Цели:
- Обобщение и систематизация по теме.
- Совершенствование навыков учащихся в написании предлогов и союзов.
- Развитие мышления, творческого воображения.
- Воспитание интереса к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целевая установка.
- Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, какие цели стоят перед нами сегодня, какие задачи нам нужно решить?
- Чем мы будем заниматься?
- Да, сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить всё, что знаем о предлогах и союзах, закрепить умение правильно писать их
Урок пройдёт в форме игры, которую вы очень хорошо знаете: «Крестики-нолики». У нас есть игровое поле. Выигрывает та команда, которой удастся поставить на игровом поле как можно больше своих знаков. У нас две команды: «Предлог» - П, «Союз» - С.
ΙΙΙ. Конкурсы.
«Брейн-ринг»
- Какие непроизводные предлоги вы знаете?
- Назовите примеры производных предлогов.
- После каких предлогов существительные, местоимения и числительные всегда стоят в дательном падеже? Приведите примеры.
- Чем отличаются слова «вследствие» и «впоследствии»? Составьте предложения.
- Как различить союз «чтобы» и омонимичное сочетание «что бы»? Приведите примеры.
- Что общего между предлогами и союзами? Чем они различаются?
- Назовите группы сочинительных союзов.
IV. «Определи часть речи».
(Задание на доске. Выполняется индивидуально представителем от каждой команды.)
Вдоль по-
Зато-
Вроде-
И -
Ни –ни –
Не только, но и …
В –
Хотя –
Как только –
- С какими трудностями мы встретились при изучении предлога? (Надо быть внимательным при правописании производных предлогов.)
- Как отличить производные предлоги в течение, в продолжение, вследствие от соответствующих сущ. с предлогами? (Использовать способ замены: в течение = в продолжение, вследствие = из-за.)
V.
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните производные предлоги. (Задание на доске.)
Выполнить (в ) течени… года, неровности (в ) течени… реки, отсутствовать (в ) течени… урока, увидеть (в) продолжени… фильма, следить (в) продолжени(в) продолжении… (в) продолжении… … всего эксперимента, задержаться (в) следстви… дождя, прочитать (в) следстви… по делу, запретить (в) следстви… эпидемии.
VI.
Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов. (Устная работа.)
- Над входной дверью я увидел надпись: «Скупка вещей от населения». (У)
- Благодаря густому туману самолёт не мог взлететь. (Из-за)
- Благодаря моих товарищей я успешно закончил полугодие. (Моим товарищам.)
- Согласно вашей просьбы материалы будут отпущены. (Просьбе)
- Брат пришёл с армии. (Из)
- Мать принесла овощи с магазина. (Из)
- Ученик не выполнил домашнего задания благодаря тому, что заболел. (Из-за)
- С какой частью речи употребляются предлоги в данных предложениях?
(С сущ.)
VII.
Соедините разрозненные части пословиц. Определите, где союзы соединяют однородные члены, а где – части сложного предложения. Расставьте знаки препинания.
Мала пчела |
да стоять не велит |
Лесом шёл |
да струны тонкие |
Обычай бычий |
а дров не видал |
Мороз невелик |
а загрызёт |
Ехал в Казань |
а ум телячий |
Гусли звонкие |
а попал в Рязань |
Совесть без зубов |
да и та работает |
- Кто из вас может привести примеры других пословиц, включающих предлоги союзы? Ответы учеников.
VIII. Кроссворд.
С его помощью мы проверим знание групп союзов.
- Подчинительный условный союз.
- Сочинительный разделительный союз.
- Сравнительный союз.
- Устарелый и просторечный синоним союза ЕСЛИ.
- Подчинительный союз места.
- Подчинительный союз цели.
- Синоним противительного союза НО.
- Просторечный синоним союза ЕСЛИ БЫ.
- Подчинительный временной союз.
IX. Беседа.
- Какие союзы являются самыми проблемными с точки зрения орфографии? (тоже, также, чтобы)
- Вспомните правило правописания этих союзов, а также способ различения союзов от омонимичных сочетаний.
Х.
Задание на доске: спишите, объясните написание союзов, отгадайте загадки.
- Сверху кожа, снизу то(же), а в середине пусто. (барабан)
- Куда ни пойдешь – она везде с тобой. Что ты ни делаешь – и она то(же). Но помощи от неё никакой не жди – не поможет. (тень)
- В черном поле заяц белый прыгал, петли делал. След за ним был то(же) бел. Кто же этот заяц? (мел)
- До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься. Дал бы кто мне пару ног, что(бы) сам я бегать мог. (ранец)
XI.
Задание в группах: дописать недостающие слова, сохранить рифму. Шутливая песенка представляет каламбур, в котором сталкиваются слова, разные по значению, но имеющие звуковое сходство. Объясните написание вставленных слов.
Рак и гусь
Раку гусь твердил одно:
-Ты ударь клешнёй…(о дно)
И на берег… (из реки)
Вылезь, мудрость… (изреки)
XII.
Закончите предложения, объясняя назначение служебных частей речи.
Предлог: на службе у…
Союз: на службе у…
XIII. Обобщение.
- Какие правила нам удалось повторить?
- Какие теоретические сведения вам пригодились на уроке?
XIV. Подведение итогов. Определение победителя игры.