Цели:
- Повторить понятие “деепричастие”, “деепричастный оборот”. Закрепить умения находить деепричастия и деепричастные обороты, определять его границы.
- Учить правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
- Развивать речь учащихся, расширять кругозор, повышать их языковую культуру.
Ход урока:
I. Организационный момент урока.
II. Вступительное слово учителя.
- Ребята, мы с вами живем в одном из старейших городов Европы. Сколько лет исполнилось нашему городу в 2005 году? (1000 лет).
- 1000 лет… Много это или мало для города? Что важнее – сохранить современное или разыскать прошедшее, возобновить, воссоздать?
В потоке современного производства многие вещи быстро становятся музейными. На кухнях с микроволновой печью соседствуют как память о прошлом деревянные ложки, самовары и т.д. Старые вещи, живущие у многих людей, - это свидетельства жизни, которую вели отцы, деды, прадеды. Вещи уходят, исчезают. Исчезают порой незаметно…
- Где же хранятся эти вещи? (В музеях).
III. Синтаксический разбор предложения.
Экспонаты, хранящиеся в музеях, помнят руки и сердечное тепло нескольких поколений. (Один учащийся производит разбор предложения у доски).
IV. Проверка домашнего задания.
(Дома ребятам необходимо было выписать из толкового словаря значение слова “коллекция”).
- Но есть люди, очень увлеченные, которые собирают старые вещи. Как их называют? (Коллекционеры)
- Что же такое коллекция?
V. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня мы с вами тоже попробуем создать коллекцию, коллекцию бабушкиного сундука. И обратимся мы к промыслам татарского народа.
VI. Работа с текстом на повторение.
- Издавна были широко распространены у татарских женщин сережки, самые разные. Это и известные серьги в форме знака вопроса, и варианты кольцевых сережек, и серьги, состоящие из двух-трех вертикально соединенных частей, к которым прикреплялись подвески.
На руках у татарских женщин были браслеты. Браслеты носили попарно, по одному на каждой руке: считалось, что это помогает сохранить добрые отношения между супругами.
В сундуке каждой бабушки можно найти ювелирные украшения. Давайте пополним ими нашу коллекцию. (Ребята приносят из дома старинные татарские украшения, которые есть в их семье. Начинает создаваться коллекция бабушкиного сундука. Все принесенные вещи выкладываются на стол, служащий на этом уроке демонстрационным).
- А теперь, ребята, давайте поработаем с текстом, представленным вам. (На партах ребят лежат карточки с текстом: “Женские украшения самобытные изысканные привлекают нас своей подлинной художественностью. Металлическая цепочка выполненная в виде листьев служила головной повязкой изящно ниспадавшей на лоб женщины. Среди шейных украшений татарок особенно красочна воротниковая цепочка состоящая из застежки с подвесками. Грудь женщины украшали изделия на матерчатой основе. Татарские мастера украшали свои изделия самоцветами горным хрусталем”.
- Выпишем из данного текста все предложения с обособленными определениями.
- Чем выражены эти определения? Что такое обособленные определения? А что такое вообще обособленные члены предложения?
VII. Объявление темы урока.
- Сегодня мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложениях. Но разговор наш будет об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.
- Вспомните, что такое деепричастие? А что такое деепричастный оборот? Как на письме обособляются деепричастия и деепричастные обороты?
VIII. Актуализация знаний учащихся.
На доске записаны два предложения:
- Татарские женщины умели шить, вышивать, ткать.
- Они всегда слыли искусными мастерицами.
- Объедините два простых предложения в одно, осложненное деепричастным оборотом. Запишем полученное предложение: Татарские женщины умели шить, вышивать, ткать, слывя искусными мастерицами.
- Выполним синтаксический разбор предложения, графически объяснив постановку знаков препинания.
- Но давайте не будем забывать про нашу коллекцию. Итак, татарская женщина была искусной мастерицей. Говоря о “живописи нитью”, о каком из перечисленных умений мы вспоминаем? ( О вышивке).
- Что же вышивали ваши бабушки? (Ребята дополняют коллекцию вышитыми полотенцами, салфетками, тюбетейками и т.д.).
IX. Закрепление пройденного материала.
Работа с текстом: “Игла умелых рукодельниц помогала мастерить одежду украшая ее орнаментом. Перед обедом накрывая стол вышитой скатертью хозяйки выставляли красивую посуду. Особенно нарядно убирали дом во время свадебных торжеств украшая его вышивками и изделиями новобрачной”.
- Запишите предложения. Выделите в них деепричастные обороты. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку. (Работа выполняется в тетрадях и на доске).
- Особого внимания требует и татарская национальная обувь, традиции изготовления которой живут и сейчас. (Коллекция пополняется татарскими сапогами, украшенными национальным татарским орнаментом).
X. Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся раздаются карточки с разноуровневыми заданиями. Каждый ребенок выбирает уровень, который ему по силам выполнить:
1 уровень: Составь 2-3 предложения по теме “Национальная обувь татар”, используя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
2 уровень: Составь 2-3 предложения по теме 2национальная обувь татар”, используя следующие деепричастные обороты: вкладывая душу, украшая ее затейливым узором, используя национальный орнамент, возникнув в данные времена.
3 уровень: Вставь в предложения деепричастные обороты из уровня № 2: искусство создания национальной обуви живо и сейчас. Мастера работают над своими изделиями. Они придают обуви праздничный вид.
(Проверка нескольких работ с объяснением выбора уровня).
XI. Творческая работа учащихся.
- Татары – единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Поэтому в Казани так много мечетей. Все они построены в традиционном национальном архитектурном стиле.
- Что такое архитектура?
- Какова этимология этого слова?
- Дайте синонимический ряд слова.
(Ребята для выполнения данных заданий работают с толковым, этимологическим словарями и словарем синонимов по группам).
- Самая главная мечеть в Казани и Татарстане – это мечеть Кул Шариф.
- Напишите небольшое сочинение о мечети Кул Шариф, ее убранстве, используя обособленные определения и обстоятельства.
(Чтение нескольких работ).
XII. Подведение итога урока. Выставление оценок.
- Итак, что мы сегодня на уроке вспомнили?
- Как на письме обособляются деепричастные обороты?
- Чем вам запомнился урок?
XIII. Домашнее задание.
Вспомнить, какие архитектурные здания Казани украшены татарским орнаментом. Написать о них 3-4 предложения с использованием обособленных определений и обстоятельств.