Открытый урок в 7-м классе по русскому языку на тему "Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;
  • формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки;
  • дать понять, что великий и могучий русский язык нуждается в защите и требует бережного к себе обращения.

Тип урока: сообщение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: карточки – задания для работы в группах, копилка с заданиями, оценочный лист, медиапроектор, компьютеры.

Ход урока

1. Учитель:

Дорогие мои, сегодня на уроке мы встретимся с необычным явлением употребления букв о и а на конце наречий, пополним копилку “Хочу казаться образованным”, поработаем в парах и группах. Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять морфемы наречий и соответствующую гласную. Не забывайте, что работа в группах – поддержка для слабых и возможность проявить себя для сильных. Руководителям групп на уроке нужно быть предельно внимательными. А сейчас традиционное ваше пожелание всем нам. (На каждом уроке русского языка звучит какое-либо пожелание, служащее материалом для разборов.)

I. Итак, урок начнём с разборов. Запись в тетради предложения – пожелания.

Люди, живущие рядом со мной, радуйтесь! Пунктуационный разбор – 1 – я группа; морфемный разбор слова радуйтесь – 2- я группа; фонетический разбор слова живущие – 3-я группа. Руководители групп проверяют, выслушивая ответы

II. Пополнение копилки “Хочу казаться образованным”. Работа проводится в группах. Из журналов, книг ученики выбирают нужный материал для пополнения копилки. На этот раз предложила детям разобраться в словах: эпатировать и менталитет.

Эпатировать, - рую, - руешь.

Поражать, ошеломлять необычным поведением, скандальными выходками, нарушением общепринятых норм (Эпатажное поведение).

Менталитет, - а, м.

Склад ума, характер чувств, способ мышления и мировосприятия личности как представителя определённой национальной или социальной группы. (Российский менталитет.)

Для того чтобы ученики хорошо усвоили лексическое значение слов, предлагаю отрывки из художественных произведений, публицистические статьи с новыми словами. Итог работы в группах – составление своих предложений и запись на доске и в тетради.

III. Творческий диктант “Кто такой ”? (слова ранее были записаны в словарь)

1. Сотрудник газеты, радио, телевидения, посылающий материалы с места событий. (Корреспондент).

2. Человек, совершающий поездку. (Пассажир.)

3. Работник умственного труда. (Интеллигент)

Запомни: настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: “ Ел ли?”

4. Тот, кто любит трудиться. (Труженик.)

5. Тот, кто занимается мошенничеством. (Мошенник.)

Запомни: труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы - н -, а мошенник себе их запросто наворовал.

6. Взрослый человек, лицо, противоположное женщине по полу. (Мужчина.)

Запомни: настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

7. Время и события, следующие за настоящим. (Будущее.)

Пример: Счастливое будущее.

Запомни: пишем без ю!

Проверь: я буду, а не будую!

8. Наступающий непосредственно вслед за чем – нибудь, ближайший после кого – чего – нибудь. (Следующий.)

Пример: На следующий день.

Запомни: пишем с ю!

Проверь: я следую, а не следу!

9. Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей. (Горизонт)

Запомни путём дробления слова на части: гора+зонт.

Правильно написанные слова проецируются на экран. Оценку в оценочный лист выставляет сам ученик.

IV. Повторение пройденного материала в парах

1. Что такое наречие?

2. По значению наречия можно разделить на 2 разряда. Какие?

3. Что обозначают обстоятельственные наречия?

4. Не с наречиями на – о и – е.

5. Приставки не и ни в отрицательных наречиях

6. Одна и две – н – в наречиях на – о и – е.

7. Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

(Оценка выставляется в оценочный лист.)

V. Объяснение нового материала. Буквы -о и -а на конце наречий (проецируется на экран).

Суффикс а

Приставочно - Искоса – косой. Бесприставочные
суффиксальный. Снова – новый. Прилагательные.
Способ образования Справа – правый.

Слов.

Суффикс о

Доходчиво <—— доходчивый с приставкой
Доверчиво <—— доверчивый с приставкой

VI. Самостоятельная работа по учебнику.

Ученики работают над элементами рассуждения по теме.

Тренировочное закрепительное упражнение №245. Для учащихся 1группы (сильные учащиеся) дополнительное задание: выписать словосочетания глагол* + наречие; для учащихся 2 группы (слабые уч-ся) – выписать в два столбика наречия с суффиксами а и о.

VII. Групповая работа по карточкам с самооценкой.

1 группа выполняет задания карточки № 2 + тесты.

2 группа выполняет задания карточки № 1 + тесты.

Правильные ответы к заданиям карточек №1 и №2 проецируются на экран

Оценка выставляется в оценочный лист.

VIII. Работа на компьютере.

Знакомство с теоретическим и практическим материалом

(Зарядка для глаз и позвоночника, точечный массаж.)

IX. Оттачивание орфографической зоркости.

Ребята, как вы думаете, что общего между обедом и тетрадью? Запомни: чавкать нельзя! Вы сейчас в этом убедитесь. Запишите в тетради предложение и обозначьте изученную орфограмму.

Издавна мы сгоряча, но изредка могли написать” у-чав-ство-вать”

А теперь послушайте рассказ – ситуацию и сделайте вывод.

Сколько раз мама повторяла Павлику, что во время еды чавкать нельзя!

Повторяла так часто, что, в конце концов, он это правило крепко – накрепко запомнил.

Но как он был удивлён, когда однажды, открыв тетрадь, он увидел жирную красную двойку, поставленную рукой учительницы, и прочитал её замечание: “Чавкать нельзя!”

Недоумевающий Павлик подошёл к учительнице.

- Читай, что у тебя написано, - улыбаясь, сказала она.

- У-чав-ство-вать, - запинаясь, прочитал Павлик и почувствовал, как запылали его щёки.

- Чавкнул! Действительно чавкнул! – подумал он.

- Вот в том-то и дело, - сказала учительница. – Чавкать нельзя не только за обедом, но и в тетради. Запомнил?

- Ещё бы!

Павлик накрепко затвердил это правило, и с тех пор в слове участвовать он никогда не “чавкает”.

Так правило этики стало для Павлика орфографическим правилом.

X. Морфемный разбор.

1-я группа

Бесполезно, сначала, начисто, беспристрастно.

2-я группа

Подобрать синоним к слову беспристрастно (справедливо). Сделать морфемный разбор. Объяснить лексическое значение слова пристрастие -(несправедливое отношение к чему – либо, предпочтение чего – нибудь.)Назвать способ образования следующих слов: издалека, докрасна, издавна (приставочно – суффиксальный).

XI. Работа по карточкам №3.

1-я группа.

Подчеркнуть наречия как члены предложения с теми словами, от которых они зависят, и обозначить орфограмму № 61

2-я группа.

Выписать наречия и обозначить орфограмму № 61.

(Оценка выставляется в оценочный лист.)

XII. Обобщение, вывод (делают ученики).

Итак, на уроке мы узнали о том, что…

XIV. Задание на дом: & 41, упражнение 247 (для 2-й группы учащихся) Повторить орфограмму “ Дефис в сложных прилагательных”. 1 –я группа – сочинение – миниатюра на тему: “Ай да наречие!”

XV. Оценки в дневник и узелки на память. За каждый вид работы в классе ученик выставил отметку в оценочный лист. Итого пять оценок. Общая оценка за урок – средний балл пяти оценок.

Приложение 1

Приложение 2