Урок русского языка в 10-м классе "Анализ художественного текста"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи;
  • закрепить умение определять способы и средства связи между частями текста;
  • повторить трудные случаи правописания; пунктограммы.
  • научиться анализировать художественный текст;
  • на основе знания особенностей художественного текста научиться создавать художественные образы.

Эпиграф: “Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер”. Тин Нун.

Учитель:

В литературе язык занимает особое положение. Он является той воспринимаемой на слух и зрением материей, без которой не может быть создано художественное произведение. По словам Толстого, поэты, писатели способны находить то единственное размещение различных слов, которое способно выразить мысль автора, передать характер, помочь читателю войти в мир, созданный авторским воображением, сопереживать литературным героям. Так как всё это доступно лишь языку художественной литературы, именно он считается вершиной литературного языка.

Объявление темы урока, целей.

У каждого ученика рабочий лист (см. приложение 1).

Учитель:

  1. Что такое текст?
  2. С какими стилями речи вы уже знакомы?
  3. Назовите признаки художественного текста. (Демонстрируется слайд 1 из приложения 2)
 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

Где используется

Художественное произведение

Зачем, с какой целью используется

Воздействовать!

Изображать!

Воздействовать на чувства, воображение, мысли читателя, передать авторское отношение к изображаемому

Основные черты

Эмоции!

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств

Жанровые особенности Рассказ, повесть, роман, притча, лирическое стихотворение, новелла
Языковые средства ЛЕКСИКАВсе пласты лексики: книжная лексика, просторечия, диалектизмы; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Все эти средства здесь подчиняются основной функции художественного стиля–эстетической; самое широкое использование изобразительно-выразительных средств языка (тропов и фигур речи)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

  • здесь возможна полная безглагольность или, наоборот, насыщенность текста глаголами, что передаёт интенсивность действия, динамичность;
  • большое количество причастий, прилагательных, передающих образное описание предмета, представление его признаков в динамике;
  • личные и притяжательные местоимения, придающие оттенок искренности, взволнованности; неопределенные местоимения –“отдаляют” события и предметы

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

  • все виды предложений по цели высказывания, интонации, по наличию главных (простые, сложные), и второстепенных членов, односоставные, двусоставные, неполные предложения;

Все средства в художественном стиле подчиняются основной его функции - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

Учитель: Сегодня мы будем анализировать художественный текст – очерк Паустовского “Язык и природа” из повести “Золотая роза”. Обращаю ваше внимание на то, что несмотря на то, что жанр “очерк” свойствен публицистическому стилю, очерки Паустовского являются собственно художественными. Этот вид очерка близок к рассказу. И вы сможете на уроке в этом убедиться.

4. Орфографическая минутка.

Постоянное общение, журавлиные клики, непролазные заросли, воинственных воплях, неизвестно, поэзия заключена, дожди оживают, сонно сыплется, видишь за словом, чувствуешь слово, ничего не видеть за словами, приобретать новизну.

5. Работа с текстом. (Чтение вслух) На рабочих листах задания к тексту.

1) Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами и водами, с перелетом птиц и с каждым цветком.

2) Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. 3) Случилось и у меня одно такое лето (это было в лесистой и луговой стороне Средней России).

4) Тогда я заново узнал много слов. 5) Начну с “дождевых”. 6) Я, конечно, знал о дождях моросящих, слепых, обложных, грибных, спорых, дождях, идущих полосами – полосовых.

( 7) Но одно дело - знать умозрительно, а другое - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. 8) Тогда эти слова оживают.

9) Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

10) Слово спорый означает быстрый, скорый. 11) Он льется отвесно, сильно, а мелкий грибной - сонно сыплется из низких туч.

12) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: “Царевна плачет”. 13) Действительно, сверкающие на солнце капли походят на крупные слезы.

(По К.Паустовскому)

Задания

1.Укажите номер предложения, в котором сформулирована основная мысль данного текста.

2. Как связаны предложения между собой?

3. Подберите из текста синонимы к слову быстрый. Продолжите синонимический ряд.

4. Найдите пароним к слову “дождевой”. Значение паронимов. Составьте словосочетания с этими паронимами.

5. В предложении 13-м укажите слово, в котором количество букв больше, чем звуков.

6. Определите, какой частью речи являются слова тогда, заново, много в 4-м предложении.

7. Выпишите из текста причастия, назовите их вид.

8. С какими пунктуационными правилами вы встретились в тексте? Подтвердите примерами из текста (укажите номера предложений).

9.Назовите языковые средства, характерные для художественного стиля речи. Перечислите художественные особенности текста Паустовского. (Метафоры, эпитеты, олицетворения)

Спорый, грибной, слепой – эпитеты; 13 предлож. - сравнение

Найдя их в тексте, учащиеся продолжают ряд эпитетов. С помощью какой части речи Паустовский “оживляет” дожди? ( Глагол)

Спорый льется, мелкий и грибной сонно сыплется, слепой –“царевна плачет”.

Попробуем себя в роли писателя, создающего художественный образ.

На доске и в рабочем листе записи:

Моросящий льет
Обложной накрывает
Сильный идет
Окатный стучит
Косой шуршит
  барабанит
  звенит
  ложится
  шепчет
  звенит
  крапает

“Оживлять” дожди каждый может, основываясь на своем собственном восприятии. Здесь нельзя провести четкую параллель. Учащиеся придумывают названия дождей для оставшихся глаголов.

Мы создали художественные образы с помощью каких изобразительных средств?

(Метафоры, олицетворения)

  • Что такое метафора, олицетворение? (Определение)
  • Найдите метафоры в тексте Паустовского.
  • Мы проанализировали текст. Нашли морфологические, синтаксические особенности данного текста. Я не случайно дала неполный текст Паустовского. Мне бы хотелось, чтобы вы сами прониклись одной из его основных мыслей, которая звучит в конце текста (на экране слова К.Г.Паустовского)

“…если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать”.

К.Паустовский

Эпиграф. Насколько эпиграф соответствует мысли Паустовского?

  • Попробуем создать образы, глядя на репродукции, фотографии. Дайте название каждому изображению, следуя совету Паустовского. Насколько наше видение совпадает с видением художников, фотографов? (Демонстрируются слайды с рисунками из Приложения 2).
  • Составьте художественную миниатюру из 2-3 предложений.

Итоги урока, оценки, домашнее задание.

Д/З: написать сочинение-рецензию по данному тексту.

Учитель:

Сегодня на уроке мы не только проанализировали текст, отметив его художественные особенности, но и попытались сами создать художественные образы, следуя советам писателя.

Я увидела, что вы научились чувствовать слово, видеть поэзию в этом природном явлении, находить отличительные признаки каждого из дождей, и всё-таки восприятие во многом зависит от многих причин: настроения, возраста, жизненного опыта, чувства юмора. И я хочу показать вам фрагмент из мультфильма “Земляничный дождик”, который это подтверждает.

Приложение 3