Сочинение – описание природы по воображению

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие:

  • обучение написанию синквейна.
  • обучение написанию сочинения - описания.

Развивающие:

  • развитие ассоциативного мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки, делать общие выводы.
  • развитие умения применять знания на практике.
  • формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
  • развитие культуры речи.

Воспитывающие:

  • воспитывать через творческую активность учащихся понимание прекрасного, эстетические вкусы; развивать творческое воображение;
  • прививать интерес к предмету; воспитывать любовь к русскому языку.

Методы и приёмы:

  • разгадывание кроссворда
  • звукобуквенный анализ слова
  • ассоциативное мышление
  • рисование
  • использование фонограммы
  • устное рисование
  • использование внепрограммных материалов
  • метод свободного выбора

Оборудование:

  • фонограмма - Мендельсон. “Весенняя песня”
  • компьютер
  • фломастеры
  • альбомные ласты
  • тетради по развитию речи.

Ход урока

Слово учителя.

Ребята , обратите внимание на эпиграф к уроку. (приложение). Давайте воспользуемся нашими ключами . Сегодня у нас очередной урок развития речи, а о том, над чем мы будем работать и каковы цели урока вам предстоит ответить самостоятельно, выполнив некоторые виды работ.

1. Разгадывание в группах (класс разбит на 4 группы) немого кроссворда (приложение)

Ответьте на вопросы:

  • Какая бывает речь?
  • Какие стили речи мы знаем?
  • Над каким типом речи мы будем работать сегодня? (Ответы на основе кроссворда)

Слово учителя.

2. Итак, мы поняли, что нам предстоит работать над типом речи - описанием (запись в тетради). Давайте вспомним особенности его построения. (Ответы по группам, проверка по ключу на экране)

Слово учителя.

3. Прослушайте музыкальную пьесу Мендельсона и попробуйте определить, что в ней описано звуками музыки. (Звучит “Весенняя песня” Мендельсона; учащиеся дают разные ответы, среди которых чаще всего звучат слова, связанньre с весной, с весенним настроением. Формулируется тема урока (запись в тетради), определяются цели.

Слово учителя.

4. Проанализируем звукобуквенный состав слова “весна”. (В ходе анализа учащимися было сделано открытие: слово “звонкое” - 4 звонких звука; слово не “горячее” и не “холодное”, а “тёплое” - есть и твёрдые и мягкие звуки.)

С чем ассоциируется у вас слово “весна”?

Слово учителя.

5. А теперь устное рисование по воображению превратим в реальное. Создаём ассоциативный рисунок “Краски весны”. (Рисунок создавали в группе, а потом защищали свой проект у доски).

Слово учителя.

б. В сочинении-описании вам предстоит использовать много прилагательных, причастий, написание которых следует вспомнить. Напишем словарный диктант, проверим, обменявшись тетрадями (приложение). Обмен в группе по кругу. (на этом этапе возможна оценка)

Слово учителя.

7. Поработаем над образностью и выразительностью языка. Вам предлагается карточка с тремя заданиями:

  • подбери эпитет к слову “весна”.
  • продолжи сравнение: Н-р: Облака на небе, словно... Сосульки на крыше, как...
  • образуй метафору из сравнения . Н-р: Лужа расплылась на дороге, как озерцо... Яркое солнце, как огненный диск, повисло над проснувшейся рекой.... (В ходе проверки повторяются тропы, учащиеся вспоминают термины “эпитет”, “сравнение”, “метафора”).

Слово учителя.

8. А сейчас я познакомлю вас с новым словом синквейн. Это слово французское и в переводе означает пятистрочный нерифмованный стих. Как написать синквейн, вы узнаете, посмотрев на экран. (приложение). В качестве образца я предлагаю вам синквейн, составленный на тему “Урок” (приложение), вам же предстоит написать стих на тему нашего урока. (Написание синквейна, чтение и обсуждение вслух).

Рефлексия.

9. Вновь обратимся к синквейну, написанному мной. Урок.

  • Интересный, полезный.
  • Слушаем, думаем, творим.
  • Я создаю интересный урок.
  • Знание, творчество, настроение, результат.

Пройдёмся по строчкам, ответим на вопросы: Что получилось и что не получилось на уроке? Был ли он интересным? Что понравилось и что не понравилось? Что нового мы узнали?

Слово учителя.

10. Скажите: тема “Весна” - узкая или широкая? (широкая). Назовите узкие темы на основе слова “весна” (предложенные темы записываются на доске - см.приложение)

Слово учителя.

11. А теперь приступаем к последнему виду работы, к тому, что являлось нашей целью - к написанию сочинения- миниатюры. Выберите одну из узких тем и приступайте к работе, прислушиваясь к музыке, которая будет служить вам своеобразным ориентиром в весеннем настроении, созданном мелодией Мендельсона. (До конца урока негромко звучит музыка, а учащиеся пишут)

Домашнее задание, взаимопроверка.

Методика взаимопроверки: сочинение оценивают ученики, затем проверяет учитель. Очень важно, чтобы наши оценки совпали, тогда за проверку ученик также получает оценку. Содержание проверяем по схеме:

  • Соответствует описанию?
  • Образная система составляет четкую, законченную картину?
  • Описание отражает состояния каждого образа?
  • Использованы разнообразные средства языка?
  • Описание соответствует заданному настроению?