1.Образовательные цели:
А) добиться понимания учащимися роли имён
прилагательных и эпитетов, выраженных именами
прилагательными;
Б) показать особенности изображения одного и
того же явления в разных видах искусства.
2.Развивающие:
А) продолжить формирование навыков анализа
языковых средств;
Б) развивать устную и письменную речь;
В) развивать ассоциативность мышления,
художественную зоркость, эмоциональность;
3.Воспитательные:
А) воспитывать любовь к родной природе;
Б)эстетическое воспитание на основе интеграции
предметов: русский язык –литература
-изобразительное искусство- музыка.
Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Использованная технология: использование элементов проблемного и развивающего обучения.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- дидактический раздаточный материал;
- звукозапись А.Вивальди “Зима”, П.Чайковского “ У камелька”
Ход урока.
1.Орг. момент. Представление.
2. “Открытие” темы урока. Настроить на работу.
Сегодня необычный урок. Мы отправимся на прогулку.
1. Прослушаем музыкальный фрагмент итальянского композитора А.Вивальди.
Попробуем словесно нарисовать картину, изображённую композитором. (задание на слайде)
2. Звучит музыкальный фрагмент из цикла А. Вивальди “Зима” .
Как вы думаете, какое время года изобразил композитор при помощи волшебных звуков?
Попробуем словесно нарисовать картину, изображённую композитором.
2. Чтение стихотворения учителем.
Якутский поэт Семён Данилов “Первый снег”.
Пляску белых журавлей пляшет первый снег
Этот чистый, белый свет дорог мне навек.
Рощ спокойных тишина, белые поля,
Как невеста под фатой, хороша земля.
Непорочна и чиста, нежности полна,
Может, слишком уж скромна и тиха она.
Что объединяет музыкальный и лирический отрывок?
Каким настроением проникнут каждый отрывок? (Восторг, умиротворение…)
Вывод: эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а , может, тревоги и тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отражёнными в слове и красках.
3. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Слайд с темой)
А какая часть речи поможет нам в этом? (прилагательное)
Называются цели.
Какой вывод сделаем в конце урока? (Слайд с целью)
Записать в тетрадях число и тему.
3. Работа с эпиграфом. (Слайд)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
К. Паустовский
Согласны ли вы с утверждением К. Паустовского? Прочтение про себя.
Докажите истинность этих слов на примере стихотворения “ Первый снег” С. Данилова.
Вывод: им.прил. помогают описывать предмет.
4. Работа с текстом.
У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками?
Может помните стихотворные строчки?
(Повесть Н. Гоголя “ Ночь перед Рождеством”, А. Пушкин) Называют.
Текст читают ученики. Сначала про себя, потом вслух. (текст на слайде)
Русский лес.
Зимой и летом , осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес – дышишь и не надышишься чистотой лесного воздуха. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Нет – нет да и сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой лёгкой пылью. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Сказочная картина!
(И. Соколов – Микитов)
Какие прилагательные передают цвет, звук, размер? Называют.
Выпишите из текста 5 словосочетаний прил +сущ.
Какие из них являются эпитетами?
Для чего использует автор эпитеты?
6. Физминутка. Закройте глаза и представьте себе русский лес.
7. Работа по картине .
Учитель читает отрывок из стихотв. Виталия Иванова. Слайд с репродукцией картины И.Шишкина. “Зима”.
Лесная даль зовёт меня и манит
В мир, полный грёз, где всё вокруг светло.
И снег лежит на дремлющей поляне,
Как лебедя усталое крыло.
Всё , точно в сказке, без конца и края…
Перед нами картина И. Шишкина “Зима”, написанная в 1890 году. Художник создал превосходный образ природы, погружённой в зимний сон.
Отправимся на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И.И. Шишкиным на картине.
Опишите картину И. Шишкина. Можно прозой, можно стихами. (5 предложений) Напишите синквейн.
В случае затруднения можете воспользоваться словами для справок, записанными вами словосочетаниями, предложениями.
Дополнительный материал.
Вставьте в текст, где это необходимо с вашей точки зрения , определения – прилагательные.
Русская зима.
На картине И.Шишкина “Зима” изображён … день в сосновом бору. Я вижу …. снег, … небо.
На первом плане художник написал …. сосны, заметённые снегом. Справа непроходимой стеной стоит … лес. А слева лес уже совсем другой – … .
Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого … дня.
Когда мы смотрим на это … полотно великого художника, то чувствуем покой и …. красоту …. зимы.
Слова для справок:
День ясный, солнечный, морозный, зимний.
Снег пушистый, серебристый, белый, голубоватый,
лёгкий, мохнатый, пушистый.
Небо светлое, ясное, нежное.
Сосны величавые, могучие, стройные, столетние,
вековые.
Лес красивый, тихий, спокойный, дремучий.
Зима русская, снежная, волшебная.
8. Самостоятельная работа. Звучит музыка П. Чайковского “ У камелька”.
Прочитать 2-3 работы. Сначала проверяется клише, потом творческая работа.
9. Оценки за урок.
Конечным результатом нашей работы стала творческая работа. Она будет оценена.
Активная работа .
10. Итог.
Мы рассмотрели несколько пейзажей и пейзажных зарисовок . Слова какой части речи помогают создать неповторимую, яркую картину – образ?
В роли какого художественного средства чаще всего выступают необычные имена прилагательные?
Слайд (роль прилагательных) Прочитать.
1. Имена прилагательные оценивают предмет, показывают его отличительные свойства.
2. Без имён прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой.
3. Особую выразительность художественной речи придают прилагательные – эпитеты.
11. Дом зад. Напишите дома несколько предложений, в которых оцените свою работу на уроке, своего товарища. Что нового узнали, чему научились, с каким настроением ушли с урока.
12. Стихотворение Ф. Тютчева. Кто из вас может продолжить строки Ф.И. Тютчева?
Желаете узнать, какие прилагательные использует поэт , подчёркивая красоту зимнего пейзажа?
Слайд.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.в