Поурочное планирование составлено в соответствии с программой курса “Основы редактирования. Программа для 10-11 классов”, составитель Пахнова Т.М. (сборник: Программно-методические материалы”. Рус. яз. 10-11 кл., составитель Л.М. Рыбченкова, М. “Дрофа” 1998г.), на основе “Сборника нормативных документов. Технология./ Сост. Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004.
Программа курса “Основы редактирования” предназначена для углублённого изучения русского языка в 10-11-х классах гуманитарного направления, для изучения русского языка на профильном уровне, в рамках предмета “Технология”, в классах с расширенной подготовкой по русскому языку и литературе.
Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на проверку и исправление текста при подготовке к печати, т.е. на совершенствование написанного. Совершенствование написанного – важное речевое умение.
Кроме того, при составлении поурочного планирования по курсу “Основы редактирования” принималось во внимание решение следующих задач:
- освоение обучающимися знаний о методах творческой деятельности, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к анализу трудового процесса в ходе проектировочной деятельности, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общечеловеческом развитии;
- подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Курс 10-го класса “Как строится текст” включает работу над речеведческими понятиями и расширяет знания о тексте. Курс 11 класса “Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения” предполагает активную практическую и профессионально ориентированную деятельность обучающихся, поэтому предполагается включение в занятия большого объема самостоятельной работы старшеклассников (лингвистический эксперимент, саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений и творческих проектов), использование различных лингвистических словарей и справочников.
Целесообразным видится применение разнообразных форм занятий (уроки-лабораторные работы, уроки-практикумы, уроки-зачёты, уроки-дискуссии, уроки защиты лингвистических проектов и др.), направленные на создание на уроках атмосферы сотрудничества учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика, повышение коммуникативной компетенции всех участников образовательного процесса.
Предлагаемое поурочное планирование является примерным, учитель, исходя из особенностей класса, уровня подготовки обучающихся, может изменять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять часы и определять конкретные формы занятий.
Поурочное планирование. 10 класс.(34ч)
№ урока | Содержание урока |
1. | Введение: Технология как часть общечеловеческой культуры. Основы культуры труда. Редактирование как один из видов (приёмов) работы над текстом. |
Как строится текст (10ч) | |
2. | Риторизированные технологии. Текст как единица синтаксиса и связной речи. |
3. | Культура труда и культура речи. Типы речи. |
4. | Стили речи. Требования к квалификации специалистов. |
5. | Абзац. Сложное синтаксическое целое. |
6. | Текст. Способы связи предложений в тексте. Виды межфразовых связей. Зачин. Концовка. |
7. | Лексические и лексико-грамматические средства межфразовых связей. |
8. | Синтаксические средства межфразовых связей. |
9. | Лингвистический практикум. |
10. | Разделение и кооперация труда в производственной деятельности. Лабораторная работа. |
11. | Контрольная работа №1. |
Логические и композиционные ошибки и их устранение (4ч) | |
12. | Логические ошибки и способы их устранения. |
13. | Композиционные ошибки и способы их устранения. |
14. | Лабораторный практикум. Оценка качества производственной деятельности. |
15. | Контрольная работа №2. |
Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки и их устранение (9ч) | |
16. | Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушения согласования, нарушения управления. |
17. | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. |
18. | Ошибки в построении предложений с однородными членами. |
19. | Ошибки в построении предложений с деепричастным и с причастным оборотом. |
20. | Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в предложениях с косвенной речью. |
21. | Нарушение границ предложения. |
22. | Ошибки в образовании и употреблении прилагательных, наречий, местоимений. |
23. | Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. |
24. | Лингвистический практикум. Оформление и презентация результатов труда. |
Стилистические ошибки (2ч) | |
25. | Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста. Использование канцеляризмов и штампов. Планирование проектной деятельности. |
26. | Контрольная работа №3 (по 2-м предыдущим темам). |
Приёмы устранения речевых ошибок (недочётов) (7ч) | |
27. | Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста. Выбор технологий, средств, способов реализации проекта. |
28. | Приёмы устранения в тексте неоправданных повторов. Поиск источников информации для выполнения проекта. |
29. | Лингвостилистический анализ текста. Документальное представление проектируемого продукта труда. |
30. | Лабораторная работа. Оценка качества проектной деятельности. |
31. | Оформление и презентация проекта. Защита лингвистических проектов. |
32-33. | Итоговая контрольная работа №4 и её анализ. |
34. | Повторение и обобщение (1ч) |
Итого: | 34 часа |
Поурочное планирование. 11 класс.(34ч).
№ урока |
Содержание урока |
Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения (14ч) | |
Основы культуры труда редактора, корректора, референта и т.д. Культура речи как сложное и многоаспектное понятие. Культура речи – владение нормами литературного языка. | |
Требования к квалификации специалистов. Качества хорошей речи: содержательность, правильность, точность. | |
Профессиональные планы и образовательный потенциал. Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления). | |
Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области образования грамматических форм). | |
Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области построения словосочетаний, предложений, текста, а также нарушения коммуникативной целесообразности). | |
Речевые ошибки (нарушения требований стилистики и культуры речи). | |
Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Лингвистические словари. Работа с информационными источниками. | |
Речевые недочёты. Виды речевых ошибок и недочетов (лексические, морфологические). Выбор темы и проблемы проекта. | |
Виды речевых ошибок и недочетов (синтаксические). Определение путей реализации проекта. | |
Виды речевых ошибок и недочетов (словообразовательные, стилистические). Поиск источников информации для выполнения проекта. | |
Лингвистический практикум. Документальное представление проектируемого продукта труда. | |
Лабораторная работа. Оценка качества проектной деятельности. | |
Защита лингвистического проекта. | |
Контрольная работа № 1. | |
Лексические ошибки (недочёты) и их исправление (8ч) | |
Употребление слова в несвойственном ему значении. Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов). Нарушение лексической сочетаемости | |
Неоправданное повторение одного и того же слова. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов | |
Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи. Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов. | |
Употребление лишних слов (плеоназм, многословие). | |
Неправильное употребление фразеологизмов | |
Лингвистический практикум. | |
Лабораторная работа. | |
Контрольная работа № 2. | |
Редактирование текста ( 11 ч) | |
Формы изложения авторской позиции. Формы чужой речи. Отношение субъекта и адресата речи. Оформление авторских пояснений. | |
Логико-смысловой анализ текста. Приемы выявления и проверки логико-смысловых связей. | |
Основные логические ошибки и способы их устранения. | |
Лингвистический практикум. Планирование проектной деятельности. | |
Единицы редактирования и порядок их обработки. Выбор технологии реализации проекта. | |
Виды правки. Условные знаки корректорской правки. Поиск информационных источников для проекта. | |
Лингвистический практикум. Документальное представление проектируемого продукта труда на бумажном и электронном носителях. | |
Лабораторная работа. Подготовка резюме и формы презентации для получения профессионального образования и трудоустройства. | |
Контрольная работа № 3. | |
Защита лингвистического проекта. | |
Защита лингвистического проекта. | |
Повторение и обобщение (1ч) | |
Итого: | 34 часа |
Литература для учителя.
- Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. – М., 1997.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1991.
- Головин И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1996.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1982.
- Жбанкова Т.С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением местоимений// Русский язык в школе. – 1980. – №1.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.
- Лингвистические знания – основа умений и навыков/ Сост. Т.А. Злобина. М., 1995.
- Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1990.
- Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1999.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1998.
- Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку/ Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М., 1999.
- Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1996.
- Программно-методические материалы”. Рус. яз. 10-11 кл., составитель Л.М. Рыбченкова, М. “Дрофа” 1998г
- Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.,2000.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.,2001.
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.: ЧеРо,2002.
- Сборник нормативных документов. Технология./ Сост. Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004.
- Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом/ В.И. Капинос и др. – М., 1999.
- Сенкевич М.П. Литературное редактирование научных произведений. – М.,2000.
- Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 2001.
- Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1993.
- Цейнтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 2002.
Литература для учащихся.
- Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. – М., 1994.
- Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М., 1984.
- Крысин Л.П. Жизнь слова. – М.,2000.
- Паустовский К.Г. Золотая роза. – М., 2003.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1998.
- Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 2000.
- Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М.,2001.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2003.
Словари.
- Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. – М., 1999.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.,2000.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1999.
- Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М.,2003.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.,2003.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1996.
- Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1995.
- Словарь русского языка: В 4 т. – М.,1998.
- Словарь синонимов русского языка: В 2 т. – М.,2001-2002.
- Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М. – Л.,2001.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М., 1994.