В последние годы в России идет обновление системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Невозможно сегодня быть грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, предлагаемых современной педагогикой. И среди них на ведущее место становятся информационные (компьютерные) технологии.
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (Макарова Н.В. Информатика. – М.,1997).
Для усовершенствования учебного процесса на основе информационных технологий в школы пришел компьютер.
Информационные технологии обучения предусматривают отбор познавательных заданий, самостоятельных и творческих работ, проблемную организацию изучения материала, формирование и укрепление интереса учащихся к учебной работе, целенаправленную работу учителя в выборе средств обучения.
На уроке учебные электронные средства могут быть использованы с разными задачами: мотивационными, информационными, контрольными и корректирующими. Само собой разумеется, что возможно и сочетание всех этих задач с различным их приоритетом.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации, а если при этом действует сам – до 80% информации. Необходимость применения электронных средств обучения в настоящее время несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т.п. Электронные учебные средства при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют трансформировать учебное пространство и время. Применение электронных учебных средств интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
Примером использования электронных учебных средств на уроках русского языка может служить урок в 5 классе по теме “Повторение изученного по фонетике”.
Цель урока: повторение изученного материала по теме “Фонетика”, закрепление изученных орфограмм, подготовка к диктанту с грамматическим заданием.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование:
- диск CD “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс”,
- карточки с дидактическим материалом,
- презентация Power Point,
- часы с секундной стрелкой.
Методические приемы: обобщающе-повторительная беседа; творческие и игровые задания; чтение домашних творческих работ; тестирование, работа с дидактическим раздаточным материалом.
Ход урока
1. Орг. момент. Организация класса. Объявление темы урока, цели.
2. Повторение сведений о фонетике, графике и орфографии.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).
Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).
В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).
На предыдущих уроках мы путешествовали по стране Фонетике. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали.
Слайд № 2 – карта страны Фонетики.
Скажите, с какими другими странами граничит Фонетика? (Графика, Орфография, Орфоэпия). Кто живет в каждой из этих стран? (В Фонетике – звуки, в Графике – буквы, в Орфографии – правила, орфограммы, В Орфоэпии – правила произношения).
О каждой из этих стран мы сегодня вспомним.
Итак, жителями Фонетики являются звуки, а жителями Графики - буквы. Чем они отличаются друг от друга? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем).
А по именам они отличаются?
Задание 1. Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й. (Слайд № 3)
Задание 2. Мы знаем, что из одних и тех же букв можно составить разные слова. Составьте как можно больше слов из букв: к, л, н, о, у, а. (Слайд № 4)
Проверим, сколько слов вы составили. Положите ручки. Прочитайте слова.
Какой главный город в Графике? (Алфавит)
Для чего нужно знать алфавит?
Вы писали домашние сочинения “Пропал алфавит”. Я прочитаю сейчас одно из них. (Чтение работы.).
А может ли один звук поменять значение слова? Приведите примеры (кит- кот, дом- дым).
Задание 3. (Слайд № 5) Какие это слова?
…ист (аист-лист), …ил (жил-шил, бил, пил, мил), …верь (дверь, зверь, Тверь). (За каждое слова ученику добавляется балл в таблицу на доске)
Мы можем сделать вывод, что звуки могут различать слова по смыслу. Если бы этого не было, могло бы получиться вот что (догадайтесь, какие слова должны быть на месте неправильных) (Слайды 6-17):
Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной! (звери)Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (маки)Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (с дочками)Синеет море перед нами
Летают майки над волнами. (чайки)
Итак, роль звуков как смыслоразличителей очень велика.
Вспомним все, что мы знаем о звуках.
Задание 4. (Слайд 18. ) Восстановите схему Классификация звуков: звуки речи – гласные и согласные, гласные – ударные и безударные, согласные – мягкие и твердые, глухие, звонкие и сонорные.
Назовите органы, принимающие участие в образовании звуков. Чем отличаются гласные от согласных? Что в слове зависит от количества гласных звуков? (Количество слогов).
Задание 5. (Слайд 19-20). 1) одинаковое ли количество звуков в словах: угол-уголь
2) одинаковое или разное количество слогов в словах: июнь-июня
3) определи, сколько слогов в словах: полью, он, январь, фонетический, играя, мглою, стихотворение
4) Расставь ударения в словах: алфавит, сантиметр, портфель, документ, досуг, километр, магазин, предмет, звонишь, квартал, начать, понять.
Иногда и вымышленные слова могут обладать определенной фонетической значимостью. Посмотрите на эти изображения. (Слайд 21). Кто, по-вашему, из этих зверей Муора, а кто Щурх? (Слайд 22) Кто Мамлына, а кто Жаваруга? Почему?
Продолжаем повторение звуков. Звуки парные по звонкости-глухости. Назовите примеры (б-п, в-ф, г-к)
С помощью чего обозначается мягкость согласного?(ь, е, ё, ю, я)
Когда Ь для обозначения мягкости не пишется?(чк,чн, нщ,щн,нч,чн)
Задание 6. Учащиеся работают с карточками и тестами в электронном учебнике “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс”.
Подведение итогов урока.
Что интересного было сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
4. Домашнее задание: повторить тему Фонетика, орфограммы по вопросам на с.124 учебника, упр.308. Подготовиться к диктанту.