Цели урока:
- знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;
- формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки;
- дать понять, что великий и могучий русский язык нуждается в защите и требует бережного к себе обращения.
Тип урока: сообщение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: карточки – задания для работы в группах, копилка с заданиями, оценочный лист, медиапроектор, компьютеры.
Ход урока
1. Учитель:
Дорогие мои, сегодня на уроке мы встретимся с необычным явлением употребления букв о и а на конце наречий, пополним копилку “Хочу казаться образованным”, поработаем в парах и группах. Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять морфемы наречий и соответствующую гласную. Не забывайте, что работа в группах – поддержка для слабых и возможность проявить себя для сильных. Руководителям групп на уроке нужно быть предельно внимательными. А сейчас традиционное ваше пожелание всем нам. (На каждом уроке русского языка звучит какое-либо пожелание, служащее материалом для разборов.)
I. Итак, урок начнём с разборов. Запись в тетради предложения – пожелания.
Люди, живущие рядом со мной, радуйтесь! Пунктуационный разбор – 1 – я группа; морфемный разбор слова радуйтесь – 2- я группа; фонетический разбор слова живущие – 3-я группа. Руководители групп проверяют, выслушивая ответы
II. Пополнение копилки “Хочу казаться образованным”. Работа проводится в группах. Из журналов, книг ученики выбирают нужный материал для пополнения копилки. На этот раз предложила детям разобраться в словах: эпатировать и менталитет.
Эпатировать, - рую, - руешь.
Поражать, ошеломлять необычным поведением, скандальными выходками, нарушением общепринятых норм (Эпатажное поведение).
Менталитет, - а, м.
Склад ума, характер чувств, способ мышления и мировосприятия личности как представителя определённой национальной или социальной группы. (Российский менталитет.)
Для того чтобы ученики хорошо усвоили лексическое значение слов, предлагаю отрывки из художественных произведений, публицистические статьи с новыми словами. Итог работы в группах – составление своих предложений и запись на доске и в тетради.
III. Творческий диктант “Кто такой ”? (слова ранее были записаны в словарь)
1. Сотрудник газеты, радио, телевидения, посылающий материалы с места событий. (Корреспондент).
2. Человек, совершающий поездку. (Пассажир.)
3. Работник умственного труда. (Интеллигент)
Запомни: настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: “ Ел ли?”
4. Тот, кто любит трудиться. (Труженик.)
5. Тот, кто занимается мошенничеством. (Мошенник.)
Запомни: труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы - н -, а мошенник себе их запросто наворовал.
6. Взрослый человек, лицо, противоположное женщине по полу. (Мужчина.)
Запомни: настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
7. Время и события, следующие за настоящим. (Будущее.)
Пример: Счастливое будущее.
Запомни: пишем без ю!
Проверь: я буду, а не будую!
8. Наступающий непосредственно вслед за чем – нибудь, ближайший после кого – чего – нибудь. (Следующий.)
Пример: На следующий день.
Запомни: пишем с ю!
Проверь: я следую, а не следу!
9. Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей. (Горизонт)
Запомни путём дробления слова на части: гора+зонт.
Правильно написанные слова проецируются на экран. Оценку в оценочный лист выставляет сам ученик.
IV. Повторение пройденного материала в парах
1. Что такое наречие?
2. По значению наречия можно разделить на 2 разряда. Какие?
3. Что обозначают обстоятельственные наречия?
4. Не с наречиями на – о и – е.
5. Приставки не и ни в отрицательных наречиях
6. Одна и две – н – в наречиях на – о и – е.
7. Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
(Оценка выставляется в оценочный лист.)
V. Объяснение нового материала. Буквы -о и -а на конце наречий (проецируется на экран).
Суффикс а
Приставочно - | Искоса – косой. | Бесприставочные |
суффиксальный. | Снова – новый. | Прилагательные. |
Способ образования | Справа – правый. |
Слов.
Суффикс о
Доходчиво | <—— | доходчивый | с приставкой |
Доверчиво | <—— | доверчивый | с приставкой |
VI. Самостоятельная работа по учебнику.
Ученики работают над элементами рассуждения по теме.
Тренировочное закрепительное упражнение №245. Для учащихся 1группы (сильные учащиеся) дополнительное задание: выписать словосочетания глагол* + наречие; для учащихся 2 группы (слабые уч-ся) – выписать в два столбика наречия с суффиксами а и о.
VII. Групповая работа по карточкам с самооценкой.
1 группа выполняет задания карточки № 2 + тесты.
2 группа выполняет задания карточки № 1 + тесты.
Правильные ответы к заданиям карточек №1 и №2 проецируются на экран
Оценка выставляется в оценочный лист.
VIII. Работа на компьютере.
Знакомство с теоретическим и практическим материалом
(Зарядка для глаз и позвоночника, точечный массаж.)
IX. Оттачивание орфографической зоркости.
Ребята, как вы думаете, что общего между обедом и тетрадью? Запомни: чавкать нельзя! Вы сейчас в этом убедитесь. Запишите в тетради предложение и обозначьте изученную орфограмму.
Издавна мы сгоряча, но изредка могли написать” у-чав-ство-вать”
А теперь послушайте рассказ – ситуацию и сделайте вывод.
Сколько раз мама повторяла Павлику, что во время еды чавкать нельзя!
Повторяла так часто, что, в конце концов, он это правило крепко – накрепко запомнил.
Но как он был удивлён, когда однажды, открыв тетрадь, он увидел жирную красную двойку, поставленную рукой учительницы, и прочитал её замечание: “Чавкать нельзя!”
Недоумевающий Павлик подошёл к учительнице.
- Читай, что у тебя написано, - улыбаясь, сказала она.
- У-чав-ство-вать, - запинаясь, прочитал Павлик и почувствовал, как запылали его щёки.
- Чавкнул! Действительно чавкнул! – подумал он.
- Вот в том-то и дело, - сказала учительница. – Чавкать нельзя не только за обедом, но и в тетради. Запомнил?
- Ещё бы!
Павлик накрепко затвердил это правило, и с тех пор в слове участвовать он никогда не “чавкает”.
Так правило этики стало для Павлика орфографическим правилом.
X. Морфемный разбор.
1-я группа
Бесполезно, сначала, начисто, беспристрастно.
2-я группа
Подобрать синоним к слову беспристрастно (справедливо). Сделать морфемный разбор. Объяснить лексическое значение слова пристрастие -(несправедливое отношение к чему – либо, предпочтение чего – нибудь.)Назвать способ образования следующих слов: издалека, докрасна, издавна (приставочно – суффиксальный).
XI. Работа по карточкам №3.
1-я группа.
Подчеркнуть наречия как члены предложения с теми словами, от которых они зависят, и обозначить орфограмму № 61
2-я группа.
Выписать наречия и обозначить орфограмму № 61.
(Оценка выставляется в оценочный лист.)
XII. Обобщение, вывод (делают ученики).
Итак, на уроке мы узнали о том, что…
XIV. Задание на дом: & 41, упражнение 247 (для 2-й группы учащихся) Повторить орфограмму “ Дефис в сложных прилагательных”. 1 –я группа – сочинение – миниатюра на тему: “Ай да наречие!”
XV. Оценки в дневник и узелки на память. За каждый вид работы в классе ученик выставил отметку в оценочный лист. Итого пять оценок. Общая оценка за урок – средний балл пяти оценок.