Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок – путешествие с использованием лингвистической сказки.
Технология: элементы игровой технологии.
Цель: познакомить учащихся с понятием “причастный оборот” и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом “который”.
Знать: опознавательные признаки причастного оборота.
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом “который” причастным оборотом.
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные.
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
2. Актуализация
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом “который” и предложениями с причастным оборотом
Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки).
Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен.
Невеселая была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…
Солнце, которое всходило; цветы, которые расцветали; птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий, – поправила она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся, – вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить вам.
- Хорошо, – ответила принцесса, – но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или тот, который знает, или знающий...
Представьте, как обрадовались подданные короля!
3. Работа по образованию причастий
Цель: показать на примерах процесс образования причастий.
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает – изучающий, который рассказывает – рассказывающий, который смеется – смеющийся, который думает – думающий, который читает – читающий, который танцует – танцующий, который бросил – бросивший, который ускакал – ускакавший, который убежал – убежавший, который ушел – ушедший, который замолчал – замолчавший, который устал – уставший))
4. Выполним упражнение
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами.
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами.
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. – Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
1. Это ш – девр архитектуры, который был возведен в 4 веке до нашей эры.
2. По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.
3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.
5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон – адой.
6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная
кв – дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
Квадрига – двухколесная
колесница, запряженная
четырьмя лошадьми
7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высотой царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м – взолея.
8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м – взолеями.
5. Работа по развитию речи (ведется в тетрадях)
Цель: Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.
Исправьте грамматические ошибки.
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
КЛЮЧ.
Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
2. Мавсол, не доверяющийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир.
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным)
КЛЮЧ.
Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
КЛЮЧ .
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.
6. Подведение итогов урока
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом “который” и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их, (дети называют слова).
7. Домашнее задание.
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, – это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу:
Шарик, который летит, – летящий.
Снежок, который хрустит, – хрустящий.
Ручей, который журчит, –
Речь, которая звучит, –
И.т.д.