Подготовка к ЕГЭ. "Логичность речи и логика высказывания"

Разделы: Русский язык


Подготовка к ЕГЭ. Логичность речи и логика высказывания.

Ход занятия:

Цель:

Формирование умений построения логичного высказывания.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «логичность речи» и «логика высказывания»;
  2. Дать учащимся представление об условиях логичности речи и причинах логических ошибок;
  3. Учить приемам исправления логических ошибок или использованию их как специальному средству художественной выразительности.

1.Лекция учителя:

Речь можно назвать логичной, если она соответствует законам логики. Логичность предполагает непротиворечивость, структурную правильность и стройность, а также связность высказывания, т.е. такую организацию высказывания, которая облегчает незатрудненное понимание слушателем или читателем  каждого предложения и текста в целом.
Понятие «логика», одно из основных понятий древне-греческой философии. Оно обозначает одновременно «слово» и «смысл».
Для достижения логичности используются основные логические операции:

Сравнение- установление сходства или различия предметов, явлений, фактов.
Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его части, стороны, элементы.
Абстрагирование – мысленное выделение признаков одного предмета и их отвлечение от других признаков.
Синтез  - мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.
Обобщение – прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.
Логичность высказывания в целом базируется на логически безупречном использовании понятий, суждений, умозаключений.
Основным языковым средством выражения логических взаимоотношений и связей выступает синтаксис русского языка. Он отражает основные виды отношений между предметами и понятиями: родо –видовые, причинно – следственные, временные и т.д.
Отсутствие или нарушение логических связей в структуре предложения и тексте приводит к появлению логических ошибок, а также иногда используется как тот или иной художественный прием.

Основные логические ошибки:

  1. Утверждение взаимоисключающих понятий. Например: «Спустя двадцать лет назад», «Мертвые души».
  2. Смещение плана изложения. Например: «Трудно предположить, что кто-то из взрослых не слышал о вреде курения – все читают газеты, смотрят ТВ, слушают радио, хотя подобное не считается нормальным».
  3. Сопоставление логически неоднородных понятий. Например: «Шли два студента – один в пальто, другой в институт».
  4. Неверное установление причинно-следственных связей. Например: Шофер автобуса Маков лишен  премии за безопасность движения».
  5. Неправильный порядок слов. Например: «После службы у Николая 1  понятие свободы получает философское начало».
  6. Нарушение логических связей между частями предложения. Например: «Обломов быстро утомляется, любит поспать, но любит свою родину».

Таким образом, чтобы текст быть логичным, он должен быть прежде всего структурно организованным. Соответственно основные условия логичности на уровне текста предполагают соблюдение структурного единства и цельности, поэтому:

- Текст должен иметь продуманную, строго организованную структуру;
- В тексте должна быть ясно выражена связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли;
- В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой;
- Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части;
- Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

2. Закрепление изложенного материала.

Закрепление материала можно провести в ходе выполнения ряда упражнений и последующей их проверкой:

1. Прочитайте фрагмент сочинения абитуриента на тему «Женские образы в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Оцените правильность  употребления в тексте понятий, верность суждений и умозаключений, а также логичность текста в целом.

Ларису убил разъяренный Карандышев после того, как она уехала кататься по Волге с баринами без его ведома. Выстрел Карандышева лишь предупредил ее будущее самоубийство (самоубийство в будущем). Карандышев делает своей невесте самый дорогой подарок: убивает ее. Смерть Ларисы напрашивалась. Но, на самом деле, смерть – это судьба большинства женщин переходного времени, женщин, пытавшихся бороться с существующим строем. Проблема эмансипации актуальна и в наше время, поэтому Островский остается популярным в XXI веке.

2. Прочитайте, как М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» описывает выступление  деда Щукаря  на собрании колхозников по поводу приема в партию Кондрата Майданникова. Какие нарушения логики ввел автор в речь персонажа? С какой целью? Связаны ли они между собой? Почему?

   Много лестных слов выслушал о себе бледный от волнения Кондрат, а казалось бы, что мнение о нем собравшихся единодушно. Но тут неожиданно не встал, а взвился дед Щукарь и начал:
- Дорогие гражданы и старухи! Даю полный отлуп Кондрату! Я не такой как другие, по мне дружба – дружбой, а табачок – врозь. Вот какой я есть человек! Так уж тут разрисовали Кондрата, что не человек он, а святой угодник! А спрошу я вас, гражданы: какой из него может образоваться святой, ежели он такой же грешный, как и мы, остальные прочие?
- Ты пугаешь, дед, как и завсегда! Мы же не в рай его принимаем, а в партию, - пока еще подобру поправил старика Нагульнов.
   Но не таков был дед Щукарь, чтобы одной репликой можно было смирить его или привести в смущение. Он повернулся к Нагульнову, зло сверкая одним глазом – другой был завязан красным, давно не странным платком.
- Ох и силен ты, Макарушка, на добрых людей жать! Тебе бы только на маслобойке работать заместо прессы, из подсолнушка масло выдавливать… Ну, что ты мне рот зажимаешь и слова не даешь сказать? Я же не про тебя говорю, не тебе отлуп даю? Ну и помолчи, потому что партия указывает – изо всех силов разводить критику и самокритику. А что есть самокритика? По-русски сказать – это самочинная критика. А что это обозначает? А это обозначает то, что ты должен щипать человека, как и за какое место вздумаешь, но чтобы непременно до болятки! Щипай его, сукиного сына, так, чтобы он соленым потом взмок от головы до пяток! Вот что обозначает слово самокритика, я так понимаю.
- Стой, дед! – решительно прервал его Нагульнов. – Ты не искажай слова, как тебе вздумается! Самокритика – это означает самого себя критиковать, вот что это такое. На колхозном собрании будешь ты выступать, вот тогда ты и щипай самого себя, как тебе вздумается и за какое угодно место, а пока уймись и сиди смирно.
- Нет, это ты уймись и критику мою мне обратно в рот не запихивай! – разгорячась, закричал фальцетом дед Щукарь. – Больно уж ты, умен, Макарушка! С какого же это пятерика я сам на себя буду всякую всячину переть! И чего ради я сам на себя буду наговаривать? Дураки при советской власти перевелись!... Старые перевелись, а сколько новых народилось - не счесть! Их и при советской власти не сеют, а они сами, как жито-падалица, родятся во всю ивановскую, никакого удержу на этот урожай нету! Взять хотя бы тебя,Макарушка…
   - Ты меня не касайся, тут не обо мне речь,- строго сказал Нагульнов. – Ты  говори по существу, про Кондрата Майданникова, а ежели тебе сказать нечего, заткнись и сиди тихо, как все порядочные люди.
- Значит, ты порядочный, а я нет?- грустно спросил дед Щукарь.
- Зараз кончаю, Макарушка! Не стучи дюже, а то ладошку отобьешь. Так вот я и говорю: раз уж вы все за Кондрата, то и я не супротивничаю, бог с вами, принимайте его в нашу партию. Парень он уважительный и работящий, я всегда говорил это самое. Да ежели правильно рассудить, разобрать все по косточкам, то Кондрату беспременно надо быть в нашей партии, это я вам категорически заявляю. Одним словом, Кондратушка вполне удостоенный быть партейным. Вот и мой сказ!

Задания для работы над текстом:

  1. Определите цель выступления деда Щукаря. Достигнута ли она?
  2. Оцените логичность его речи на уровне предложения. Если в его речи логичность нарушена, определите тип допущенной ошибки.
  3. Связана ли в речи деда Щукаря степень соблюдения логичности речи с ее соответствием другим коммуникативным качествам речи, а также этическим и коммуникативным нормам? Обоснуйте свое мнение примерами из текста.

3. Самостоятельная работа по вариантам на закрепление знаний по  новой теме:

Задание: Прочитайте предложения, Определите, какого типа логические ошибки допущены в примерах. Исправьте их.

1 вариант:

  1. Дождливый, теплый и осенний был день.
  2. Он сосредоточенно сконцентрировался на этом вопросе.
  3. В прошлом году ты был умнее. Ты деградируешь в обратном направлении.
  4. За два дня я влюбился в машину с первого взгляда.

2 вариант:

  1. Сильная мощь орудий – залог силы нашей армии.
  2. В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе.
  3. Она была некрасивой, но доброй.
  4. Музей посещают дети, взрослые, представители старших поколений.

4. Итог  занятия:

Учащиеся делают вывод о том, что такое логичность и возможностях избежания ошибок ее применения в речи. В случае затруднения учитель помогает. Вывод должен быть примерно таким:
Логичность как коммуникативное качество обеспечивает правильное понимание смысла речи как на уровне предложения, так и на уровне текста (микротекста). Логичность тесно связана с другими качествами речи, такими, как точность, доступность, правильность, богатство, выразительность и др.

5. Домашнее задание:

Прочитайте небольшой текст ( например, заметку в газете, журнале) и проанализируйте, соблюдена ли в нем логичность на уровне текста. Если нет , найдите в нем логические ошибки.