатольевна

    Уроки словесности – интеграция двух предметов: русского языка и литературы. Цель – открыть для учеников мир внутри Слова, пережить то, что называется эстетическим наслаждением и переживанием. Уроки словесности в нашей гимназии – это уроки поэзии, а в 5–8 классах – уроки-откровения. Модель уроков словесности: чтение наизусть учителем – чтение вслух детьми – осмысление прочитанного – рефлексия (письменная работа).

  • Интегрированный урок (ИЗО + русский язык) "Описание игрушки" 2008

    Авторы: Гащенко Зоя Филипповна, Колланг Галина Васильевна

    Урок-знакомство с видом народного искусства - работой мастеров по росписи деревянной матрешки. Во время уроков идет подготовка к сочинению «Описание игрушки». В конце урока учащиеся выполняют практическую работу над эскизами матрешки и описывают созданную матрешку. Урок нацелен на развитие творческого воображения.

  • Урок русского языка по теме "Итоговое повторение в 5-м классе" 2008

    Автор: Якименко Наталья Владимировна

    Согласно Концепции модернизации российского образования одним из условий создания нового качества образования является разработка системы объективной независимой оценки общеобразовательной подготовки школьников через введение ЕГЭ. Одной из основных задач ЕГЭ является получение информации об уровне и качестве подготовки выпускников по всем предметам, в том числе и по русскому языку. Поэтому одной из основных задач современного учителя является подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Данный урок относится к урокам темы "Повторение". Его можно проводить в 5 классе в конце учебного года или в начале 6 класса

  • Открытый урок по теме "Правописание НЕ и НИ в приставках отрицательных наречий" 2008

    Автор: Святобог Оксана Владимировна

    Урок построен на исследованиях школьников по теме урока. Обучающиеся работают в группах, которые представлены как исследовательские лаборатории. Работа в группах снижает тревожность, позволяет воспитывать в ребятах умение сотрудничать. К концу урока решены все задачи, которые школьники поставили сами в начале урока.

  • Направляемое изложение. Урок развития речи в 5-м классе 2008

    Автор: Власова Валентина Ивановна

    Урок построен по технологии развития критического мышления. Для обучающего изложения предложен текст Е.Гриневич «Необычная встреча». В ходе урока использована самостоятельная, парная и групповая формы работы. Данный урок желательно проводить в I полугодии.


  • Урок русского языка в 7-м классе "Словарное богатство русского языка" 2008

    Автор: Лыхина Елена Викторовна

    Урок содержит в себе информацию, соответствующую программе М.М. Разумовской для 7-го класса. Урок направлен на обобщение знаний по теме «Лексика» в начале учебного года. Особая задача этого урока – формирование умения работать со словарями. В каждом классе есть ученики, для которых нужен индивидуальный подход, поэтому в уроке на это обращается особое внимание.

  • Урок русского языка по теме "Творческая мастерская". Анализ текста "Деревянная сказка" (по Е.И. Осетрову. "Живая Древняя Русь") 2008

    Автор: Бардацкая Наталья Александровна

    На уроке идет подготовка к ЕГЭ. На основе анализа текста дается представление о духовном и эстетическом идеале древнерусского искусства.

  • Урок русского языка в 8-м классе по теме "Виды односоставных предложений" 2008

    Автор: Завьялова Яна Владимировна

    Урок русского языка в 8-м классе по теме «Виды односоставных предложений» по программе В.В. Бабайцевой составлен на основе технологии уровневой дифференциации и предполагает блочное изучение нового материала. Использованы: мотивированное вступление, выбор учащимися оптимального уровня для изучения нового материала, работа с сигнальными карточками, выполнение творческой и уровневой самостоятельной работ.

  • Дидактический материал к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми" 2008

    Автор: Пазова Марина Анатольевна

    Задания ориентированы на детей 7-го класса с низкой учебной мотивацией и уровнем обученности. Дидактический материал разработан к учебнику «Русский язык. 7 класс». Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Учебный процесс организуется так, чтобы ученик смог овладеть учебным материалом на доступном для него уровне, но не ниже базового. При этом учитываются усилия, которые учащийся прилагает к изучению материала.

  • Тайна цвета в картине И.И. Левитана "Весна – большая вода". Урок русского языка в 9-м классе 2008

    Автор: Зверева Елена Анатольевна

    Урок русского языка в 9-м классе по развитию речи и подготовке к сочинению-зарисовке «Краски весны». Рабочие материалы к сочинению собираются по картине И.И. Левитана «Весна – большая вода». Учащиеся анализируют цвет и колорит картины. Задания, выполняемые в ходе урока, развивают ассоциативное мышление, воображение, устную и письменную речь. Один из видов заданий – тест.

  • Правописание частицы "не" с именами существительными 2008

    Автор: Добрая Татьяна Васильевна

    На протяжении всего урока используется мультимедийное сопровождение. Урок строится в форме игры-путешествия, используется технология групповой работы и технология развития грамотного письма. Основной метод, применяемый на уроке, - поисковый. Используется тестовое задание при проверки усвоения материала.

  • Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5-м классе 2008

    Автор: Чернышова Елена Викторовна

    Обобщение и систематизация материала, изученного по теме “Имя существительное” в 5-м классе, проводится на интегрированном уроке с использованием компьютерной презентации. Теоретический материал, систематизированный по темам раздела, подаётся учащимся в «свёрнутом» виде на основе высокого уровня обобщения. В целом теоретический материал выражен компактно и экономно и в то же время доступно для учащихся. Ученики получают возможность видеть целое, состоящее из деталей, частей этого целого, т.е. учиться анализировать взаимосвязанные явления.


  • Турнир знатоков русского языка. 5-й класс 2008

    Автор: Федяева Ольга Валентиновна

    В игровой форме учащиеся обобщают знания по разделам, изученным в первом полугодии 5-го класса; получают новые языковые сведения; развивают интерес к русскому языку как учебному предмету; раскрывают свои творческие способности, проявляют находчивость и смекалку.

  • "Урок-зачет по теме "Простое предложение" 2008

    Автор: Захарова Лидия Афанасьевна

    В поисках эффективных форм контроля знаний учащихся мы всё чаще обращаемся к зачётным урокам, т.к. такие занятия несут не только контролирующую функцию, но и помогают систематизировать и обобщить учебный материал, в игровой форме развивает навыки правильной речи, логическое мышление. Преимущество группового зачёта в младших классах в том, что он помогает воспитанию чувства товарищества, ответственности (от правильного ответа каждого складывается победа команды), коллективизма.

  • Конкурс знатоков "Люби и знай русский язык" для 5–6-х классов 2008

    Автор: Чмирь Ольга Богдановна

    Данная форма работы - из способов развития творческих способностей, повышения интеллектуального и культурного уровня, расширения кругозора учеников, повышения интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету через увлекательное путешествие по стране "Русский язык". Работа в команде воспитывает чувство товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу, формирует умение работать в разновозрастной группе, в команде, сотрудничать.

  • Изучение сложноподчинённого предложения на пропедевтической основе 2008

    Автор: Котова Валентина Константиновна

    Освоение учащимися курса синтаксиса в основной школе сегодня приобретает особое значение, т.к. выполняя коммуникативную функцию, он занимает одно из первых мест в формировании речевой компетенции школьников. В статье представлена система опережающего обучения, в которой заложен деятельностный принцип, способствующий формированию лингвистической, языковой и речевой компетенции учащихся в соответствии с уровнем современных требований.

  • Работа над орфографическими ошибками 2008

    Автор: Яроцкая Валентина Витальевна

    Работа над орфографическими ошибками по результатам контрольных диктантов обычно кажется учащимся весьма скучным занятием. Однако если превратить урок в весёлую игру, где учитель будет играть роль врача, а дети станут пациентами, которых надо избавить от опасных болезней «ошиблеры» и «ошибухи», то «бороться» с ошибками станет намного интересней. Учитель не только покажет ребятам средства для искоренения ошибок, но и напомнит о самой гуманной профессии на земле – профессии врача. Важной составной частью урока станет также и работа по речевому этикету.

  • Лексика. Обобщение. Урок-соревнование в форме игры-сказки 2008

    Автор: Седова Ольга Леонидовна

    Обобщающий урок-соревнование в форме игры-сказки с целью повторить и закрепить знания по лексике (лексическое значении слова, синонимы, омонимы, иноязычные слова, фразеологические обороты и т.д.), а также совершенствовать навыки работы со словарями.

  • "Приложение" (урок русского языка в 8-м классе) 2008

    Автор: Сенькив Зинаида Алексеевна

    Урок по теме "Приложение" разработан с использованием нетрадиционных форм. Лингвистический эксперимент во время работы по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" дает учащимся возможность самостоятельно дать определение приложения. Основой для закрепления теоретической части при выполнении практических заданий является применение проблемно-поискового метода, что позволяет эффективно организовать усвоение навыков правописания приложений (употребление дефиса, знаков препинания).


  • Тайна славянской азбуки. Послание к славянам 2008

    Автор: Соколова Галина Львовна

    Проиллюстрированная красочной презентацией "расшифровка секретного кода" азбуки, а также рассказ о её создателях составляют основное содержание урока. Если читать названия букв азбуки, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что они образуют законченные смысловые фразы, составляющие небольшой текст – азбучное послание славянам, завет жить по законам разума и добра, в постоянном стремлении к знанию, к свету.

  • Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу" 2008

    Автор: Пугачева Галина Алексеевна

    Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания.

  • Главы учебного пособия по курсу предпрофильной подготовки "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики" 2008

    Авторы: Григорьева Наталья Викторовна, Шипнягова Ирина Францевна

    Предлагаем вашему вниманию главы пособия к курсу предпрофильной подготовки «Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики», содержащего различные вопросы и задания практического и творческого характера. Оно составлено так, что обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности. Особенность курса состоит в том, чтобы сыграть роль интеллектуального самоучителя, «активизатора».

  • Практические задания для подготовки к написанию сочинения-рассуждения ( часть С1 ЕГЭ) 2008

    Автор: Волошина Валентина Петровна

    Результаты эксперимента по проведению итоговой аттестации школьников в форме Единого государственного экзамена показали, что многие выпускники испытывают затруднения при написании сочинения-рассуждения (часть С 1). Практические задания предназначены для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту.

  • Интегрированный урок (русский язык + ИЗО) на тему "Употребление причастий в речи" (подготовка к сочинению по картине К.Маковского "Дети, бегущие от грозы") 2008

    Автор: Пискеева Галина Геннадьевна

    Урок развития речи в шестом классе представляет новую учебную линию – УМК С.И. Львовой и В.В. Львова. На данном уроке школьники, синтезируя знания о причастии как части речи и сведения по ИЗО, готовятся к написанию творческой работы. Предварительное задание приобщает учеников к исследовательской работе. Презентация в программе Power Point позволяет ученикам сформировать собственное видение манеры художника.

  • Урок русского языка. 4-й класс, по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.Тема: "Правописание падежных окончаний имен прилагательных с твердой основой" 2008

    Автор: Пекарь Наталья Николаевна

    Представлен конспект урока русского языка в 4-м класс по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных с твердой основой". Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и осуществляется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

  • Поэтическая гостиная. 5–8-е классы 2008

    Автор: Машура Зоя Ивановна

    Это занятие было проведено в конце 2007 года, объявленного Годом русского языка (материалы можно использовать в дни проведения недели русского языка). Материалом для подтверждения высказывания Р.Рождественского "Всё начинается с любви..." послужили яркие, ёмкие, восторженные слова о русском языке и поэзии К.Паустовского, С.Данилова, Б.Окуджавы, Д.Лихачёва и других. Использованы стихи о русском языке, о родном крае, маме, природе. Проведён конкурс "Весёлое буриме".


  • Образовательный потенциал ономастики в преподавании русского языка и литературы 2008

    Автор: Кравец Людмила Ивановна

    Статья посвящена использованию антропонимики на уроках русского языка и литературы. Раскрывается воспитательный потенциал темы на основе обращения к собственным именам учащихся, а также эффективные приемы апелляции к собственным именам писателя при его характеристике и героев при раскрытии авторского замысла произведений. Антропоцентрический подход как к личности ученика, так и к содержанию литературного материала рассматривается как необходимое средство гуманизации педагогики.

  • Урок русского языка в 9-м классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 2008

    Автор: Гурова Гузяль Темировна

    Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В конце урока из полученных оценок дети выводят общую, дающую представление о качестве знаний. Творческая работа направлена на умение использовать сложные бессоюзные предложения в письменной речи и формирование навыка постановки двоеточия между частями БСП.