Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-"

Разделы: Русский язык


Задачи урока
1. Познакомить с правилом написания гласных в приставках при- и пре-.
2. Выработать способ определения написания гласных в приставках при- и пре-.
3. Развивать умение анализировать, обобщать, делать вывод, работать в сотрудничестве, объективно оценивать свои знания и сверстников.

Оборудование
1. Карточки со словами: =очень, =пере, приближение, присоединение, близость, неполнота действия, прибавление, лексическое значение, этимологический словарь, орфографический словарь.
2. Листы А-16, маркеры, магниты.
3. Карточки контроля.

Фамилия

Итоговая оценка

Итоговая оценка

Беседа

Выведение правила

Выработка способа

Практика
1 2 3

Контроль

я

группа

Для доработки

Конечный результат

Мои
вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, создание настроя и условий для работы).

2.Проверка домашнего задания и одновременно актуализация необходимых знаний для усвоения темы.

Цель: проверить умение применять способ написания изменяемых и неизменяемых приставок, видеть слова с ними среди других, актуализировать пройденный материал.

Беседа

  • О каком разделе русского языка шла речь на предыдущем уроке? (Морфемика)
  • Дайте определение этому понятию. (Это раздел, который изучает морфему как часть слова)
  • Над правописанием какой морфемы работали? (Приставки)
  • Дать определение приставки. (Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов)
  • Какими бывают приставки? (Изменяемые и неизменяемые)
  • Что необходимо знать, чтобы правильно написать слова с этими приставками? (Правило и способ определения написания их).

На перемене один ученик восстановил способ на доске.

Дома вам нужно было выписать из упражнения слова с этими приставками и, применив данный способ, определить их написание. Какие слова вы выписали? (Разлив, пониже, огород, подобралась, выглядывали, роспись, затопило, понесет, вспомним, сотворили, оставались)

Были ли в этом упражнении еще слова с приставками? Назовите их. (Прилив, прибежит, прелестный)
А почему вы их не выписали? (Потому что их написание нельзя определить данным способом)
Итак, какая проблема возникла? (Проблема написания гласных в приставках пре- и при-)
Значит, какова же тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках пре- и при-)

Запишите в тетради для схем:

Пре ? При

Что необходимо для того, чтобы правильно писать гласные в этих приставках? (Познакомиться с правилом и выработать способ определения написания гласных в приставках пре- и при-)

3. Усвоение новых знаний на основе наблюдения над практическим материалом.

Итак, попробуем решить первую задачу, работая в группах с материалом каточек и делая вывод о причинах написания гласных в при- и пре-.
Вывод фиксируется параллельно своему материалу на доске в виде выбранной вами карточки с помощью магнита (один ученик из группы). Работу на уроке оценивает по карточке контроля ответственный в группе с обсуждением и лично вы. Оценка корректируется учителем при необходимости.

В результате работы формируется запись на доске. Эта же запись делается в тетради для схем.

Пре

1. Предобрый
Премудрый

 

1 гр.

2. Прервать
Преградить

Значение

= очень

 

 


= пере

При

2 гр.

1. Приехать
Пришить
Приписать

3 гр.

2. Пригородный
Пришкольный
Приусадебный

4 гр.

3. Приоткрыть
Присмиреть
Прилечь

Значение

 

Приближение
Присоединение
Прибавление

 

Близость

 

 

Неполнота
действия

Итак, от чего зависит написание гласных в приставках пре- и при-? (От лексического значения)

Магнитом прикрепляется карточка «лексическое значение» в начале таблицы.

4. Формулирование правила (обсуждение в группах, формулировка вслух, уточнение, дополнение представителями других групп).

Первую задачу мы с вами решили, теперь попробуем решить вторую, т.е выработаем способ определения написания гласной в пре- и при-, используя правило и записи на доске.

5. Выработка группой способа, оформление его на листе маркером, с учетом способа, составленного на предыдущем уроке.

6. Защита группой составленного способа.

7. Запись культурного образца на доске и в тетрадях для схем.

8. Первичная проверка способа по материалу на доске.

Примчаться, преломить, претрудный, притормозить, преобразовать, прикусить, прищуриться, приморье, прибавить, приклеить.

9. Закрепление способа.

Задание №1
Используя способ, распределите слова в два столбика:

= пере   = очень

пр_сечение, пр_высить, пр_дать друга, пр_возмочь, пр_увеличить, пр_терпевать, пр_подавать, пр_скучный, пр_красный

Задание №2
Замените выражение одним словом с приставкой - пре или - при

Лечь ненадолго (прилечь).
Сесть на краешек (присесть).
Заболеть не сильно (приболеть).
Нарушитель закона (преступник).
Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).
Идти по следам кого-либо (преследовать).

Итог урока

Какие задачи мы ставили в начале урока?
Справились ли мы сними?
Какие трудности возникали? (Отметка в карточке контроля)
Разобрались ли в течение урока?
У кого остались вопросы? Какие? (Помощь класса и учителя) - частичная рефлексия.

Ну, а теперь посмотрим, насколько успешно вы усвоили этот материал.

10. Контроль по перфокартам (материал для проверки работы с обратной стороны доски в правильном варианте).

1 вариант

2 вариант

Пр_скакать
Пр_катить
Пр_бить
Пр_делать
Пр_брежный
Пр_увеличить
Пр_неприятный

Пр_вокзальная
Пр_возносить
Пр_соединить
Пр_бежать
Пр_крыть
Пр_спокойный
Пр_одолеть

11. Заполнение карт оценивания, выступление ответственного в группе по итоговой оценке, корректировка учителем, оценка перфокарт, сдача карт контроля.

12. Рефлексия по уроку (анализ карт контроля, выставление оценок).

13. Домашнее задание.

У нас остались при заполнении таблицы наблюдения две карточки: этимологический словарь и орфографический словарь. Мы с вами рассмотрели не все случаи написания гласных в пре- и при-, поэтому 1 группе необходимо обратиться дома к этим словарям, найти примеры с этой орфограммой и приготовиться рассказать классу о данных случаях написания пре- и при- (для сильных учащихся).
2 группа: выучить правило и способ, записать не менее 3-х слов на каждый случай, объяснить их написание по способу.