Тип урока: урок-путешествие
Тема: НЕ с глаголами.
Цель: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с глаголами.
Подготовительный этап:
1. Разделить класс на команды.
2. Подготовить карточки с заданиями с учетом дифференциации учащихся.
Технические средства обучения: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент:
Ребята! Послушайте внимательно и подумайте, что напоминает вам этот шум? (звучит аудиозапись шума моря)
Сегодня мы отправимся в путешествие по морю Знаний на удивительный остров Морфологию, в страну Глагол. (1 слайд мультимедийной презентации).
Давайте познакомимся с нашими командами (названия команд и выбор капитанов).
Кто окажется впереди всех? Кто самое сильное звено в цепи путешественников? Кто быстрее и лучше всех сумеет справиться с заданиями? Кого ждет главное сокровище острова? Это мы узнаем в конце урока, а теперь в путь.
2. Повторение изученного:
Откройте свои бортовые журналы – тетради и запишите дату нашего путешествия.
(2 слайд)
Зелёный и таинственный
Средь моря остров спит…
Быть может, там воинственных
Ошибок мир лежит?
А может мы с весёлыми
Там встретимся с глаголами?
Там, за бортом, направо
Уже видна земля.
И до земли остался
Лишь поворот руля.
А остров охраняют огромных три кита. (3 слайд)
Чтобы мы могли высадиться на остров, нужно назвать признаки глагола.
- Грамматическое значение – действие (глагол обозначает трудовую, речевую, умственную деятельность, перемещение, передвижение предметов, называют состояние и то, что происходит в природе).
- Морфологические признаки – род, число, время, спряжение, лицо, наклонение, возвратность, вид.
- Синтаксические признаки – сказуемое.
Молодцы, с первым заданием справились успешно. Но, чтобы пересечь границу страны «Глагол», нужно уметь выделить эту часть речи среди других.
Ваша задача - из прочитанного мною текста выписать глаголы и обозначить их признаки.
Несколько лет подряд мы ездили по туристической путевке на юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря.
Чем похожи эти глаголы? (у всех одинаковый вопрос, число, время)
Граница уже пройдена,
И перейден рубеж.
Ах, сколько ожиданий,
Волнений и надежд.
3. Изучение нового материала.
Ребята! Чтобы найти клад, нам нужно выполнить главное условие путешествия – выяснить условие написания НЕ с глаголами. (слайд № 4)
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.НЕ с глаголом пиши раздельно .
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.
Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?
Итак, в ваши бортовые журналы запишите тему нашего урока: «Не с глаголами».
Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание.
Она придает отрицательное значение всему предложению:
Не цвести цветам поздней осенью.
Или отдельному слову:
Семеро одного не ждут.
Давайте порассуждаем, как пишется эта частица с глаголами.
(слайд № 5)
Не бывать недомогать
Не ходить ненавидеть
Не спать негодовать
Не писать недоумевать
Не говорить нежиться
(обсуждение вариантов написания частицы, работа с правилом в учебнике).
4. Закрепление нового материала.
А сейчас закрепим полученные знания.
(работа с карточкой №1)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Давайте посмотрим, что принесла нам бочка. (Заморочки из бочки).(слайд №6)
1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
2.Не будет хлеба – не будет и обеда.
3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
4.Не посеешь – урожай не соберешь.
5.Лентяю все неможется да нездоровится.
(объяснить значение пословиц, отметить правило написания НЕ с глаголами)
Физминутка. Поплавки
Хорошо мы отдохнули, но пора продолжить наше путешествие.
Работа с карточкой №2.
Упражнение №613.
Игра-загадки.
Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз).
Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь).
Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет , не вытечет (река).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Сроду он не ест, не пьет песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок).
Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).
5. Подведение итогов урока.
Итак, ребята!
Над чем мы сегодня работали? Что мы выяснили?
Хорошо мы поработали и клад острова найден.
Давайте подведем итоги, кому же достанется главное сокровище. Кто сегодня был сильнее всех, кто оказался впереди?
(подведение итогов, награждение команд \ для каждой команды приготовлен маленький сундучок с призами/, выставление оценок).
6. Домашнее задание.
Подобрать и записать загадки, в содержании которых встречаются НЕ с глаголами.