Цель урока: Познакомиться с языковым явлением - антонимия,
Задачи: знать роль антонимов в речи, уметь подбирать антонимы, находить в тексте, употреблять в речи.
Оборудование: мультимедиапроектор, сказка Ш.Перро “Рике-хохолок”.
Ход урока
1. Повторение изученных языковых явлений.
Задание: определить, чем являются подчеркнутые слова( синонимами, омонимами)
1.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.Вы, проворные ткачи -
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
2.
Шел я сумкой за плечами,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись за ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
3.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норки в норке не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след
Норка – здесь
А норки – нет!
2. Работа с текстом.
Обратимся к сказке Шарля Перро “Рике-Хохолок”.
А) Прочитайте эпизод - описание родившего мальчика, запишите прилагательные, которые характеризуют его внешность.
У короля с королевой родился такой безобразный ребенок, что все, кто видел его сомневались, человек ли это.
Что говорила добрая волшебница королеве? Зачитайте. Выпишите прилагательные, которые характеризуют качества королевича.
- Не горюйте, королева, мальчик, правда уродлив, но это не помешает ему быть добрым и привлекательным. Кроме того, он будет умнее всех людей в королевстве и может сделать умным того, кто его полюбит.
Зачитайте выписанные слова: безобразный, уродлив, умный.
Определите часть речи данных слов, лексическое значение.
Б) Прочитайте эпизод- описание родившейся принцессы, запишите прилагательные, которые характеризуют ее внешность.
Дочь была прекрасна, как летний день.
Что говорила добрая волшебница королеве? Зачитайте. Выпишите прилагательные, которые характеризуют качества принцессы.
- Не радуйтесь, королева: принцесса будет настолько глупа, насколько и красива.
Это предсказание огорчило королеву, и она попросила дать ей немного ума.
- Этого я сделать не могу, но тот, кого она полюбит, станет таким же красивым, как и она сама.
Зачитайте выписанные слова: прекрасна, глупа, красива.
Определите часть речи данных слов, лексическое значение.
В) А теперь составим пары:
сгруппируйте выписанные слова парами (записываем в И.п)
внешность принца - внешность принцессы;
качества принца - качества принцессы.
Безобразный, уродливый - прекрасная, красивая.
Умный - глупая.
Задание: определить часть речи, лексическое значение.
3. Объяснение нового материала.
Антонимы- слова , относящиеся к одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.
Anti - “против”, Omos-слова.
Приложение №1 (презентация учащихся) слайды 1-4
4. Закрепление изученного материала.
Приложение №1 (презентация учащихся) слайды 5,6.
Исполнилось ли предсказание доброй волшебницы?
Принцесса ушла в лес совершенно глупой, а вернулась необыкновенно умной и рассудительной.
Принцесса вспомнила, что год назад она обещала выйти замуж за маленького
уродца, не сделала и 30 шагов, как перед ней появился Рике-Хохолок, веселый, здоровый.
Рике-Хохолок показался ей самым привлекательным и красивым, какого она когда-нибудь видела. Принцесса, полюбив его, перестала замечать безобразие. То, что прежде ей казалось безобразным, стало казаться красивым и привлекательным.
Выпишите слова, предающие эти изменения. Как они называются?
Рике-Хохолок - привлекательный и красивый
Принцесса - необыкновенно умная и рассудительная.
5. Устно дать характеристику героям. По какому принципу построен ваш рассказ?
Противопоставление. В литературе он называется АНТИТЕЗА.Назовите корень в этом слове.
Запись в тетрадь определения тропа.
6. Мы с вами рассмотрели особенности употребления антонимов в литературной сказке. Что привнесло это явление?
Приложение №1(презентация учащихся) слайд №7.
Литература.
- Ш.Перро “Сказки”/Екатеринбург, Ассоциация “ Уральский следопыт”,1992.с.100-108.
- Г.А. Богданова “ Уроки русского языка в 5 классе”/ М.,“ Просвещение”, 2005.