Урок-игра по теме "Повторение сведений о предлогах и союзах"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщение и систематизация по теме.
  2. Совершенствование навыков учащихся в написании предлогов и союзов.
  3. Развитие мышления, творческого воображения.
  4. Воспитание интереса к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целевая установка.

- Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, какие цели стоят перед нами сегодня, какие задачи нам нужно решить?
- Чем мы будем заниматься?

- Да, сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить всё, что знаем о предлогах и союзах, закрепить умение правильно писать их

Урок пройдёт в форме игры, которую вы очень хорошо знаете: «Крестики-нолики». У нас есть игровое поле. Выигрывает та команда, которой удастся поставить на игровом поле как можно больше своих знаков. У нас две команды: «Предлог» - П, «Союз» - С.

ΙΙΙ. Конкурсы.

«Брейн-ринг»

  1. Какие непроизводные предлоги вы знаете?
  2. Назовите примеры производных предлогов.
  3. После каких предлогов существительные, местоимения и числительные всегда стоят в дательном падеже? Приведите примеры.
  4. Чем отличаются слова «вследствие» и «впоследствии»? Составьте предложения.
  5. Как различить союз «чтобы» и омонимичное сочетание «что бы»? Приведите примеры.
  6. Что общего между предлогами и союзами? Чем они различаются?
  7. Назовите группы сочинительных союзов.

IV. «Определи часть речи».

(Задание на доске. Выполняется индивидуально представителем от каждой команды.)

Вдоль по-
Зато-
Вроде-
И -
Ни –ни –
Не только, но и …
В –
Хотя –
Как только –

- С какими трудностями мы встретились при изучении предлога? (Надо быть внимательным при правописании производных предлогов.)
- Как отличить производные предлоги в течение, в продолжение, вследствие от соответствующих сущ. с предлогами? (Использовать способ замены: в течение = в продолжение, вследствие = из-за.)

V.

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните производные предлоги. (Задание на доске.)

Выполнить (в ) течени… года, неровности (в ) течени… реки, отсутствовать (в ) течени… урока, увидеть (в) продолжени… фильма, следить (в) продолжени(в) продолжении… (в) продолжении… … всего эксперимента, задержаться (в) следстви… дождя, прочитать (в) следстви… по делу, запретить (в) следстви… эпидемии.

VI.

Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов. (Устная работа.)

  1. Над входной дверью я увидел надпись: «Скупка вещей от населения». (У)
  2. Благодаря густому туману самолёт не мог взлететь. (Из-за)
  3. Благодаря моих товарищей я успешно закончил полугодие. (Моим товарищам.)
  4. Согласно вашей просьбы материалы будут отпущены. (Просьбе)
  5. Брат пришёл с армии. (Из)
  6. Мать принесла овощи с магазина. (Из)
  7. Ученик не выполнил домашнего задания благодаря тому, что заболел. (Из-за)

- С какой частью речи употребляются предлоги в данных предложениях?
(С сущ.)

VII.

Соедините разрозненные части пословиц. Определите, где союзы соединяют однородные члены, а где – части сложного предложения. Расставьте знаки препинания.

Мала пчела

да стоять не велит

Лесом шёл

да струны тонкие

Обычай бычий

а дров не видал

Мороз невелик

а загрызёт

Ехал в Казань

а ум телячий

Гусли звонкие

а попал в Рязань

Совесть без зубов

да и та работает

- Кто из вас может привести примеры других пословиц, включающих предлоги союзы? Ответы учеников.

VIII. Кроссворд.

С его помощью мы проверим знание групп союзов.

  1. Подчинительный условный союз.
  2. Сочинительный разделительный союз.
  3. Сравнительный союз.
  4. Устарелый и просторечный синоним союза ЕСЛИ.
  5. Подчинительный союз места.
  6. Подчинительный союз цели.
  7. Синоним противительного союза НО.
  8. Просторечный синоним союза ЕСЛИ БЫ.
  9. Подчинительный временной союз.

IX. Беседа.

- Какие союзы являются самыми проблемными с точки зрения орфографии? (тоже, также, чтобы)

- Вспомните правило правописания этих союзов, а также способ различения союзов от омонимичных сочетаний.

Х.

Задание на доске: спишите, объясните написание союзов, отгадайте загадки.

  1. Сверху кожа, снизу то(же), а в середине пусто. (барабан)
  2. Куда ни пойдешь – она везде с тобой. Что ты ни делаешь – и она то(же). Но помощи от неё никакой не жди – не поможет. (тень)
  3. В черном поле заяц белый прыгал, петли делал. След за ним был то(же) бел. Кто же этот заяц? (мел)
  4. До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься. Дал бы кто мне пару ног, что(бы) сам я бегать мог. (ранец)

XI.

Задание в группах: дописать недостающие слова, сохранить рифму. Шутливая песенка представляет каламбур, в котором сталкиваются слова, разные по значению, но имеющие звуковое сходство. Объясните написание вставленных слов.

Рак и гусь

Раку гусь твердил одно:
-Ты ударь клешнёй…(о дно)
И на берег… (из реки)
Вылезь, мудрость… (изреки)

XII.

Закончите предложения, объясняя назначение служебных частей речи.

Предлог: на службе у…
Союз: на службе у…

XIII. Обобщение.

- Какие правила нам удалось повторить?
- Какие теоретические сведения вам пригодились на уроке?

XIV. Подведение итогов. Определение победителя игры.