Мы предлагаем учителю материал для диагностики знаний учащихся, организации комплексного и индивидуального повторения орфографии и пунктуации. Данная методика также поможет учащимся самостоятельно спланировать работу по коррекции знаний, устранить пробелы.
Пособие ориентировано на учебники по русскому языку для старшеклассников: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Москва, "Просвещение", 2000г.; Греков В. Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2004.
Материал для работы
- Тестовая работа по орфографии и ответы к тестовым заданиям
- Диагностическая карта
- Опорная карта
- Карточки для организации индивидуальной работы и комплексного повторения по орфографии
Материал составлен таким образом, что каждому номеру тестового задания (1) соответствует номер параграфа в опорной карте (3) и, соответственно, номер карточки для самостоятельной индивидуальной (парной, групповой) работы (4). Опорная карта составлена с учётом теоретического материала « Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» Грекова В. Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А., что позволяет организовать повторение в качестве домашнего задания.
Работа проводится в несколько этапов
1 этап
Предлагаем учащимся тестовую диагностическую работу (Приложение 1), которая проводится в начале учебного года на одном из первых уроков с целью выявить остаточный уровень знаний учащихся и спланировать работу для коррекции знаний по орфографии и пунктуации.
Важно: результаты работы не оцениваются.
2 этап
На основе ученических работ и опорной карты (Приложение 2) учитель создаёт диагностическую карту (Приложение 3), которая отражает пробелы в знаниях, как отдельных учащихся, так и всего класса.
3 этап
По результатам диагностики составляются индивидуальные карты учащихся. Вкачестве образца приводим индивидуальные карты первых двух учащихся (Приложение 3).
4 этап
Диагностическая карта позволяет учителю (или учащемуся) спланировать комплексное повторение (темы №11,24),организовать самостоятельную индивидуальную (групповую, парную) работу. Ориентируясь на материал учебника, учащиеся самостоятельно повторяют орфограммы, на уроке закрепляют материал, выполняя задания на карточках (Приложение 4). При необходимости можно использовать самопроверку, взаимопроверку.
Подведём итоги
Предложенная методика позволяет учителю:
- получить объективную картину знаний учащихся: отсутствие оценки позволяет избежать «списывания»;
- спланировать уроки комплексного повторения по темам, слабо усвоенным большинством учащихся;
- организовать самостоятельную работу учащихся по коррекции знаний;
- использовать на уроке индивидуальную, парную работу учащихся с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
Ученику – организовать собственную деятельность для коррекции знаний:
- фиксация «незнания» позволяет поставить задачу;
- при помощи опорной карты (Приложение 2) и индивидуальной карты (Приложение 3) учащийся планирует самостоятельное повторение (или изучение теоретического материала);
- карточки (Приложение 4) позволяют потренироваться в применении изученных правил и осуществить самооценку полученного результата.