Цели урока:
Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление, быстроту реакции, умение пользоваться полученными знаниями; формировать интерес к знаниям; развитие языкового кругозора учащихся за счёт знакомства с этимологией слова.
Оборудование:
- Магнитофон, аудиозапись.
- Распечатка статьи из словаря.
- Перфокарта.
- Карта страны “Морфология”( Рисунок № 1)
- Карта царства-государства “Наречие” (Рисунок № 2)
- Карточки для индивидуальной работы.
- Тестовые задания.
- Учебники русского языка для 7-го класса.
- Тетради.
- Карточки для проверки задания.
1. “Минута приятных воспоминаний” (на фоне музыки).
Учитель:
Закройте глаза, вспомните о чём-нибудь хорошем, улыбнитесь (музыка утихает).
Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало.
Сегодняшний урок - обобщающий, систематизирующий знания, в ходе которого вы потренируете мозг, вытащите из тайников памяти что-нибудь интересное, будете оценивать свою деятельность в “оценочных листах”.
Итак, приступаем к первому заданию и проведём тренинг, проверим, внимательны ли вы.
Задание I.
-Каждому из вас предложена небольшая словарная статья о слове АВОСЬ из этимологического словаря.
( Этимология - наука, изучающая происхождение слов.)
- Прочитать текст вначале про себя, а затем вслух.
АВОСЬ - наречие - может быть (от него сущ. авоська).
Исконно- русское - авоська - плетёная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжёлые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось.
В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века
- Зачеркнуть гласные А, У.
- Сосчитайте, сколько гласных букв вы подчеркнули. Запишите карандашом число букв на полях (20-а, 6-у).
- Поставьте себе оценку за данное задание.
Если вы зачеркнули 24-26 букв, поставьте себе “5”, 20-24 - “4”, 18-20 - “3”, ниже 18- “2”
Задание II. Вашему вниманию предлагается небольшое коррекционное задание под названием “Зашифрованные слова”. Ваша задача - составить из букв слова, имеющие лексическое значение.
ОЗИЛБК РОСКО ЕЛОКАД |
БЛИЗКО СКОРО ДАЛЕКО |
- Поставьте оценку за это задание.
Проверка выполненной работы.
3 слова - “5”
2 слова - “3”
1 слово - “2”
- К какой части речи относятся эти слова?
Докажите правильность своего ответа.
- Чем наречие отличается от других частей речи?
Учитель:
Тема нашего урока: “Наречие” (запись в тетрадях).
Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, в котором имело больше значений, чем в современном русском языке.
Оно означало ЯЗЫК. СЛОВО. РЕШЕНИЕ. ВОПРОС. ДЕЛО. СПОР. СПОСОБ. ВЕЩИ. ПРЕДМЕТЫ. ГЛАГОЛ и ,наконец , НАРЕЧИЕ. Корень “ речь “ как бы связывает его с глаголом, так как глагол тоже имел значение “речь”: глаголить означало “говорить, вести речь”. Древние римляне называли эту часть “приглаголием”. Русские грамматики назвали её точно так же, изменив лишь приставку. Видя главное содержание в том, что оно должно быть при глаголе (приглаголие) или накладывается на глагол, стали называть эту часть речи наречием.
Наречие - это небольшое царство в стране Морфология.(приложение 1)
Мор –фо -ло - гия!
Это не остров, а целый материк.
Он такой большой, что легко заблудиться. Но мы уже близко знакомы со странами: Существительное, Прилагательное, Глагол... Жители, живущие здесь, дружны, они помогают друг другу преодолевать препятствия.
Посмотрим, так ли это. Выполним задание под названием “Дружная семейка”.
Задание III.
Дано слово из семи букв, записанное по вертикали. Нужно подобрать по одному слову на каждую букву, стараясь, чтобы эти слова относились к разным частям речи.
Н- нож (существительное)
А- агитировать (глагол)
Р- рисуя (деепричастие)
Е- еле-еле (наречие)
Ч- чудесный (прилагательное)
И- идущий (причастие)
Е - его (местоимение)
Учитель: Несмотря на то, что все части речи - дружная семейка, но часто в государстве возникают ссоры.
Инсценирование грамматической сказки.
В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.
Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.
-Я, - говорит наречие, - могу прыгать по-заячьи.
- А стоит представить меня, - хвастается другой, - так сразу все исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.
- Когда-нибудь, - лениво отвечает тот.
-А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. - Стоит меня подставить, так всё делается медленно.
-И я тоже! - крикнуло наречие Кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё дело портится.
И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:
-Где же наречие Ярко!
-Почему оно нам не поможет? - подхватили другие.
- А зачем я вам? - спросило наречие Ярко! Ведь вы всё-всё можете. Вы же важнее всех.
Наречия покраснели. Стыдно им стало за это хвастовство. А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и всё стало по-прежнему. Только никто уж больше не хвастался.
Учитель:
Итак, мы убедились в том, что наречие, действительно, дружит с глаголом и обозначает признак действия.
-Что ещё может обозначать наречия? (Приложение 2,. Карта царства-государства “Наречия”)
-На какие вопросы могут отвечать наречия?
Наречия живут здесь в виде призраков. Оказывается, это связано с их значением.
(ПРИЗРАК - образ чего-нибудь, представляющийся в воображении; / это то, что мерещится./)
У всех наречий свой характер, они имеют разную форму.
Учитель:
У наречия очень много разных секретов, с которыми мы уже познакомились. А сегодня проверим, насколько хорошо мы их научились разгадывать.
-Вспомним, когда на конце наречий пишется суффикс- О, а когда- А?
-Как можно проверить написание- О и- А? Вот и попробуйте проверить таким способом орфограммы в следующих словах.
Задание IV.
Я диктую слова, во время диктовки вы заполняете слева направо перфокарту-табличку, представляющую собой квадрат 5x5. В каждую клеточку квадрата вы вписываете буквы -А или -О. По окончании работы соедините линией одинаковые буквы в результате чего получится определённый рисунок.
А | А | О | А | А |
О | А | О | А | О |
О | О | А | О | О |
А | А | О | А | А |
А | О | О | О | А |
(Рисунок № 3 вывешивается на доску)
Запись на доске
1. | Справа | 13. | Насухо |
2. | Досуха | 14. | Затемно |
3. | Влево | 15. | Налево |
4. | Издавна | 16. | Снова |
5. | Докрасна | 17. | Искоса |
6. | Направо | 18. | Задолго |
7. | Изредка | 19. | Добела |
8. | Накрепко | 20. | Издалека |
9. | Досыта | 21. | Снова |
10. | Замертво | 22. | Начисто |
11. | Засветло | 23. | Наглухо |
12. | Слева | 24. | Намертво |
Учитель:
Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком - ответом, то задание выполнено верно, и вы можете поставить себе оценку.
Вот ещё одна загадка наречий: в наречии ВСКАЧЬ в конце пишется мягкий знак, а в наречии НЕВТЕРПЁЖ - не пишется. А как быть в других случаях.?
-Оказывается, секрет прост: в конце наречий после шипящих, кроме Ж, всегда пишется мягкий знак. А вот после Ж он пишется всего в одном наречии - НАСТЕЖЬ.
Да. Зная этот секрет, вы легко сумеете проверить орфограммы в конце слов после шипящих.
Работа у доски по карточкам.
Ученик 1 | Ученик 2 |
Комментированное письмо. | Самостоятельная работа. |
Карточка №1 Упасть навзнич…, мчаться вскач..., ударить наотмаш..., уйти проч..., выйти замуж..., уж... стемнело, сплош... усыпано, стало невтерпёж..., открыть настеж.... Устно: объяснить лексическое значение слов: навзнич..., вскач..., наотмаш..., невтерпёж..., настеж.... |
Карточка №2 Нестись вскач..., зорко стереч..., хлеб горяч..., спрячьтесь в шалаш..., воздух свеж..., выйдешь из-за туч..., медленно теч...; теч..., образовавшаяся в лодке; копчёный лещ.... Задание: Доказать графически написание орфограмм. |
Навзничь - опрокивнушись на спину, вверх лицом.
Вскачь - скачками , очень быстро.
Наотмашь - сильно размахнувшись.
Настежь - распухнув до конца.
Невтерпёж: - не хватает терпения, невыносимо.
Проделки наречий.
1 ученик:
Наречия образуются легко из других слов. И это не случайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом – О, и получилось замечательное наречие - хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратится в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом на лошади, а не в телеге.
2 ученик:
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -О. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -О наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведёт себя слово. Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из слова двое получилось вдвоём, и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди, разберись, когда как писать - слитно или раздельно, а то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться.
-Что нужно знать, чтобы отличить наречие от похожих на них имён существительных с предлогами?
-Проверим, насколько хорошо мы усвоили эту орфограмму.
Под диктовку.
Дождаться наконец, отложить на конец месяца, увидеть вдали, виднелся в дали моря, в начале осени, сначала выучи правило, с начала урока, подняться наверх, на верх холма, проникнуть вглубь, проникнуть в глубь леса, повалиться на бок, положить на бок лодки.
Проверка выполненной работы - “цепочкой”.
-Посмотрим внимательно видеозапись. (Дефисное написание наречий).
-О каких двух случаях дефисного написания наречий не было сказано?
Задание V. Работа по карточкам:
Вариант 1 | Вариант 2 |
По.. .весеннему, по.. .русски, по.. .немецки, по.. .товарищески, как.. .нибудь, сколько.. .то, где.. .либо, кое.. .где, точь... в... точь, мало... помалу, по...зимнему пути, одеться по...зимнему, бок о бок. | По.. .видимому, по.. .казацки, по..дружески, по...китайски, сколько.. .нибудь, откуда.. .то, как.. .либо, кое.. .как, бок...о...бок, видимо.. .невидимо, точь... в... точь, по.. .весеннему тепло, идти по.. .весеннему лесу. |
Взаимопроверка по карточке-ответу:
Карточка-ответ. | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
По-весеннему, по-русски, по-немецки, по-товарищески, как-нибудь, сколько-то, где-либо, кое-где, точь-в-точь, мало-помалу, по зимнему пути, одеться по-зимнему, бок о бок. | По-видимому, по-казацки, по-дружески, по-китайски, сколько-нибудь, откуда-то, как-либо, кое-как, точь-в-точь, бок о бок, видимо - невидимо, по-весеннему тепло, идти по весеннему лесу. |
Учитель: Полученную оценку поставьте в оценочный лист.
Релаксация (музыка):
-Улыбнитесь друг другу, ребята!
Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.
Я в школе на уроке. Я учусь. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Память моя крепка. Голова моя мыслит ясно. Я хочу учиться. Я хочу работать. Начинаю работать. Начинаю работать.
Задаание VI. Выполним тест.
В случае затруднения обратитесь к справочному материалу.
ТЕСТ
1. Укажите, какие наречия пишутся с НЕ слитно:
А) (не) по-товарищески;
Б) (не) лепо;
В) вовсе(не) интересно;
Г) (не) весело;
Д) (не) далеко, а близко;
Е) нисколько (не) обдуманно.
2. Определите, какие наречия пишутся раздельно:
А) войти (не) заметно;
Б) говорить (не) убедительно;
В) (не) хорошо, а плохо;
Г) вовсе (не) громко;
Д) смотреть (не) дружелюбно.
3. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) | Б) | В) | Г) | |
Н... когда/ | Е | И | И | Е |
Н...где/ | И | Е | И | И |
Н.. /.куда | И | Е | Е | И |
Н...чу/ть | И | И | И | Е |
Н... ско/лько | Е | Е | И | И |
4. Какую букву нужно вставить?
А) | Б) | В) | Г) | |
Превосход...о | Н | Н | н | н |
Мужестве... о | Нн | Нн | н | Нн |
Вниматель…о | Нн | Н | н | Н |
Интерес… о | Н | Н | Нн | Нн |
5. Какую букву нужно вставить?
А) | Б) | В) | Г) | |
Свеж... | О | Е | О | О |
Певуч... | Е | О | Е | Е |
Угрожающ... | О | О | Е | Е |
Ещ... | Е | О | Е | О |
6. Укажите, какие наречия пишутся через дефис: | 7. Укажите, какие наречия пишутся без Ь в конце: | 8. В каких предложениях выделенное слово - наречие? |
А) (по)меньше; Б) (по)французски; В) (во)первых; Г) (по)лучше; Д) (по)старому; Е)(по)просту. |
А)вскач...; Б) настеж...; В)замуж...; Г) навзнич...; Д) уж...; Е) наотмаш |
А. (По) весеннему шумит лес. Б. (По) зимнему лесу двигались подводы. В. (По) летнему лесу приятно идти. Г. Настроение было (по)осеннему грустное |
Проверьте правильность выполненной вами работы (взаимопроверка).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б, Г | В, Г | В | Б | В | Б, В, Д | Б, В, Д | А, Г |
- Поставьте оценку за тест в оценочный лист.
Поставьте итоговую оценку за урок себе, а учителю отметку по 10 бальной системе.
Оценочный лист. Фамилия, имя
Номер задания | Оценка |
Задание №1: Зачеркнуть гласные. | |
Задание №2: Составить слово. | |
Задание №3: Перфокарта. | |
Задание №4: Работа по карточкам. | |
Задание №5: Тест. | |
Итоговая оценка. | |
Оценка учителю по 10 бальной системе. |
Учитель: Урок завершён, успехов вам.