Открытый урок по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"

Разделы: Русский язык


Вступление

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.

Модели, рисунки, схемы и т.д. отражают взаимоотношения между идеями? Показывают ход мыслей.

Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения, как способ подготовки к исследованию, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

На уроке по технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Средство технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Цель: знакомство с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы.

Воспитательная цель: формирование на уроке общеучебных умений и навыков, включающих воспитание трудолюбия, старательности, настойчивости, ответственности, дисциплины.

Оборудование: учебники; таблички, приготовленные учителем, карточки для индивидуальной работы, карточки-схемы, опорные карты.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

II. Проверка домашнего задания

Опрос (фронтальный).

  1. После каких приставок начальный И- в словах на письме обозначается буквой Ы? (После приставок на согласный пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]).
  2. После какой приставки пишется буква И? (после приставки сверх- пишется буква И).
  3. Словарный диктант.

Подытожить, розыск, предыстория, сверхинициативный, сверхинтересный, подыграть.

III. Объяснение нового материала

1. Объявление темы и цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.

Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.

К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.

К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.

Эта группа самая маленькая, но самая трудная.

3. Самые трудные! (доска). Вот они: ПРЕ- и ПРИ- (табличка 1 на доске).

Почему эти приставки в одной группе? Потому что у них своё основание для правописания – смысл.

Прежде всего научимся узнавать их в лицо.

  1. Словарный выборочный диктант. (записать только те слова, в которых есть приставка третьей группы.)
    Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, оторвать, преграда, пришкольный, прадедушка.
  2. Почему трудные.

Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам (ОК на партах учащихся)

ОК

При обозначении орфограммы нужно выделить:

  1. приставку;
  2. орфограмму – гласную букву в приставке;
  3. указать значение приставки.

Придвинуть (прибл)

Прервать (= пере-)

4. Что может означать приставка ПРИ-?

  1. Первое значение приставки ПРИ-
    Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-. Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами.

    А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова).

    Б) вы правы, если ответили так: приблизился.
    С какой приставкой написаны все эти слова? Это легко заметить – с приставкой ПРИ-.
    Вот мы и сделали первое наблюдение.

    В) Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ-. (вывешивается табличка 2).

    Г) Чтение четверостишия из передачи «Радионяня».

    Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
    Космонавт прилетел из Вселенной –
    В словах придёт, прилетит, приплывёт –
    Пишется ПРИ- несомненно.

    Д) запишите слова, обозначающие:
    приближение птицы, коня, рыбы, змеи;
    приближение круглого предмета.

    Е) Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил. (Вывешивается таблица 3).

  2. Второе значение приставки ПРИ-

    А) Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы.
    Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.

    Б)

    В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка ПРИ-

    В) Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.
    Присоединить: при помощи верёвки;
    с помощью молотка и гвоздей;
    с помощью иглы и нитки;
    с помощью клея;
    с помощью винтов и шурупов.

    Г) Вот так пелось об этом в песенке из передачи «Радионяня»:

    Винт привинтил, прикрутил колесо,
    Приклеил, пришил умело –
    Пишем мы при, говоря обо всём,
    Что добрые руки сделали.

    Д) (Вывешивается таблица 4)

    Присоединяются некоторые предметы к чему-либо не обязательно с помощью клея и верёвки. Всё, что движется, стремится к какой-то цели и в конце концов достигает её, соединяется с ней

    Е) Запись примеров: самолёт приземлился;
    лодка причалила;
    корабль пришвартовался;
    космический корабль прилунился.

    Ж) (вывешивается таблица 5)

    Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ-

    Прикоснуться, прижался

    З) Закрепление.
    Итак, вы узнали о двух значениях приставки ПРИ-, приближение, присоединение.. проверьте вашу память. Запишите по памяти два слова со значением приближения и два слова со значением присоединения.

  3. Третье значение приставки ПРИ-

    А) Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их.
    Край при море – приморье;
    Канава при дороге – придорожная;
    Огород при усадьбе – приусадебный;
    Посёлок при городе - пригородный

    Б) Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли:

    ПРИ- обозначает нахождение около чего-то

    (Вывешивается таблица 6)

    В) Закрепление. Выборочный диктант:

    Приокский, прилетел, прилепил, приполз, привинтить, прибрежный,

  4. Четвёртое значение приставки ПРИ-.

    А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли

    Б) Делаем вывод:

    Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ-

    В) (Вывешивается таблица 7)

    Вот как об этом значении пелось в песенке из передачи «Радионяня»:

    Язык прикусил – не совсем откусил,
    Пригорело – не значит сгорит.
    Помни – что сделано, но не совсем
    Пишется с приставкой при-

    Г) Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ-:
    Немного поднял – приподнял,
    Немного хромает – прихрамывает,
    Ненадолго остановился – приостановился,
    Ненадолго лёг – прилёг,
    Ненадолго сел - присел

IV. Обобщение

У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно прикрепить на доске.

На доске:

Пришёл

Приполз

Прискакал

Пришил

Приклеил

Привязал

Прикусил

Прилёг

Пригорел

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

V. Новый материал. Что может означать приставка ПРЕ-?

1. Первое значение приставки ПРЕ-

  1. Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности».

    Но раз есть такая опасность, давайте её изучим.

    Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:

    очень добрый – предобрый;
    очень скверный –
    очень гадкий –
    очень хорошенький –
    очень маленький –

    и вы увидите сами:
    Приставка ПРЕ- - значит «очень»
  2. Песенка:

    При- или пре-? Пре- или при-?
    Это совсем не секрет.
    На содержание слова смотри –
    Сразу получишь ответ.

    Предлинный достанет до крыши рукой –
    Прежадный не даст вам конфету.
    Если «очень такой» или «очень сякой» –
    ПРЕ- мы напишем при этом.

  3. (Вывешивается таблица 1 (ПРЕ-)).
  4. Индивидуальная работа. Карточки для закрепления.
    Вставьте в текст пропущенные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

    Карточка 1:
    Погода была ужасная.
    Принцесса была …красная (Р. Сеф)

    Карточка 2:
    Городничий между тем
    Наказал ..строго всем,
    Чтоб коней не покупали… (П. Ершов)

    Карточка 3:
    …длинной хворостиной
    Мужик гусей гнал в город продавать (И. Крымов)

    Карточка 4:
    Вдруг откуда-то шакал
    На кобыле …скакал. (К. Чуковский)

2. Второе значение приставки ПРЕ-

  1. Здесь дело обстоит труднее.
    Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-
  2. (Вывешивается таблица 2 (ПРЕ-)).

  3. Выполнить второе правило правописания приставки ПРЕ- вам опять поможет песенка:

    Дожди непрерывные льют в октябре,
    Но грамотным дождь не преграда.
    Где очень похожи пере- и пре-
    Писать только ПРЕ- там надо.

VI. Обобщение

  1. Что изучено на уроке?
  2. Запись примеров в тетрадях и на доске, с использованием опорных карт.
    Прибежал (прибл.)
    Присел (неполн. действ.)
    Прервал (= пере-)
    Прехороший (=очень)
    Привокзальный (близ.)
  3. Работа с учебником. Чтение правила § 32 «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

VII. Итоги урока

Выставление оценок.

VIII. Задание на дом

Выучить правило правописания гласных в приставках Е и И ПРЕ- и ПРИ-, заполнить образец письменного объяснения данной орфограммы (§ 32) выполнить упр. 154

Приложение