Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов "Культура речи — культура поведения"

Разделы: Русский язык


Перед учителем-словесником стоит задача не только совершенствовать из года в год орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и расширять словарный запас, повышать культуру речи школьников. Поэтому основными задачами курса “Культура речи – культура поведения” являются:

  • совершенствовать речевую культуру;
  • воспитывать культурно—ценностное отношение к русской речи;
  • способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка.

В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

Программа состоит из четырех разделов: “Основы культуры речи”, “Всегда ли понятна и выразительна ваша речь?”, “Точность словоупотребления”, “Язык и культура общения сегодня”.

Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, культуры их речи. Данный курс поможет учащимся избежать нежелательных отклонений от литературной нормы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Основы культуры речи:

а) что такое культура речи, основные качества речи;
б) нормы произношения;
в) ударение в словах;
г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений.

Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и предложений.

Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой).

Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.

2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь:

а) слова ограниченного и неограниченного употребления;
б) многозначные термины и иностранные слова;
в) неиссякаемый источник—фразеология;
г) что делает нашу речь яркой и образной.

Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).

Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные средства языка, которые делают нашу речь выразительной.

Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений; использовать в речи эмоционально—экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.

3. Точность словоупотребления:

а) нарушение лексической сочетаемости слов;
б) плеоназмы и тавтология (речевая избыточность);
в) правильный выбор синонимов;
г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты— “словесное топтание” на месте;
д) о ляпсусах в нашей речи.

Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов — свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности.

Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов; знать, что засоряет нашу речь.

Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.

4. Язык и культура общения сегодня:

а) речевой этикет;
б) этикет деловой речи.

Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных ситуаций в деловом общении.

Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.

Требования к умениям: уметь общаться с людьми, учиться управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Кол-во часов
 

1

2

3

4

 

5

6

7

8

 

9

10

11

12

13

 

14,15

16

17

Раздел 1. Основы культуры речи.

Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества речи.

Тема 2. Нормы произношения.

Тема 3. Ударение в словах.

Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

Раздел 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь.

Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления.

Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова.

Тема 3. Неиссякаемый источник—фразеология.

Тема 4. Что делает речь яркой и образной.

Раздел 3. Точность словоупотребления.

Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов.

Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).

Тема 3. Правильный выбор синонимов.

Тема 4. Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты— “словесное топтание” на месте.

Тема 5. О ляпсусах в нашей жизни

Раздел 4. Язык и культура общения сегодня.

Тема 1. Речевой этикет.

Тема 2. Этикет деловой речи.

Зачетная работа по курсу.

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

2

1

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998
  2. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998
  3. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.,1989
  4. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000
  5. Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999
  6. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002
  7. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996
  8. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989