Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастным оборотом

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторить понятие “деепричастие”, “деепричастный оборот”. Закрепить умения находить деепричастия и деепричастные обороты, определять его границы.
  2. Учить правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
  3. Развивать речь учащихся, расширять кругозор, повышать их языковую культуру.

Ход урока:

I. Организационный момент урока.

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы с вами живем в одном из старейших городов Европы. Сколько лет исполнилось нашему городу в 2005 году? (1000 лет).

- 1000 лет… Много это или мало для города? Что важнее – сохранить современное или разыскать прошедшее, возобновить, воссоздать?

В потоке современного производства многие вещи быстро становятся музейными. На кухнях с микроволновой печью соседствуют как память о прошлом деревянные ложки, самовары и т.д. Старые вещи, живущие у многих людей, - это свидетельства жизни, которую вели отцы, деды, прадеды. Вещи уходят, исчезают. Исчезают порой незаметно…

- Где же хранятся эти вещи? (В музеях).

III. Синтаксический разбор предложения.

Экспонаты, хранящиеся в музеях, помнят руки и сердечное тепло нескольких поколений. (Один учащийся производит разбор предложения у доски).

IV. Проверка домашнего задания.

(Дома ребятам необходимо было выписать из толкового словаря значение слова “коллекция”).

- Но есть люди, очень увлеченные, которые собирают старые вещи. Как их называют? (Коллекционеры)

- Что же такое коллекция?

V. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня мы с вами тоже попробуем создать коллекцию, коллекцию бабушкиного сундука. И обратимся мы к промыслам татарского народа.

VI. Работа с текстом на повторение.

- Издавна были широко распространены у татарских женщин сережки, самые разные. Это и известные серьги в форме знака вопроса, и варианты кольцевых сережек, и серьги, состоящие из двух-трех вертикально соединенных частей, к которым прикреплялись подвески.

На руках у татарских женщин были браслеты. Браслеты носили попарно, по одному на каждой руке: считалось, что это помогает сохранить добрые отношения между супругами.

В сундуке каждой бабушки можно найти ювелирные украшения. Давайте пополним ими нашу коллекцию. (Ребята приносят из дома старинные татарские украшения, которые есть в их семье. Начинает создаваться коллекция бабушкиного сундука. Все принесенные вещи выкладываются на стол, служащий на этом уроке демонстрационным).

- А теперь, ребята, давайте поработаем с текстом, представленным вам. (На партах ребят лежат карточки с текстом: “Женские украшения самобытные изысканные привлекают нас своей подлинной художественностью. Металлическая цепочка выполненная в виде листьев служила головной повязкой изящно ниспадавшей на лоб женщины. Среди шейных украшений татарок особенно красочна воротниковая цепочка состоящая из застежки с подвесками. Грудь женщины украшали изделия на матерчатой основе. Татарские мастера украшали свои изделия самоцветами горным хрусталем”.

- Выпишем из данного текста все предложения с обособленными определениями.

- Чем выражены эти определения? Что такое обособленные определения? А что такое вообще обособленные члены предложения?

VII. Объявление темы урока.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложениях. Но разговор наш будет об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

- Вспомните, что такое деепричастие? А что такое деепричастный оборот? Как на письме обособляются деепричастия и деепричастные обороты?

VIII. Актуализация знаний учащихся.

На доске записаны два предложения:

  1. Татарские женщины умели шить, вышивать, ткать.
  2. Они всегда слыли искусными мастерицами.

- Объедините два простых предложения в одно, осложненное деепричастным оборотом. Запишем полученное предложение: Татарские женщины умели шить, вышивать, ткать, слывя искусными мастерицами.

- Выполним синтаксический разбор предложения, графически объяснив постановку знаков препинания.

- Но давайте не будем забывать про нашу коллекцию. Итак, татарская женщина была искусной мастерицей. Говоря о “живописи нитью”, о каком из перечисленных умений мы вспоминаем? ( О вышивке).

- Что же вышивали ваши бабушки? (Ребята дополняют коллекцию вышитыми полотенцами, салфетками, тюбетейками и т.д.).

IX. Закрепление пройденного материала.

Работа с текстом: “Игла умелых рукодельниц помогала мастерить одежду украшая ее орнаментом. Перед обедом накрывая стол вышитой скатертью хозяйки выставляли красивую посуду. Особенно нарядно убирали дом во время свадебных торжеств украшая его вышивками и изделиями новобрачной”.

- Запишите предложения. Выделите в них деепричастные обороты. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку. (Работа выполняется в тетрадях и на доске).

- Особого внимания требует и татарская национальная обувь, традиции изготовления которой живут и сейчас. (Коллекция пополняется татарскими сапогами, украшенными национальным татарским орнаментом).

X. Самостоятельная работа учащихся.

Учащимся раздаются карточки с разноуровневыми заданиями. Каждый ребенок выбирает уровень, который ему по силам выполнить:

1 уровень: Составь 2-3 предложения по теме “Национальная обувь татар”, используя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

2 уровень: Составь 2-3 предложения по теме 2национальная обувь татар”, используя следующие деепричастные обороты: вкладывая душу, украшая ее затейливым узором, используя национальный орнамент, возникнув в данные времена.

3 уровень: Вставь в предложения деепричастные обороты из уровня № 2: искусство создания национальной обуви живо и сейчас. Мастера работают над своими изделиями. Они придают обуви праздничный вид.

(Проверка нескольких работ с объяснением выбора уровня).

XI. Творческая работа учащихся.

- Татары – единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Поэтому в Казани так много мечетей. Все они построены в традиционном национальном архитектурном стиле.

- Что такое архитектура?

- Какова этимология этого слова?

- Дайте синонимический ряд слова.

(Ребята для выполнения данных заданий работают с толковым, этимологическим словарями и словарем синонимов по группам).

- Самая главная мечеть в Казани и Татарстане – это мечеть Кул Шариф.

(Приложение 1).

- Напишите небольшое сочинение о мечети Кул Шариф, ее убранстве, используя обособленные определения и обстоятельства.

(Чтение нескольких работ).

XII. Подведение итога урока. Выставление оценок.

- Итак, что мы сегодня на уроке вспомнили?

- Как на письме обособляются деепричастные обороты?

- Чем вам запомнился урок?

XIII. Домашнее задание.

Вспомнить, какие архитектурные здания Казани украшены татарским орнаментом. Написать о них 3-4 предложения с использованием обособленных определений и обстоятельств.