Русский язык
-
Открытый урок русского языка в 9-м классе по теме "Обращение. Культура общения" 2009
Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида в ходе работы городского семинара «Виды работ на уроках русского языка». Цель: ознакомление учителей с конкретными видами деятельности учащихся на уроках письма и развития речи. Дальнейшая судьба выпускников, учащихся с ограниченными возможностями интеллекта, волнует педагогов. Сможет ли ребенок найти общий язык со сверстниками? Сможет ли он найти дорогу в этом мире? Давайте ему поможем!
-
Урок развития речи в 6-м классе "Письмо – эпистолярный жанр" 2009
Урок посвящен воспитанию современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения и обладающего яркой индивидуальностью.
-
Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Похвальное слово наречию" 2009
Обобщающий урок русского языка, на котором используются разнообразные игровые моменты. Учащиеся сами составляют тексты – похвальные слова наречию как части речи, употребляя слова с изученными орфограммами по теме, анализируют гербы, посвященные наречию. В конце урока дано 4 варианта тестов для проверки усвоенного материала.
-
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Презентация части речи "Глагол" 2009
Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе помогает раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте, обогатить словарный запас учащихся. На уроке повторяются грамматические признаки глагола, изучается порядок морфологического разбора глагола. При этом формируется умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; делать выводы, осуществлять информационный поиск. Учащиеся совершенствуют свое умение анализировать текст, учатся высказывать собственное суждение, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
-
Синтаксические функции и стилистические свойства союзов 2009
Сознательное усвоение союза как грамматической категории обеспечивается органической взаимосвязью морфологического и синтаксического материала. Это в немалой степени определяет успешность обучения синтаксису в 8-м и особенно в 9-м классе. Поэтому важно, чтобы уже в 7-м классе школьники умели употреблять союзы не только в простых предложениях, для связи однородных членов предложения, но и в сложных союзных предложениях.
-
Урок русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах, знаки препинания при них" (8-й класс) 2009
Формирование новых знаний по русскому языку в 8-м классе.
-
Урок русского языка в 6-м классе с использованием модульной технологии. Тема: "Обобщение изученного по теме "Деепричастие — особая форма глагола. Подготовка к контрольному диктанту" 2009
Цель: отработать орфографические и пунктуационные навыки правописания деепричастий и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом; закрепить ОУУН при работе с текстом.
-
Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева 2009
Одной из форм государственной (итоговой) аттестации по русскому языку является сжатое изложение. В разработке представлена авторская технология подготовки семиклассников к написанию сжатого изложения.
-
Тематический урок русского языка в 7-м классе по теме "Смысловая нагрузка имён числительных в художественных и публицистических текстах" 2009
Урок тематически организован и разработан с использованием связных текстов из художественного произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» и публицистических – Ф.Селиванова «Подвиг панфиловцев», И.А. Панкеева «Валентин Распутин».
-
Разработка урока по русскому языку по теме "Понятие о причастном обороте" 2009
Усвоение учащимися этого понятия является основной целью синтаксической работы при изучении причастия. Овладение этой конструкцией будет успешно лишь при условии, если ребята научатся определять, в каком случае причастие зависит от существительного, а в каком подчиняет себе другие слова. Одна из основных целей – развитие коммуникативной активности; тренировка коммуникативных умений учащихся класса.
-
Конспект урока - игры по теме "Лексика. Словообразование. Правописание" (5-й класс) 2009
Конспект урока-игры в 5 классе по теме «Лексика. Словообразование. Правописание» (систематизация знаний учащихся). Урок построен в форме путешествия.
-
Методическая разработка урока на основе проекта "Создание электронного пособия. Речеведческий анализ текста" 2009
Работа посвящена описанию одного из способов использования на уроке федерального цифрового образовательного ресурса – электронного «Тренажёра русского языка». Применение ИКТ расширяет возможности учителя, стимулирует речевую деятельность учащихся. Элементы разработки можно использовать и в других моделях урока.
-
Цикл уроков "Газетные жанры" 2009
Цикл уроков в 6-м классе на тему «Газетные жанры». Цель урока: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка. Ученики учатся отбирать материал, составлять тексты по теме, выразительно его подавать, формируют навыки работы с дополнительной литературой, получают навыки интервьюирования, составления вопросника.
-
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление 2009
Конспект урока, который поможет дать понятие о речевой стратегии и тактике, привести примеры использования разных речевых тактик, наметить варианты преодоления коммуникативной неудачи.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Секреты рода имени существительного" 2009
Урок представляет собой пример системного подхода к преподаванию языка. Показана связь морфологии со словообразованием, морфемикой, лексикой, синтаксисом, культурой речи. На первом этапе урока осуществляется попытка продемонстрировать, как категория рода имени существительного влияет на осмысление художественного текста. На последующих этапах урока ставится задача определить место данной темы в стройной и сложной системе знаний. Разные по степени сложности и по целям виды работы позволяют активизировать познавательные и творческие способности учеников, проводить работу дифференцированно.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический кросс" 2009
«Лингвистический кросс» – это викторина, для проверки знаний и умений учащихся в более сложных условиях, развивает сообразительность и чувство слова, воспитывает интерес к теории и практике языка, культуре речи.
-
Вводный урок по русскому языку в 10-м классе 2009
Цель урока: осознать практическую значимость изучаемого материала, сформировать положительную мотивацию к предмету, воспитать любовь и уважение к русскому языку. Занимательные упражнения позволяют в увлекательной форме повторить изученные в 5-9-м классах правила. Задания выстроены по степени нарастания сложности. Для лучшего усвоения материала используется презентация.
-
Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2009
В работе приведены некоторые приемы развивающего обучения, которые можно использовать на разных этапах урока.
-
Русский язык "Правописание суффиксов -ек, -ик" (3-й класс) 2009
Цели занятия: формирование представления о правописании суффиксов –ек, -ик, самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать, какой суффикс надо писать в слове, развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся.
-
Интегрированный урок информатики и русского языка в 5-м классе по теме "Построение и редактирование текста" 2009
Интегрированный урок информатики и русского языка был дан на методической неделе в школе. Обучение в 5-м классе по русскому языку ведется по учебнику С.И. Львова ("Русский язык. 5 класс"), а по информатике - по учебнику Л.Л. Босова ("Информатика. 5 класс"). Один из немногих случаев, когда удалось найти точки соприкосновения таких разных предметов, как информатика и русский язык.
-
Обобщающий урок русского языка в 11-м классе по теме "Синтаксис и культура речи" 2009
Цели урока – обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Синтаксис и культура речи", предлагаемый для заданий на ЕГЭ; развивающая: совершенствование навыков культуры речи; воспитывающая: установка на серьёзную работу по подготовке к экзамену.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособленные определения" 2009
Упражнения, дидактический материал дают возможность углубить понятие обособления, условия постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными членами предложения. Творческие задания развивают мышление, связную речь школьников, формируют интерес к изучению предмета. Текст Б.Полевого воспитывает у учащихся чувство патриотизма. Система упражнений направлена на закрепление орфографических и пунктуационных навыков школьников.
-
Формирование у детей представления о семантической стороне имен прилагательных 2009
Авторы учебников по русскому языку для начальной школы основной упор делают не на семантическую, а на грамматическую сторону имени прилагательного как части речи, работа над семантикой проводится довольно редко и непоследовательно. В целях повышения эффективности работы над семантической стороной имен прилагательных на уроках русского языка автор предлагает широкую палитру приемов и методов, которую может применять на практике даже начинающий учитель.
-
Подготовка к экзаменационному сочинению в 9-м классе 2009
Урок русского языка с использованием ИКТ (компьютерной презентации). Установка – на воспитательный и развивающий аспекты, чтобы через нравственное сопереживание дети сумели четче понять позицию автора и смогли выразить собственное отношение к проблеме.
-
Интегрированный урок (русский язык + грамматики нравственности) в 6-м классе по теме "Употребление глаголов в речи" 2009
Своеобразие методики урока заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции урока русского языка и грамматики нравственности, так как сближение задач речевого, литературного и эстетического развития школьников является важным условием в постижении искусства слова.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Типы речевых ошибок и их исправление" 2009
Урок с презентационной поддержкой помогает воспринимать новую информацию не только на слух, но и визуально. Урок рассчитан на двухчасовую работу и является продолжением занятий по подготовке к выполнению части "С" ЕГЭ.
-
Интегрированные тесты по английскому и русскому языкам во 2-м классе 2009
Работа представляет интегрированные тесты в образовательной области "Филология" для 2-го класса гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. В грамматике английского и русского языков прослеживается целый ряд одинаковых аспектов и структур. Тесты, приведенные в данной работе, способствуют контролю и сравнительному анализу освоения учащимися отдельных аспектов двух языков.
-
Тексты для сборника удивительных диктантов 2009
Предлагается несколько шуточных текстов диктантов, которые можно использовать для отработки трудных орфографических правил на уроках русского языка в средней и старшей школе.
-
Урок по теме "Деепричастие" 2009
Традиционная форма урока объяснения нового материала сочетается с использованием ИКТ, что способствует активизации зрительной памяти и мыслительной деятельности учащихся, а также позволяет сэкономить время на уроке. Урок является вводным по теме; учащиеся знакомятся сразу со всеми свойствами деепричастия.
-
Разработка урока по теме "Способы образования имен существительных с помощью суффиксов". (Подготовка к ЕГЭ) 2009
Учащиеся повторяют и обобщают знания об изученных суффиксах имён существительных, их значениях и правописании. В детях воспитывается чувство уважения к богатству русского языка.