Задачи урока
1. Познакомить с правилом написания гласных в приставках при- и пре-.
2. Выработать способ определения написания гласных в приставках при- и пре-.
3. Развивать умение анализировать, обобщать, делать вывод, работать в сотрудничестве, объективно оценивать свои знания и сверстников.
Оборудование
1. Карточки со словами: =очень, =пере, приближение, присоединение, близость, неполнота действия, прибавление, лексическое значение, этимологический словарь, орфографический словарь.
2. Листы А-16, маркеры, магниты.
3. Карточки контроля.
Фамилия |
Итоговая оценка |
Итоговая оценка |
||||||||
Беседа |
Выведение правила |
Выработка способа |
Практика |
Контроль |
я |
группа |
Для доработки |
Конечный результат |
Мои |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие, создание настроя и условий для работы).
2.Проверка домашнего задания и одновременно актуализация необходимых знаний для усвоения темы.
Цель: проверить умение применять способ написания изменяемых и неизменяемых приставок, видеть слова с ними среди других, актуализировать пройденный материал.
Беседа
- О каком разделе русского языка шла речь на предыдущем уроке? (Морфемика)
- Дайте определение этому понятию. (Это раздел, который изучает морфему как часть слова)
- Над правописанием какой морфемы работали? (Приставки)
- Дать определение приставки. (Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов)
- Какими бывают приставки? (Изменяемые и неизменяемые)
- Что необходимо знать, чтобы правильно написать слова с этими приставками? (Правило и способ определения написания их).
На перемене один ученик восстановил способ на доске.
Дома вам нужно было выписать из упражнения слова с этими приставками и, применив данный способ, определить их написание. Какие слова вы выписали? (Разлив, пониже, огород, подобралась, выглядывали, роспись, затопило, понесет, вспомним, сотворили, оставались)
Были ли в этом упражнении еще слова с приставками? Назовите их. (Прилив, прибежит, прелестный)
А почему вы их не выписали? (Потому что их написание нельзя определить данным способом)
Итак, какая проблема возникла? (Проблема написания гласных в приставках пре- и при-)
Значит, какова же тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках пре- и при-)
Запишите в тетради для схем:
Пре | ? | При |
---|
Что необходимо для того, чтобы правильно писать гласные в этих приставках? (Познакомиться с правилом и выработать способ определения написания гласных в приставках пре- и при-)
3. Усвоение новых знаний на основе наблюдения над практическим материалом.
Итак, попробуем решить первую задачу, работая в группах с материалом каточек и делая вывод о причинах написания гласных в при- и пре-.
Вывод фиксируется параллельно своему материалу на доске в виде выбранной вами карточки с помощью магнита (один ученик из группы). Работу на уроке оценивает по карточке контроля ответственный в группе с обсуждением и лично вы. Оценка корректируется учителем при необходимости.
В результате работы формируется запись на доске. Эта же запись делается в тетради для схем.
Пре 1. Предобрый
1 гр. 2. Прервать |
Значение = очень
|
При 2 гр. 1. Приехать 3 гр. 2. Пригородный 4 гр. 3. Приоткрыть |
Значение
Приближение
Близость
Неполнота |
Итак, от чего зависит написание гласных в приставках пре- и при-? (От лексического значения)
Магнитом прикрепляется карточка «лексическое значение» в начале таблицы.
4. Формулирование правила (обсуждение в группах, формулировка вслух, уточнение, дополнение представителями других групп).
Первую задачу мы с вами решили, теперь попробуем решить вторую, т.е выработаем способ определения написания гласной в пре- и при-, используя правило и записи на доске.
5. Выработка группой способа, оформление его на листе маркером, с учетом способа, составленного на предыдущем уроке.
6. Защита группой составленного способа.
7. Запись культурного образца на доске и в тетрадях для схем.
8. Первичная проверка способа по материалу на доске.
Примчаться, преломить, претрудный, притормозить, преобразовать, прикусить, прищуриться, приморье, прибавить, приклеить.
9. Закрепление способа.
Задание №1
Используя способ, распределите слова в два столбика:
= пере | = очень |
---|
пр_сечение, пр_высить, пр_дать друга, пр_возмочь, пр_увеличить, пр_терпевать, пр_подавать, пр_скучный, пр_красный
Задание №2
Замените выражение одним словом с приставкой - пре или - при
Лечь ненадолго (прилечь).
Сесть на краешек (присесть).
Заболеть не сильно (приболеть).
Нарушитель закона (преступник).
Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).
Идти по следам кого-либо (преследовать).
Итог урока
Какие задачи мы ставили в начале урока?
Справились ли мы сними?
Какие трудности возникали? (Отметка в карточке контроля)
Разобрались ли в течение урока?
У кого остались вопросы? Какие? (Помощь класса и учителя) - частичная рефлексия.
Ну, а теперь посмотрим, насколько успешно вы усвоили этот материал.
10. Контроль по перфокартам (материал для проверки работы с обратной стороны доски в правильном варианте).
1 вариант |
2 вариант |
Пр_скакать |
Пр_вокзальная |
11. Заполнение карт оценивания, выступление ответственного в группе по итоговой оценке, корректировка учителем, оценка перфокарт, сдача карт контроля.
12. Рефлексия по уроку (анализ карт контроля, выставление оценок).
13. Домашнее задание.
У нас остались при заполнении таблицы наблюдения две карточки: этимологический словарь и орфографический словарь. Мы с вами рассмотрели не все случаи написания гласных в пре- и при-, поэтому 1 группе необходимо обратиться дома к этим словарям, найти примеры с этой орфограммой и приготовиться рассказать классу о данных случаях написания пре- и при- (для сильных учащихся).
2 группа: выучить правило и способ, записать не менее 3-х слов на каждый случай, объяснить их написание по способу.