ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лебедкова Татьяна Андреевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.
2. Объявление эпиграфов
– Ребята, к сегодняшнему уроку я подобрала 2 эпиграфа:
а)
Имена прилагательные
Очень всем нужны:
Признаки предметов
Называют они.
– Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?
б)
Отгремела война,
Свой кровавый собрав урожай,
Но никто не забыт!
И навеки ничто не забыто!
(Из кинофильма «Белорусский вокзал»)
– Почему я использовала этот эпиграф? Какую памятную дату отмечает наша страна в этом году?
3. Объявления целей урока
а) повторить и систематизировать полученные
знания по теме «Имя прилагательное»;
б) продолжить развитие орфографических и
пунктуационных навыков, логического мышления;
3) воспитывать чувство любви к России.
4. Обращение к поезду- кроссворду
Отправляясь на защиту своей Родины и
возвращаясь с фронта, солдаты ехали в поездах по
железной дороге, и мы сегодня отправимся в
путешествие, чтобы повторить материал по теме
«Имя прилагательное».
В каждом вагоне поезда-кроссворда находятся
теоретические вопросы, взятые из параграфа 55, и
практические задания. Выполнив их, вы откроете
слово, цена которого более 20 миллионов жизней
наших соотечественников.
А отправимся мы в путь со станции «Патриотизм».
Это слово – словарное. Как вы понимаете его
лексическое значение?
Найдите, пожалуйста, в словаре точное
лексическое значение этого слова и прочитайте.
Запишите в тетрадь с красной строки:
Патриотизм, патриот, патриотический.
Эти слова однокоренные.
5. А теперь обратим внимание на поезд. Какой груз находится в 1-м вагоне?
Читаю задание:
- Дайте определение имени прилагательного. Какую роль оно выполняет в русском языке?
- Как в художественной речи называются образные определения?
Это был теоретический вопрос, а теперь перейдём
к практическому заданию.
На доске записаны 2 задания разной степени
сложности. Вы выбираете задание по силам.
На левой стороне доски дано предложение,
необходимо произвести его полный синтаксический
разбор. Справа – задание творческого характера.
Нужно из предложенных слов сконструировать
сложное предложение с союзом но, указать
его грамматические основы, построить схему.
Войны несут страшные разорения, горькие слёзы и гибель людей. |
1) Победа, трудна, (но) 2) страна, выстояла, родная. 1) Трудна победа, но |
– Каким членом предложения являются
прилагательные?
– А в вашем предложении?
– Какой же мы можем сделать вывод, ребята?
– Молодцы! Вы справились с 1-м заданием. Мы можем
открыть первую букву в этом кроссворде. Это буква
– П.
6. Перейдём ко 2-му вагону.
Читаю задание:
– Какие прилагательные являются качественными,
относительными, притяжательными?
С теоретическим вопросом вы справились, а теперь
нам предстоит выполнить цифро-буквенный диктант.
Я вам читаю словосочетания с прилагательными, а
вы указываете разряд имени прилагательного,
написав порядковый номер и первую букву
соответствующего разряда прилагательного.
1) Военные годы; 2) суровое время; 3) короткий
привал; 4) солдатский паёк; 5) земляные окопы; 6)
свинцовая пуля; 7) жестокий бой; 8) мужественный
поступок; 9) генеральский приказ; 10) вражеские
танки; 11) полевой госпиталь; 12) майский день; 13)
радостное событие; 14) яркий салют; 15) Великая
победа.
Сдайте оригиналы, копии оставьте себе.
Самопроверка (проецируется).
1) О; 2) К; 3) К; 4) К; 5) О; 6) О; 7) К; 8) К; 9) П; 10) О; 11) О; 12) О;
13) К; 14) К; 15) К.
Поставьте оценку. За 1-2 ошибки – «4», 3-4 – «3».
Поднимите руки, кто получил «5»? «4»? «3»?
– Итак, ребята мы открыли вторую букву. Это
буква – О.
7. Физминутка
8. А теперь посмотрим, какой груз
хранится в 3-м вагоне?
Когда в именах прилагательных
пишутся 2 буквы н, а когда – одна буква н?
У вас на столе сигнальные карточки: с одной
стороны – 2 буквы н, с другой – одна н. Я называю
прилагательное, а вы показываете, сколько нужно
писать н:
1) Военный; 2) торжественный; 3) земляной; 4)
эшелонный; 5) мужественный; 6) огненный; 7) длинный;
8) пленный; 9) истинный; 10) оборонный; 11)
станционный; 12) дружественный; 13) бесценный; 14)
орлиный; 15) оловянный.
Молодцы! Теперь мы можем открыть 3 букву. Это
буква – Б.
9. Перейдём к 4-му вагону
Читаю задание:
– Как различить на письме суффиксы
-ск- и -к- в именах прилагательных?
Перед вами, ребята, раздаточный материал. В
верхнем кармашке находится задание по теме:
«Правописание суффиксов -к- и -ск- в
суффиксах прилагательных».
Задание по вариантам:
Читаю задание:
– От существительных необходимо
образовать прилагательные с суффиксом -к-
и -ск- и правильно обозначить данную
орфограмму. В тетради записывайте только
образованное имя прилагательное.
Проверяем (проецируется).
Открыли 4 букву: это буква – Е.
10. А какой груз в 5-м вагоне?
Читаю задание:
– Когда сложные прилагательные
пишутся слитно, а когда через дефис?
Достаньте из 2 кармашка задание-тест. (По
вариантам).
Даны 4 сложных прилагательных. Вам нужно будет
найти и записать с красной строки в тетрадь
только одно прилагательное, которое пишется
слитно.
Это нам позволит открыть предпоследнюю букву Д.
11. И остался у нас последний вагон. Что же скрывает он?
Читаю задание:
– Расскажите о правописании не с
прилагательными?
Распределительный диктант
На доске записаны словосочетания
прилагательное + существительное.
Вам нужно в 1-й столбик выписать прилагательные, в
которых не пишется слитно, а во 2-ой столбик –
прилагательные в которых не пишется
раздельно.
(Не)мирный, а военный; (не)счастная судьба;
(не)радостный день; (не)навистные враги;
(не)танковые, а пехотные войска; (не)честное
нападение; (не)настоящий выстрел; (не)малое горе;
(не)ясная цель; (не)винные жертвы.
Взаимопроверка (проецируется).
– Молодцы, ребята. Мы открыли последнюю букву – А.
– Какое получилось слово?
– Да, это победа.
– Во-первых, победа ваша в усвоении темы «Имя прилагательное». А во-вторых, это знаменательная дата в истории нашей страны: 64 годовщина Победы.
13. Подведём итог урока
– Чем мы занимались на уроке?
– Для чего нужны имена прилагательные?
– Сегодня вы мне очень понравились. За
работу на уроке я ставлю оценки следующим
ребятам: ___________ .
14. Домашнее задание: (на доске)
– А на память о нашем уроке я хочу вам подарить открытку-таблицу. На титульном листе изображён памятник солдату-освободителю, а внутри – таблица на тему «Имя прилагательное».