Цели урока:
- Помочь учащимся усвоить орфограмму “Гласные буквы и-ы после ц”,
- Указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы
- Развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы.
- Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
- Воспитывать чувство товарищества, ответственности за выполнение задания посредством работы в парах и группах.
Оборудование: компьютер, таблица, текст, сигнальные листы, ТСО, дерево знаний.
Ход урока
1. Организационный момент урока
2. Орфографическая минутка. На экране слова весна, лесной, поляна, цветы, жёлтый, ножницы, цыган.
А) Назовите в данных словах известные вам орфограммы.
Б) Составьте с данными словами предложения.
В) Дайте характеристику полученным предложениям.
Правописание каких слов вы не смогли объяснить? Почему?
(На экране большой знак вопроса).
В конце урока мы с вами должны ответить на данный вопрос. (Почему так пишутся слова цыган и ножницы).
3. Ввод учащихся в тему урока
Сейчас мы отправимся с вами в сказочную страну под названием “Слово”.
(Звучит сказочная музыка).
В некотором царстве, в некотором государстве под названием “Слово”, жила-была принцесса буква ц.
Два верных рыцаря были у неё: буква и буква ы.
Нравились они ей. Рыцарь “Ы” - за твёрдость и решительность, рыцарь “И” - за доброту и весёлый нрав. И именно ему отдала гордая принцесса своё сердце. Только рыцарю “И” было дозволено каждый день бывать в главной комнате дворца, которая называлась “Корень слова”.
Рыцарь “И” был очень весёлым и общительным, он очень любил петь и учил этому искусству всех жителей сказочного королевства. Лишь только увидев его, они начинали громко кричать: “Репетиция!”. И с тех пор, все слова, которые оканчиваются на - ция -, как слово репетиция, стали записываться только с буквой - и -.
Рыцарю - ы - разрешалось заходить в главную комнату дворца только в исключительных случаях. Так появились слова исключения. А обычно он жил в дальних комнатах дворца. (суффиксы и окончания слов).
Во время звучания сказки на экране постепенно появляется таблица правила правописания гласных букв и - ы - после ц.
4. Учащиеся формулируют правило с опорой на таблицу и услышанный материал.
5. Графическое обозначение данной орфограммы (на материале учебника).
Запись с комментированием.
Отработка навыков применения правила правописания.
Физминутка: Релаксация. (Экскурсия в цирк).
Учитель: “Мы отправляемся цирк. Звучит весёлая музыка. На арене появляется клоун. На цыпочках подходит к зрителям. Берёт в руки ножницы, вырезает красивые цветы и дарит их вам. Вот фокусник в высоком цилиндре. Фокус! Ещё! Молодцы! Мы возвращаемся в класс! Хорошо отдохнули?
- Кто из вас услышал слова на орфограмму, которую мы сегодня с вами изучаем?
6. Работа в парах с целью формирования навыков выделения данной орфограммы в словах и словосочетаниях:
Пуш стые ц плята; ш рокие улиц; лодочная станц я; солёные огурц; ц рковые артисты; круглолиц й мальчуган; ц ганский табор; горластые птенц; тонкие пальц; идти на ц почках. (Орфографическая работа со всеми известными детям орфограммами; составление и запись предложений, их синтаксический разбор).
7. Защита работ выполненных в парах. Подведение итогов данного этапа работы.
8. Работа по развитию речевого слуха учащихся.
Текст. Читает учитель.
Задание: Услышать в тексте слова на изученную орфограмму. Показать сигнальными карточками написание нужной буквы в слове.
По двору бегали цыплята. Особенно выделялся один весёлый пушистый непоседливый. Он был темнее остальных и получил прозвище “Цыганёнок”. Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев зовёт: “Цып-цып-цып”. Все гурьбой несутся к ней. Только “Цыганёнок” - нет. Он как будто ждёт, что к нему подкрадутся на цыпочках и на руках отнесут в курятник.
9. Работа над развитием речи учащихся, посредством работы в группах.
Задание: Составьте и запишите мини- рассказ (3-4 предложения) на выбранную тему с использованием слов на изученную орфограмму (варианты тем, выбранных детьми: на уроке математики, в магазине, занятие в детском саду и другие).
10. Чтение и защита рассказов. Подведение итогов работы на данном этапе урока.
Итог урока: Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
Рефлексия: дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.
Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.
Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.
Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.