Цель:
- углубление знаний учащихся об антонимах, знакомство со словарем антонимов;
- формирование умения подбирать антонимы к словам;
- привитие навыков работы со словарем антонимов и составления словарной статьи;
- развитие речевой культуры учащихся;
- воспитание положительного отношения к учению, нравственных качеств личности.
Оборудование: словари антонимов, карточки для лото “Антонимы”, слайды для интерактивной доски.
Ход урока I. Организационный моментII. Формулирование темы и цели урока учащимися
На слайде для интерактивной доски написано четверостишие, в котором открыты только две первые строчки:
Минус – плюс, …гонь – в…да,
Дер…кий – ост…рожный.
См. Приложение
Учитель: Прочитайте слова, записанные парами. Что это за слова?
Ученик: Это слова, противоположные по смыслу.
Учитель: Как называются противоположные по смыслу слова?
Ученик: Антонимы.
Учитель: А теперь назовите тему сегодняшнего урока.
Учащиеся формулируют тему урока. Учитель открывает все четверостишие, один из учащихся выразительно читает его вслух.
Целеполагание:
Учитель: Что мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться?
Учащиеся формулируют цель урока. Учитель дополняет ответы учащихся.
III. Этап усвоения новых знаний1. Задание: запишите четверостишие в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Учащиеся по очереди работают у доски, выбирая буквы для вставки и обосновывая свой выбор.
2. Словарно-орфографическая работа.
Слайд 2.
Учащиеся читают запись и отвечают на вопросы:
– Откуда пришло в наш язык слово “антоним”? Что оно обозначает?
3. Сообщения учащихся по теме.
Учитель: А теперь отправимся в гости к антонимам, чтобы побольше узнать о них. Где же антонимы? А вот и они! Здравствуйте!
Антонимы: Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу страну! Мы очень рады гостям и хотим, чтобы вы поближе с нами познакомились.
Антоним 1. (Слайд 3)
Антоним 2. (Слайд 4)
Антоним 3.(Слайд 5)
Антоним 4. (Слайд 6)
Антоним 5.(Слайд 7)
Учитель: Спасибо, антонимы. А когда прилагательные употребляются в переносном значении, у них появляются антонимы. Сравните: железная кровать – прямое значение, но железная воля – переносное значение, и антоним – слабая воля. Золотой браслет – прямое значение, но золотой характер – переносное, антоним – плохой характер.
При подборе антонимов не следует упускать из виду явление многозначности и омонимичности: слову мелкий в значении глубины соответствует антоним глубокий, а в значении величины, размера – крупный.
4. Фронтальная работа. Подобрать антонимы к следующим прилагательным. (Слайд 8)
5. Знакомство со словарем антонимов. Составление словарной статьи учащимися.
Учащиеся читают словарную статью (слово быстрый, стр.26).
Учитель: Как построена словарная статья?
Ответы учащихся.
Задание: работая в парах, составить словарную статью слову правдивый.
Проверка выполнения задания.
IV. Этап закрепления знаний1. Игра “Назови антоним”.
Учитель: Мы достаточно узнали об антонимах, а теперь поиграем. Я называю слово, а вы – антоним к нему. (Учитель по порядку обращается к каждому ученику класса). Большой (маленький), высокий (низкий), длинный (короткий), широкий (узкий), толстый (тонкий), глубокий (мелкий), прямой (кривой), смеяться (плакать), радоваться (грустить), добро (зло), мир (война), холод (жара), скупой (щедрый), больной (здоровый), дорогой (дешевый).
2. Лото “Антонимы”. (Приложение)
Каждый учащийся получает карточку, на которой под номерами записаны четыре слова. У учителя маленькие карточки, на которых даны антонимы к данным словам. Он называет слово. Если у кого-то из учеников есть к нему антоним, то он поднимает руку, получает маленькую карточку и закрывает ею слово на большой карточке. Побеждает тот, кому быстрее всех удалось закрыть четыре слова.
Приложение
Большие карточки для лото (разрезаются горизонтально)
1.Ссориться | 2. Быстро | 3. Великан | 4. Потерять |
5. Мокрый | 6. Конный | 7.Активный | 8. Сытый |
9. Вспомнить | 10. Плач | 11. Жизнь | 12. Зажечься |
13. Отпереть | 14. Добрый | 15. Молодой | 16. Интересно |
17. Пропажа | 18. Красивый | 19. Сила | 20. Бедный |
21. Любить | 22. Счастье | 23.Одеваться | 24. Победа |
25. Вред | 26. Постоянный | 27. Одобрять | 28. Тяжелый |
29. Уважение | 30. Виноватый | 31. Помогать | 32. Разрешать |
33. Покупать | 34. Начало | 35.Соглашаться | 36. Прошлое |
37.Разоружение | 38. Обвинять | 39. Говорить | 40. Храбрость |
41. Сильный | 42. Уснуть | 43. Тихо | 44. Загадка |
45. Худой | 46. Мудрость | 47. Аккуратно | 48. Можно |
49. Рабство | 50. Шум | 51. Тесный | 52. Спокойный |
53. Друг | 54. Целый | 55.Бледный | 56. Поломать |
Маленькие карточки для лото (разрезаются горизонтально и вертикально)
1. Мириться | 2. Медленно | 3. Карлик | 4. Найти |
5. Сухой | 6. Пеший | 7. Пассивный | 8. Голодный |
9. Забыть | 10. Смех | 11. Смерть | 12. Погаснуть |
13. Запереть | 14. Злой | 15. Старый | 16. Скучно |
17. Находка | 18. Безобразный | 19. Слабость | 20. Богатый |
21. Ненавидеть | 22. Горе | 23. Раздеваться | 24. Поражение |
25. Польза | 26. Временный | 27. Осуждать | 28. Легкий |
29. Презрение | 30. Невиновный | 31. Мешать | 32. Запрещать |
33. Продавать | 34. Конец | 35. Возражать | 36. Будущее |
37. Вооружение | 38. Оправдывать | 39. Молчать | 40. Трусость |
41. Слабый | 42. Проснуться | 43. Громко | 44. Разгадка |
45. Толстый | 46. Глупость | 47. Небрежно | 48. Нельзя |
49. Свобода | 50. Тишина | 51. Просторный | 52. Беспокойный |
53. Враг | 54. Сломанный | 55. Румяный | 56. Починить |
3. Употребление антонимов в речи.
Задание 1
Учитель: Какую роль в нашей речи играют антонимы? Где они находят применение?
Учащиеся высказывают свои суждения.
Учитель: Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее выразительнее, нагляднее. Черное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста, называемого антитезой (слово записывается на доске). Антитеза – это противопоставление. На противопоставлении построены многие художественные произведения. Сейчас я прочитаю отрывки из сказки. Вспомните, как она называется и кто ее автор?
Учитель читает начало произведения А. С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Учащиеся называют сказку и ее автора. Далее используются элементы развивающего обучения.
Учитель читает отрывки из сказки, характеризующие царицу и царевну, а учащиеся по очереди распределяют по колонкам прилагательные, называющие человеческие качества героинь (слайд 9).
О царевне: 1. Дом царевна обошла, |
О царице: 1. Дома в ту пору без дела |
2. Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. “Постой, Ей кричит она в окошко, – Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу”. |
2. И царица налетела На Чернавку: “Как ты смела Обмануть меня? И в чем?” Та призналася во всем: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. |
Слайд 9
Учитель: Какие из перечисленных качеств характера вас привлекают? Пронумеруйте их по степени значимости для вас.
Учащиеся высказывают свои суждения вслух.
Задание 2
Антонимы используются также во многих пословицах. Закончить пословицу и назвать антонимы в ней. (Устная работа)
- Любишь брать – люби и …(отдавать).
- Маленькое дело лучше большого … (безделья).
- Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).
- Корень учения горек, да плод его … (сладок).
– Чему служат антонимы в пословицах?
Ответы учащихся.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюПодведение итогов урока.
– Достигли мы цели, которую вместе поставили в начале урока? Что нового узнали об антонимах? Чему научились?
Оценка работы класса и отдельных учащихся.
Творческое домашнее задание: подобрать 4–5 пословиц, в которых есть антонимы, выбрать одну из них и написать по ней сочинение-миниатюру.