Цели:
- формировать умение видеть приставку в слове;
- развивать умение образовывать новые слова;
- воспитывать интерес к процессу познания.
Оборудование: слова с приставками, таблицы, картина с изображением лесных жителей, карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Интервью.
Сегодня 21 октября. И мы в прямом эфире на уроке русского языка в Белоярской школе № 1, в 3 “б” классе и я попытаюсь взять интервью у учеников этого класса.
- Этот урок русского языка отличается от предыдущих уроков русского языка? Чем?
- Что это за люди? С какой целью пришли?
- Если на уроке присутствуют гости, работать надо как-то иначе?
- Какую цель вы ставите для себя?
- Чего вы ждете от этого урока?
- Вы волнуетесь? А ваша учительница?
- Как вы думаете, урок пройдет успешно?
Всем спасибо. Успехов Вам.
2.Чистописание.
На доске:
о по об
по осеннему лесу об удивительном
- Что записано в первой строке? (Предлоги).
- Что вы знаете о предлогах? (Предлог – слово, служит для связи слов в предложении).
Запишите предлоги и словосочетания с ними в тетрадь. Составьте предложение.
3.Открытие новых знаний.
В осеннем лесу открылась школа для зверей. У каждого свой путь и свое препятствие. Помогите им попасть в школу.
Заяц подходит.
Белочка обходит.
Журавль переходит.
Ёжик входит.
- Что общего в выделенных словах? (Корень, окончание).
- Чем отличаются? ( Значением).
А какая часть слова придает им разное значение? (Часть, которая стоит перед корнем).
Может, кто-то знает, как она называется? (Приставка).
4. Первичное закрепление знаний.
Помогите дереву сбросить листочки, чтобы не погибнуть. Образуйте новые слова при помощи приставки и корня –лёт-.
Запись на доске:
Полёт, облетел, залетел, перелёт, налетел, отлетел, прилетел.
5. Физкультминутка
.У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Зайка по лесу бежит,
И ушами шевелит.
Тук, тук. “Дверь открой.
Там в лесу охотник злой”.
- Зайка, зайка забегай,
Лапу мне давай.
6. Работа с учебником.
- Прочитайте в учебнике правило на странице 57.
- Что такое приставка? Для чего она служит? Как выделяют приставку?
- Дополните правило своими примерами.
7. Самостоятельная работа.
Работа по карточкам.
- Впиши подходящие по смыслу предлоги и приставки.
Фамилия, имя______________________ Впиши подходящие приставки или предлоги. ….ступает хмурое осеннее утро. Ветер ….рывает листья ….деревьев. Они ….сыпают канавы и колеи. Листья лежат вдоль заборов, птичьими стайками плавают ….берегов и …летают....реку. |
Фамилия, имя______________________ Впиши подходящие приставки и предлоги. ….катился ….крутого берега, ….бежал ….тропинке, ….прыгнул ….сторону, ….шел … ним, ….мок ….проливным дождем. |
Фамилия, имя______________________ Впиши подходящие приставки или предлоги. ….сверкал ….солнечном луче,….летел….небу, ….глянул ….меня, ….готовился ….диктанту, ….лез …. высокое дерево. |
Проверка.
8. Итог урока.
- Чем отличается приставка от предлога?