Урок развития речи в 6-м классе на тему "Сценарий слайд-фильма "Мое село"

Разделы: Русский язык


Тема: Сценарий слайд-фильма «Моё село».

Цели:

  • формировать представления учащихся о создании сценария слайд-фильма;
  • развивать связную  устную и письменную речь;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, чувство прекрасного;
  • прививать интерес  к русскому языку.

ХОД УРОКА

1 стадиястадия вызова

Учащиеся  отвечают  на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы  урока.

1) – Что знаем  по теме урока? (Составные части киносценария: литературная основа, звукоряд, видеоряд; план изображения; знакомы с родным селом).
2) – Что должны узнать? (Должны определить, что будем снимать? Для чего будем снимать?)

2 стадия – осмысления

 – Мы с вами  уже вспомнили составные части  киносценария. Вы знаете, что в большом кино  в каждом сценарии есть своя литературная основа. Для нашего сценария  в качестве литературной основы я взяла стихотворение нашего земляка [Приложение 1, 1 слайд] Михаила Ефимовича Матусова, окончившего нашу школу в 1941 году вместе с Н.И.Масаловым, чей подвиг известен каждому человеку в мире (это был первый выпуск). Михаил Ефимович был человеком малообразованным, но у него очень много стихов  о родном селе, о земляках, о создании МТС, о фронтовых товарищах. Его дочь, Светлана Михайловна, работает  в нашей школе завхозом, его внучка, Надежда Викторовна, – библиотекарем, а правнуки Адина и Саша  учатся у нас  в 3 и 4 классах.

 – А теперь прослушайте стихотворение «Дума о родном селе» М.Е.Матусова  и посмотрите  слайды, подумав, какие кадры соответствуют литературной основе.

Звучит стихотворение, идёт показ слайдов.

М.Е.Матусов

Дума о родном селе

Барандат, хоть село и большое,
Но весь виден с Девичьей горы, [2 слайд]
Я люблю его всею душою
С колыбели до этой поры. [3 слайд]
Он в весеннюю пору цветенья
Кушаком весь зелёным обвит, [4 слайд]
И черёмухи белой кипенье [5 слайд]
Старикам даже разум мутит.
За околицу выйдешь порою,
В поднебесье все птицы поют [6 слайд]
Здесь хлеба золотою стеною [7 слайд]
В полный рост пред тобою встают,
Здесь осенние ясные зори [8 слайд]
И морозная дымка зимой [9 слайд]
Зимний почерк – цветные узоры [10 слайд]
Бередят мою душу порой.
Здесь и детство,  и юность лихая
Пролетели, как стая скворцов,
Отлучался от отчего края
Я лишь раз, чтобы бить подлецов,
Что напали на нас вероломно
И запомнили это навек.
Но с полей, опалённых войною,
Не вернулось сто пять человек. [11 слайд]
И в знак доблести, чести солдатской
Не огонь вечной славы горит.
По соседству с кладбищем братским
Вечно памятный список висит.

(октябрь 1974 года)

Аналитическая беседа:

1)

– О чём стихотворение Матусова?
– Каким он видит своё село?
– Какие   чувства оно вызывает?
– Какой образ  создаётся?
– На Девичьей горе  в старину на праздник Красная горка катали яйца. (Образ белого, цветущего, чистого, снежного, белого; чувство любви, любования, привязанности к малой родине)
– Какие достопримечательные места названы в стихотворении? (Девичья гора, памятник.)
– А какие из предложенных видов  вам показались наиболее подходящими? Почему?

(Обратить внимание, что кадры  не обязательно должны совпадать со звуком для создания образа.)

– На каких слайдах вам предложен общий план изображения?
– Крупный план?
– Помните, не только кадры должны создавать образ, но и звукоряд.

2)

– В начале урока  мы познакомились  с удивительным человеком, который любовь к родному селу  выразил в стихотворении. Но у нас в Барандате есть человек, который запечатлел любовь к се лу и природе по-своему,  вы все его знаете, это Борис Николаевич Мигушов [12  слайд].

(Пейзажи  Б.Н.Мигушова)

– Узнаёте ли вы эти  места?
– Какие ещё картины природы нашего села достойны того, чтобы войти в наш сценарий? (Старый пруд, родник, Козявочное озеро и другие.)/
– Михаил Ефимович свою любовь выразил при помощи слов, Борис Николаевич при помощи цвета, красок.
– Как вы считаете, ребята, всю ли необходимую информацию вбирают  в себя  стихотворение М.Е.Матусова и картины Б.Н.Мигушова?
– Что ещё можно включить в наш сценарий? (История села, легенда  и т.д.)

3)

Обратимся к истории,  что значит название «Барандат»? («Волчья яма»)
Откуда столь странное, я бы даже сказала страшное название?
– А что вы знаете о заселении нашей местности? (Шуточная современная стилизованная версия о заселении  Барандата)
– Ребята, а почему Вознесенка и М.Барандат по своему статусу считаются деревнями, а Б Барандат селом? (В Барандате была  церковь)
– А где она находилась? (На месте СДК)   [13 слайд]
– Если бы мы снимали настоящий фильм, то,  конечно, заинтересовались бы тем, как она выглядела? Что можно было бы  сделать для того, чтобы воссоздать её облик, внешний вид? (Опросить старожилов, составить описание по их рассказам; поискать старые фотографии в семейных архивах с её видами.)

4)

– А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете родные места. [14, 15 слайды]  Определите, описание какого места я вам зачитываю: «одинокое дерево, стоящее на горе, о нём существует легенда». (Лиственница на кладбищенской горе.)  [16 слайд]
– Что это за легенда? (см. Приложение 2)

Звучит легенда в пересказе  учеников.

– Нужно ли это дерево вносить в наш сценарий?
– Предлагаю вам составить синквейн об этом дереве.

Лиственница
Одинокая, таинственная,
Завораживает, хранит, пугает,
Стоит стражем,
Береги!

3 стадия – рефлексия. Подведение итогов.

– Итак, сегодня мы начали работу над созданием сценария для слайд-фильма о нашей малой родине. [17, 18, 19 слайды]
– Что мы должны были узнать?
– Что узнали?
– Наш сценарий не закончен. Мы ещё будем возвращаться к нему. Что ещё можно включить в наш сценарий?

Рассказ о людях, о школе, об улицах и т.д.

Домашнее задание: техническая работа над сценарием  (у каждого свой объект)

Кадр 1
Изобразительный ряд

        текст         

Кадр 2
Изобразительный ряд

текст