Цели и задачи:
- Познакомить с понятием “Диалектные слова”
- Познакомить с употреблением диалектных слов в художественных произведениях.
- Учить находить диалектные слова в текстах.
- Развить умение пользоваться словарём
- Проверить навыки использования диалектных слов в творческих работах
- Воспитать чувство любви к своей малой родине.
Оборудование:
- Словари: В.И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”
- Карточки для индивидуальной работы.
- Дидактические картинки к словам “смородина”, “жеребёнок”, “белый гриб”.
- Картина русской избы.
- Раздаточный материал: малый словарь, текст из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.
Спросят меня:
- Что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою.
Дарит прохладу засушливым летом…
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово.
(М. Геттуев)
Богат и неповторим русский язык. Великим, могучим, правдивым и свободным назвал его Иван Сергеевич Тургенев. Ни один язык мира не может похвастаться многообразием и богатством, точностью выражения звуков, красок, образов и мыслей. И ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке.
Этих слов порой не найдёшь в словаре, сохранились они в живой разговорной речи ваших прабабушек и прадедушек, в особом наречии, которое по - научному называется диалектом, а слова эти называются диалектными.
Это и есть тема нашего урока (Запись на доске: Число. Классная работа. Диалектные слова).
II. Объяснение нового материала. “Путешествие в русскую деревню”.
1. Вы, ребята, только начинаете свою жизнь. вас ждёт много радостных открытий, но пожалуй, не может быть будущего у человека, который не знает, не помнит своей истории.
- Без прошлого нет будущего.
Вот и я сегодня предлагаю вам побывать в прошлом – в конце Х1Х начале ХХ века, а конкретно – в русской деревне. Вы живёте в городе, я – житель сельский. Давайте вместе совершим путешествие в сельскую местность.
- А с чего начинается родное место?
(С дома.)
- И я вместе с русским поэтом с. Есениным приглашаю вас в деревенский дом – в родную хату.
В хате
Пахнет рыхлыми драченами*;
У порога в дежке* квас,
Над печурками* точёными
Тараканы лезут в паз*.
Льётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц*,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке* крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые*
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые*
Заползают в хомуты*.
- Понятно ли стихотворение Есенина?
(Не совсем) Почему? (Незнакомые слова) Какие? А можно догадаться, что они обозначают?
*
Драчёна – кушанье из пшена и яиц.
Дежка – деревянная кадка для кваса
Печурка – углубления в боковой части русской
печи.
Паз – щель, дыра
Попелица – пепел
Махотка – глиняная кринка для молока.
Скатый - пологий
Кудлатый – лохматый, мохнатый
Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для
лошади.
(Написаны заранее на доске, но сразу не открываются)
2. - Для вас эти слова незнакомые, а для жителей рязанских и других деревень понятные и близкие.
Слова, употребляемые только жителями той или иной местности, называются диалектными (Учебник Русский язык 6 класс, Аторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва “Просвещение” 2006год, стр.31)
3. – А теперь попробуйте пересказать своими словами, что можно увидеть в русской избе. В своём небольшом сочинении (4 – 5 предложений) постарайтесь употребить как можно больше услышанных вами диалектных слов.
Сочинение можно начать словами: “Я вхожу в русскую избу…”, “Я хочу рассказать о русской избе…”и др..
(Заслушать 3 – 4 сочинения).
4. Ну что ж, продолжим путешествие. Давайте выйдем во двор.
- Что обязательно находится рядом с избой? Где находится с/х инвентарь? (сарай)
Перед вами “Словарики диалектных слов”, они помогут вам окунуться в особенности деревенского быта и деревенской речи.
- Как ещё можно назвать сарай? Посмотрите в “Словарике…” (Повесть, пуня)
- Около деревенского дома огород, а в огороде
растёт красная смородина. (открыть картинку – рисунок 1).
- Найдите, как по – другому называется эта ягода?
(Поречка, лядуница, жостыль, кислица, кисёлка,
княжиха, сестрянка).
- Пойдём дальше. На пастбище за домом пасётся
жеребёнок. (Картинка – рисунок 2).
Назовите его по – деревенски (Другак, селеток).
- Давайте дойдём до берёзовой опушки. Здесь летом растёт очень много вешкарей или коровенников. О чём я говорю? (О белых грибах – рисунок 3).
Оказывается, белые грибы очень любят коровы. С землёй выгрызают каждый гриб. Не случайно в деревнях белые грибы так и принято называть -коровенники.
- Какие ещё диалектные слова есть в вашем словарнике? Что они обозначают?
5. Некоторые наиболее употребительные в разных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка.
При них даётся помета обл. (т.е. областное). (Открывается страничка со словарной статьёй из словаря на доске – рисунок 4).
а) Откройте толковый словарь в ваших учебниках (стр. 227) Найдите диалектные слова. Зачитайте.
Двое учеников одновременно работают индивидуально по карточкам.
Карточка №1
Найти по словарю лексическое значение следующих слов: азям, баранта.
Карточка №2
Выписать из словаря любые две словарные статьи с пометой обл. (Найдите слова, не звучавшие на уроке)
б) Заслушать сообщения учащихся, работающих по карточкам.
6. Существуют также специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров. Самый известный из них – “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля, который 40 лет собирал в разных концах нашей Родины диалектные слова (Показать словарь).
7. Диалектные слова используются иногда в литературных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности. Такие слова встречаются в произведениях В.П. Астафьева, М. Пришвина, М Шолохова, Ф. Абрамова, И.С. Тургенева.
Представьте, что вы оказались вместе с деревенскими ребятами в ночном, у костра, и слушаете “страшные” истории.
Перед вами текст – отрывок из “Записок охотника” Тургенева – рассказа “Бежин луг”
- А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что
намеднись* у нас на Варнавицах приключилось?
- На плотине – то? – спросил Федя.
-Да, да, на плотине, на прорванной.Вот уж нечистое
место, так нечистое, и глухое такое.Кругом всё
такие буераки*, овраги, а в оврагах казюли*
водятся).
- Прочитайте сначала про себя, потом
выразительно.
- Найдите диалектные слова. Как вы думаете, что
они означают?
- Внесите их в свой “Словарик”…
*
намеднись – недавно
буерак – яма, наполненная водой
казюля – ядовитая змея (гадюка)
III. Итоги урока. и заключительное слово учителя.
Вот и заканчивается наше путешествие в мир деревни.
Чтобы не потерять связь со временем, с историей деревни, продолжите “Словарик диалектных слов”. Внесите туда те слова, которые сегодня звучали на уроке, те диалектные слова, которые встретились вам в художественной литературе. Я надеюсь, что работа эта будет вами продолжена и не оставит вас равнодушными.
1. Продолжите предложение, запишите:
“Слова все какие – одно другого звучнее,” - говорил с восхищением В.П. Астафьев о …
*О каких словах, как вы думаете, говорил
писатель? (о диалектных)
*А что называется диалектными словами?
*Вспомните – без подсказок – те слова, которые
сегодня звучали.
Молодцы! Я вижу, что ваш словарный запас сегодня пополнился, и надеюсь, что слова, о которых мы говорили, навсегда останутся не только в вашей памяти, но и будут жить в вашем сердце…
2.
Хотя вошли в права
И формулы, и термины,
Но старые слова
Народом не потеряны.
И, верьте, в этом всём
Машинам за окном,
Экранам телевизора
Нет никакого вызова.
3. Выставление оценок.