Урок русского языка по теме "Антонимы"

Разделы: Русский язык


Цель урока: Познакомиться с языковым явлением - антонимия,

Задачи: знать роль антонимов в речи, уметь подбирать антонимы, находить в тексте, употреблять в речи.

Оборудование: мультимедиапроектор, сказка Ш.Перро “Рике-хохолок”.

Ход урока

1. Повторение изученных языковых явлений.

Задание: определить, чем являются подчеркнутые слова( синонимами, омонимами)

1.

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
 

Вы, проворные ткачи -
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

 2.

Шел я сумкой за плечами,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись за ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?

3.

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норки в норке не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след
Норка – здесь
А норки – нет!

2. Работа с текстом.

Обратимся к сказке Шарля Перро “Рике-Хохолок”.

А) Прочитайте эпизод - описание родившего мальчика, запишите прилагательные, которые характеризуют его внешность.

У короля с королевой родился такой безобразный ребенок, что все, кто видел его сомневались, человек ли это.

Что говорила добрая волшебница королеве? Зачитайте. Выпишите прилагательные, которые характеризуют качества королевича.

- Не горюйте, королева, мальчик, правда уродлив, но это не помешает ему быть добрым и привлекательным. Кроме того, он будет умнее всех людей в королевстве и может сделать умным того, кто его полюбит.

Зачитайте выписанные слова: безобразный, уродлив, умный.

Определите часть речи данных слов, лексическое значение.

Б) Прочитайте эпизод- описание родившейся принцессы, запишите прилагательные, которые характеризуют ее внешность.

Дочь была прекрасна, как летний день.

Что говорила добрая волшебница королеве? Зачитайте. Выпишите прилагательные, которые характеризуют качества принцессы.

- Не радуйтесь, королева: принцесса будет настолько глупа, насколько и красива.

Это предсказание огорчило королеву, и она попросила дать ей немного ума.

- Этого я сделать не могу, но тот, кого она полюбит, станет таким же красивым, как и она сама.

Зачитайте выписанные слова: прекрасна, глупа, красива.

Определите часть речи данных слов, лексическое значение.

В) А теперь составим пары:

сгруппируйте выписанные слова парами (записываем в И.п)

внешность принца - внешность принцессы;

качества принца - качества принцессы.

Безобразный, уродливый - прекрасная, красивая.

Умный - глупая.

Задание: определить часть речи, лексическое значение.

3. Объяснение нового материала.

Антонимы- слова , относящиеся к одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.

Anti - “против”, Omos-слова.

Приложение №1 (презентация учащихся) слайды 1-4

4. Закрепление изученного материала.

Приложение №1 (презентация учащихся) слайды 5,6.

Исполнилось ли предсказание доброй волшебницы?

Принцесса ушла в лес совершенно глупой, а вернулась необыкновенно умной и рассудительной.

Принцесса вспомнила, что год назад она обещала выйти замуж за маленького

уродца, не сделала и 30 шагов, как перед ней появился Рике-Хохолок, веселый, здоровый.

Рике-Хохолок показался ей самым привлекательным и красивым, какого она когда-нибудь видела. Принцесса, полюбив его, перестала замечать безобразие. То, что прежде ей казалось безобразным, стало казаться красивым и привлекательным.

Выпишите слова, предающие эти изменения. Как они называются?

Рике-Хохолок - привлекательный и красивый

Принцесса - необыкновенно умная и рассудительная.

5. Устно дать характеристику героям. По какому принципу построен ваш рассказ?

Противопоставление. В литературе он называется АНТИТЕЗА.Назовите корень в этом слове.

Запись в тетрадь определения тропа.

6. Мы с вами рассмотрели особенности употребления антонимов в литературной сказке. Что привнесло это явление?

Приложение №1(презентация учащихся) слайд №7.

Литература.

  1. Ш.Перро “Сказки”/Екатеринбург, Ассоциация “ Уральский следопыт”,1992.с.100-108.
  2. Г.А. Богданова “ Уроки русского языка в 5 классе”/ М.,“ Просвещение”, 2005.