Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.
  • Развивать у учащихся творческие способности, познавательные способности – речь, внимание, воображение.
  • Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедою другого.

Оборудование:

  • алгоритм написания сочинения – рассуждения (на каждого ученика), зачётный
  • листок;
  • пословицы и поговорки;
  • высказывания великих людей:

1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой.

2. Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев.

3. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин.

4. Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков.

Стенд “Как важно вовремя успеть”; “листок” из толкового словаря:

1)Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи из милости.

2)Благо – добро, благополучие.

3)Благодеяние – доброе дело.

4)Гуманность – отзывчивость, человечность.

5)Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

6) Милосердие – готовность помочь или простить кого – нибудь, из сострадания, человеколюбия.

7)Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – то несчастьем, горем.

I. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы будем готовиться к сочинению – рассуждению на основе прочитанного рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”.

- Посмотрите, какие цели я поставила перед собой на этот урок (цели записаны на доске), а вы что хотите от этого урока; какие задачи перед собой ставите?

1. Выступление 1 группы. (Учащиеся получили к уроку как коллективное домашнее задание – прочитать рассказ Б.Екимова “Ночь исцеления”, так и задание по группам: 1- я группа подбирает высказывания известных людей о доброте, милосердии; 2 – выполняет словарную работу, находит значение следующих слов: благотворительность, доброта, гуманность, милосердие, сострадание; оформляет “листок” из толкового словаря; 3-я группа находит и оформляет пословицы и поговорки о доброте, гуманности.)

- Посмотрите на высказывания великих людей. В чём смысл этих высказываний?

(-Добро бескорыстно, оно не ждёт благодарности.

- Доброе дело важно прежде всего для того, кто его делает.)

- В каждом из высказываний нам встретилось слово добро. Подберите к нему синонимы.

(Обращение к “ толковому словарю”).

- Этот год указом Президента РТ объявлен годом…..(благотворительности). А что обозначает это слово? Оказывается значение этого слова несколько иное (Выступает 2 группа). Что же получается, что мы не можем принять участие в Годе благотворительности?

- Конечно, можем, и прежде всего мы с вами должны творить добро по отношению к кому?

- Доброта, милосердие всегда ценились нашим народом. Я попросила вас подобрать пословицы и поговорки о добре. (Выступает 3 группа).

- Запишите 1- 2 наиболее понравившиеся пословицы в тетрадь. Они могут быть использованы как эпиграфы к вашим сочинениям.

(За доброе дело берись смело – сам не осилишь – помогут.

Без добрых дел не будет и доброго имени.

Доброе дело само себя хвалит.

Добро творить – себя веселить.

От добра худа не бывает.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброе слово в воде не тонет.

Жизнь дана на добрые дела.

Если ты сделал добро – скрой, если тебе другой сделал добро – расскажи.

Доброе слово человеку – это дождь в засуху, худое слово и сладким мёдом не запьёшь.)

II. Работа над темой сочинения.

- Итак, как вы, наверное, догадались, тема вашего сочинения – это тема добра, милосердия. У замечательного поэта Александра Яковлевича Яшина есть удивительное стихотворение “Спешите делать добрые дела”. Послушайте его. К чему призывает поэт?

(Не нужно откладывать доброе дело на потом, чтобы не опоздать)

- Как вы думаете, ребята, почему выбран для написания сочинения – рассуждения о добре и сострадании именно рассказ Б.Екимова “Ночь исцеления”?

III. Работа с алгоритмом.

- Итак, что характерно для сочинения – рассуждения?

(Разъяснение, подтверждение какой – либо мысли).

- Из каких частей состоит сочинение – рассуждение?

(Тезис, доказательство, вывод)

- Посмотрите на алгоритм сочинения – рассуждения и обратите внимание, как взаимосвязаны все части – одна вытекает из другой.

- Я предлагаю вам тему сочинения “Рассказ “Ночь исцеления” - урок доброты и сострадания”.

IV. Работа над кластером.

- Подумайте, какой тезис вы можете выдвинуть в своём рассуждении?

(Главный герой рассказа – Гриша исцелил от болезни не только бабушку, но и себя от равнодушия, чёрствости, получив урок доброты и сострадания.)

- Можно ли начать сочинение сразу с тезиса? Понятно ли будет тем, кто прочтёт или услышит ваше рассуждение, что сделал Гриша? Что должно предшествовать тезису?

(Небольшое вступление о том, что бабушка Дуня во время войны очень много испытала и до сих пор кричит и плачет по ночам, вспоминая это ужасное время).

- Чтобы вы последовательно изложили свои мысли, давайте запишем примерный план.

(I. 1) Почему плачет бабушка?

2)Гриша исцелил не только бабушку, но и себя.)

- К каким доказательствам нужно обратиться для подтверждения тезиса?

- Как реагирует мальчик на крики бабушки в первые 2 ночи?

(II. 1)Решение помочь бабушке.)

- О чём думает мальчик после разговора с мамой?

(2) Размышления мальчика после разговора с матерью.

- Какое же решение принял Гриша?

( 3) Гриша выбрал свой путь.)

- Легко ли удалось Грише реализовать свои планы?

( 4) Душевное состояние Гриши.)

- Какой вывод вы сделаете из этих рассуждений?

(“Нужно делать и молчать.

В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию.

Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.)

- Прочитайте заключительные строки рассказа.

(III. Большое сердце мальчика.)

V. Подведение итогов.

- Решили ли мы задачи, которые ставили в начале урока?

- В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.

(Звучит стихотворение)

Как важно вовремя успеть
Сказать кому–то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь всё нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью – то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего – то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

А. Дементьев

(Обращаю внимание на стенд “Как важно вовремя успеть”)

VI. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение.

VII. Выставление отметок, используя зачётные листки.

(Для того, чтобы наглядно увидеть ход урока, предлагаю презентацию в Power Point – приложение №1)

Литература.

1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс/ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: ООО “Гендальф”, 2000. – с.22- 29.

2. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: ООО “Гендальф”, 2000.

3. Шелест Л.В. Подготовка к сочинению–рассуждению на нравственно–этическую тему. – РЯШ 2005 г. №1. – с.53 – 55.