Цели:
1. Учебные.
– Научить самостоятельно, добывать знания из того, что лежит в подсознании и заложено исторической памятью.
– Научить составлять связанный текст и передавать его разными способами: пластикой, рисунком, музыкой.
– Закрепить умение анализировать поэтический текст.
2. Развивающие.
– Обогащение и усложнение речи.
– Привлечение разных видов искусств в творческой жизни детей.
– Активизация мыслительных операций: анализ сравнения, систематизация, доказательства.
3. Воспитывающие.
– Деликатное отношение к товарищам во время групповой работы.
– Воспитание гордости за свою страну.
– Осознание чувства долга гражданина.
Ход мастерской
I. Дети садятся по группам (делятся по разрезанным открыткам)
1. Мастер: “Все мы знаем стихотворение И.Бунина “Слово”, расскажите его хором”.
Учащиеся: проговаривание хором стихотворения
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Нам дар бессмертный – речь!
2. Мастер: “Каждый рано или поздно размышляет об этом достоянье, об этом даре. Я говорю о нашей речи – родном языке – Родине”.
“Раскатайте” слово Родина, используя звуки, буквы, слоги и образуйте из них новые слова. Используя получившиеся слова, напишите определение, что такое Родина”.
Учащиеся: записывают своё определение. Родина – это
3. Придумать и записать ассоциации к слову Родина в 3 столбика.
Теплые слова | горькие слова | гордые слова |
Мастер: “В каждом столбике подчеркните 2–3 слова, одно, самое главное, запишите на доске. Озвучим слова”.
Ученики быстро гурьбой на доске записывают слова по разным столбикам.
4. Мастер даёт задание: “Выберите слово, которое вас больше “зацепило”, понравилось.
Напишите этюд (словесное рисование) под этим названием” - 3 минуты. Запись-подсказка на доске: Этюд – рисунок, картина, выполненная с натуры и представляющая собой часть большого произведения. (Из словаря Ожегова) Социализация. Чтение этюдов в группах.
II. Работа со стихотворением В.Шефнера “Слова”
1. Тексты стихов перед каждым ребёнком
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны,
Слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются
И в плен не берут.
Словом можно убить,
Cловом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить.
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам
В языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность.
Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, что в тёмных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, или горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
1956 г.
Индивидуальное чтение про себя.
2. В группе всё стихотворение читают по цепочке по 3–4 строчки по кругу, кто-то один озвучивает вслух.
Мастер: “ Преподнесите стихотворение в какой-либо форме”.
3. Учащиеся проводят презентацию стихотворения.
Мастер: “Сегодня мы осознали, выполнили, приняли уже много слов: и тёплых, и горьких, и гордых. А о каких словах ещё говорит поэт в этом стихотворении?”
4. Учащиеся отмечают дневные, ночные, главные, слова-раны, слова суд.
Мастер: “Обратите внимание не “дневные слова”.
Покажите мимикой “дневные слова” (Улыбки, радость). Социализация.
5. “У вас на партах лежат подборки песен “Милые сердцу песни России”: “Песенка водяного” (слова Ю.Энтина), “Песенка про зайца и волка” (слова Ю.Энтина), “Чему учат в школе” (слова Пляцковского), “Люси” (слова О.Газманова), “Антошка” (слова Ю.Энтина), “Буратино” (слова Ю.Энтина), “Песенка крокодила Гены” (слова Тимофеевского), “Голубой вагон” (слова Э.Успенского), “Улыбка” (слова Пляцковского) и др.
Это поэты и композиторы выразили своё прекрасное настроение и делятся им с вами”.
ЧИТАЙТЕ, ВЫБИРАЙТЕ. ПОЙТЕ. (Какую песню исполняете группой? Можно две. Но не повторяйтесь.)
Учащиеся каждой группы поют, взявшись за руки, образуя круг. Круг – символ дружбы, будущего.
6. Мастер: “Слова-раны, слова-суд. Какого цвета могут быть они? Покажите своё состояние жестами, движениями, без слов. Каждый! (скованность, напряжение, неприятность, нежелание видеть кого-то, разрывание уз, тоска и т.д.)”.
7. Мастер: “Какие же слова “золотым эталоном” нужно хранить в сердце?
– главные, гордые слова.
8. Мастер: “В стихотворении эти слова расположены в таком порядке: Слава – Родина – Верность – Свобода – Честь. А как бы вы их расположили? (таблички со словами, герб России)”.
Мастер: “Эти внутренние ценности, живущие в нас, необходимо сберечь и передать вслед идущим поколениям. О судьбе России – в прошлом, настоящем и будущем”. Каждая группа располагает таблички со словами по своему усмотрению. Рассказывают, почему выбрали такую последовательность.
9. Мастер: “Теперь я попрошу вас представить, что ваше тело из бронзы, есть такой металл, его часто используют для изготовления памятников, скульптур”.
Задание по группам:
Вообразите, что ваше тело – застывшая скульптура.
1 группа – Верность
2 группа – Свобода
3 группа – Слава
4 группа – Честь
Мы можем использовать любые подручные средства: бумагу, шарфы, книги, линейки и т.д.
Потренируйтесь 2–3 минуты.
Социализация.
10. Теперь каждая группа изобразит ещё одну скульптуру – Родина, (потренируйтесь 2–3 минуты).
Социализация.
11. Мастер: “И вершина композиции – пластический этюд. Скульптуры: “Слава”, “Верность”, “Свобода”, “Честь” за 10 секунд, плавно перетекают в скульптуру “Родина”. Социализация.
Мастер: “Показательное выступление. Все одновременно, по моей команде начинаем строить свою скульптуру на счёт 1–2–3. При слове “три” вся группа произносит своё слово. Затем, по моему счёту от 1 до 10 плавно перетекает в скульптуру “Родина” и все громко восклицают слово РОДИНА или РОССИЯ, как решит группа”.
12. РЕФЛЕКСИЯ
Расскажите своё состояние на разных этапах работы или в целом в течение мастерской.
– как я чувствовал себя?
– Какое состояние пережил?
– Что для меня оказалось неожиданным, важным?
– Что открыл я сегодня в себе и в других?
III. Создание текста.
“С чего начинается Родина?” Размышление молодого россиянина.