Статья "Повышение грамотности учащихся и привитие интереса к предмету через внеклассную работу (школьный пресс-центр)"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Введение подростков в журналистскую профессию,
  • Объединение детей с целью формирования разносторонней личности в рамках реализации программы “Воспитание Гражданина XXI века”,
  • Совершенствование языковых компетенций учащихся, воспитание бережного отношения к родному языку.

Поставленные цели позволяют определить и круг задач, стоящих перед пресс-центром в целом и мною как руководителем в частности.

Образовательные задачи:

  • Повышение грамотности учащихся;
  • Изучение методов сбора и обработки информации;
  • Освоение особенностей работы в основных журналистских жанрах (информация, статья, интервью и т. д.);
  • Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • Совершенствование умений работы на компьютере в различных программах (Word, Publisher).

Развивающие задачи:

  • Привитие интереса к предметам гуманитарного цикла;
  • Развитие творческих способностей;
  • Расширение кругозора будущих журналистов;
  • Формирование умения ставить четкую цель и реализовывать ее;
  • Формирование культуры общения и коммуникабельности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание любви к родному языку;
  • Формирование у учащихся активной жизненной позиции;
  • Привитие интереса к предмету;
  • Воспитание бережного отношения к родному языку;
  • Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
  • Освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
  • Развитие коммуникабельности;
  • Изживание подростковых комплексов;
  • Формирование экологически грамотной личности.

Основной, но не единственной целью школьного пресс-центра является создание в рамках школы своего печатного органа. Подготовка и выпуск газеты требует изучение основ журналистской деятельности, развитие навыков сбора материала, написание статей различных жанров, набор их на компьютере и распечатка на принтере.

Программа, по которой мы работаем, отличается от существующих программ элективных курсов по журналистике, на базе которых она построена и адаптирована к задачам нашего детского объединения тем, что сочетает теорию и практику.

Данная программа ориентирована на учащихся 5-11классов (11-17 лет), что позволяет осуществлять преемственность: старшеклассники с удовольствием делятся с младшими подростками своими знаниями и готовят себе смену.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, теоретические занятия чередуются с практическими, во время проведения которых ребята берут интервью, собирают материал, пишут статьи, набирают их на компьютере и выпускают газету.

Работа школьного пресс-центра решает в какой-то мере задачи осуществления предпрофессиональной подготовки будущих журналистов. Подростки, проявляющие интерес к журналистике, имеют возможность не только получить теоретические и практические знания и умения, но и развивать личность, ее познавательные и творческие способности.

Программа рассчитана на 3 года.

Занимаясь реализацией данной программы, нами были посещены семинары

:2006 год - областной семинар “Организация пресс-центра школьного детского телевидения”, организованного Иркутским техникумом кино и телевидения и телеведущими канала НТВ Максимом Акиловым и Алексеем Зеленовым.

2006 год - районный семинар “ Готовимся к выпуску экологической газеты”

2007 год - районный семинар “Районный конкурс школьных экологических газет”.

Пресс-центр выпускает газету “Ветер перемен”, в которой освещаются не только вопросы школьной жизни, но и региона в целом.

Юные журналисты учатся брать интервью у педагогов школы, у представителей Голоустненского лесхоза, у Главы Голоустненского муниципального образования, у жителей сел Большое и Малое Голоустное. Ребята учатся смотреть на окружающий мир глазами журналистов и сами предлагают темы для статей и заметок в номер газеты.

Аудитория читателей нашей газеты была существенно расширена за счет сотрудничество с печатным органом Думы Голоустненского МО, который выпускает “Голоустненский вестник”. Второй год ребята имеют возможность печататься в этом издании.

В 2008 году две статьи были напечатаны в районной газете “Ангарские огни”. Планируем и в дальнейшем сотрудничать с этими изданиями.

Третий год принимаем участие в районном и региональном конкурсе экологических газет. Несомненно, этот конкурс имеет большой воспитательный потенциал. У школьников повышается заинтересованность в вопросах окружающей среды. Работая над специальным экологическим выпуском, юные журналисты изучают экологические проблемы не только своего региона, но и других регионов, проникаются чувством сопричастности к решению местных, российских и мировых проблем.

В 2006 году Зарипова Эля стала победителем в районном конкурсе в номинации “Литературно-художественное творчество”, победителем областного конкурса экологических газет в номинации “Журналистский подход”.

В 2007 году наша газета “Ветер перемен” была награждена дипломом Ш степени конкурса школьных экологических газет Иркутского района, дипломами победителей в номинации “Устойчивое развитие” были награждены юные журналисты нашей газеты: Гордеева Мария, Скобельцина Татьяна, Вокина Анна, Фокина Анна.

В 2007 году газета “Ветер перемен” как победитель районного конкурса приняла участие в региональном конкурсе экологических газет, где была признана победителем регионального этапа Российского конкурса школьных экологических газет в номинации “Устойчивое развитие”.

В 2007 году работы наших ребят приняли участие в конкурсе авторской поэзии и прозы “Родина моя светлая”, посвященном 70-летию образования Иркутского района.

В 2007 году Зарипова Эля заняла 1 место в отборочном туре Всероссийского литературного конкурса “Мир заповедной природы”.

В 2008 году наша газета Заняла 1 место в районном и региональном конкурсах школьных экологических газет. За победу ребята были награждены поездкой в Санкт-Петербург.

Таким образом, школьный пресс-центр выполняет свои задачи по повышению грамотности учащихся и по привитию интереса к русскому языку и предмету в целом.

Предлагаем презентацию о нашей поездке См. Приложение 1

Приложение 2