Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока:
- Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;
- Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;
- Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;
- Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
См. статью ниже!
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приемы и педагогические техники | Умения, формируемые у учащихся | ||||||||
1. Вызов |
|
“Четвертый лишний” Прочитайте слова в четырех столбиках и найдите лишнее слово, объясните:
Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку “Знаю” маркировочной таблицы:
Учащиеся отмечают, что все слова являются самостоятельными частями речи, имеют грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки; к нему можно задать вопрос. Учащиеся выписывают лишние слова и записывают тему урока “Деепричастие”. Ставят перед собой цель (заполняют второй столбик таблицы “Хочу узнать”) |
Игра “Четвёртый лишний” Работа с маркировочной таблицей |
Концентрация внимания Умение анализировать, выделять главное, ставить цель Осознание учебной задачи |
||||||||
2. Осмысление содержания |
|
+ – знаю; В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам.. похожа на наречие, так как не изменяется. В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются ( изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Заполняют колонку “Узнал новое” в маркировочной таблице. Обсуждают информацию в парах, заполняют колонку в таблице “Что удивило”
|
Работа с книгой. Чтение с пометками Метод активного чтения Маркировка с использованием значков Заполнение таблицы
Организация дискуссии, выработка собственной позиции |
Умение задавать вопросы и
аргументированно на них отвечать Умение наблюдать, анализировать, выявлять существенное, формулировать выводы Умение систематизировать информацию, представлять в табличном виде Умение устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений Умение высказывать предположения, аргументировать свой ответ, отстаивать свою точку зрения. |
||||||||
3. Рефлексия |
|
Найдите словосочетание с деепричастием
Найдите предложения, в которых есть деепричастия
Оцените себя:
Параграф 141. Составить алгоритм “Как выделить деепричастие в предложении”, упражнение №217 |
Работа в парах Взаимопроверка Тест Самооценка |
Умение отличать деепричастие от
глагола, сравнивать и сопоставлять Умение употреблять деепричастие в речи. Умение видеть отличительные признаки деепричастия Умение адекватно оценивать свою деятельность, преодолевать трудности Умение систематизировать изученный материал, создавать алгоритм. |
Конспект урока “Роль деепричастий в речи” (урок-исследование)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- выявить роль деепричастий в разных стилях речи;
- развивать коммуникативные навыки, учить создавать тексты разных стилей речи с использованием деепричастий;
- организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы);
- создать условия для работы в группах, воспитывать толерантность, умение принимать другую точку зрения;
- формировать умение соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приемы | Умения, формируемые у обучающихся |
|
1 этап. Вызов Выполняют задание учителя: “Из данных предложений уберите деепричастия и деепричастные обороты. Сравните. Какие из них более выразительны? Почему?”
Учащиеся отмечают, что предложения с деепричастиями более выразительны, выдвигают гипотезы о том, в чем причина этого, приходят к выводу, что трех предложений недостаточно, чтобы сделать вывод, поэтому необходимо продолжить наблюдение. 2 этап. Осмысление содержания Работают в группах, выполняя полученные задания. 1 группа. Прочитайте слова Д.В.Григоровича. Как он ответил на вопрос: “Почему предложения с деепричастиями более выразительны?” Согласны ли вы с ним? Он, Достоевский, по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было написано так: “Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика”. “Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…” Замечание это – помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая, выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым литературно-художественным приемом (Д.В. Григорович). Сделайте вывод и запишите его: “Предложения с деепричастиями __________, потому что ________. (Предложения с деепричастиями более выразительны, потому что способны дорисовывать действие). 2,3,4 группы. 1) Определите стиль предложенного текста. В прямом или переносном значении употреблено в нем деепричастие? Какова его роль в тексте данного стиля? 2) Результаты наблюдений запишите в виде тезисов. Тексты 2 группы 1). И вдруг Натка заметила, что мальчуган, спрашивая о чем-то отца, указывает рукой в ее сторону. Отец, не оборачиваясь, кивнул головой. Мальчуган, придерживаясь за спинку стульев, направился к ней и приветливо улыбнулся (А. Гайдар). 2). Люблю грозу в начале мая, Текст 3 группы Стрекозы – хищники, они уничтожают мух, комаров. Быстро и стремительно летают они все лето, гоняясь за своей добычей, а к зиме погибают, отложив яйца в воду или на водные растения. Текст 4 группы Как стирать шерстяные изделия? Изделие замачивают в течение 3–5 минут в теплом растворе мягкодействующего моющего средства, после чего промывают в таком же растворе, избегая значительных механических воздействий. После стирки изделие прополаскивают в теплой, а затем холодной воде, не выкручивая, удаляют избыток воды с помощью сухой хлопчатобумажной ткани, завернув в нее изделие. Индивидуальное задание (2 человека). Как вы думаете, в каком стиле речи редко используются деепричастия? Почему? Ученики анализируют предложенные тексты, обсуждают результаты наблюдений, оформляют их в виде тезисов. Полученные результаты предлагаются на обсуждение всему классу, в результате которого составляется таблица. Роль деепричастий в речи Художественный стиль
Научный и официально-деловой стиль
3 этап. Рефлексия. Выполняют творческую работу, предложенную учителем (по выбору).
Домашнее задание
|
Лингвистический эксперимент Исследование Работа в группах Чтение и анализ текстов Составление тезисов Создание таблицы Работа в парах Работа в группах Самооценка |
Умение анализировать, сравнивать,
выдвигать гипотезы, определять цель предстоящей
работы. Умение анализировать, отличать главное от второстепенного, делать выводы. Умение оформлять выводы в виде тезисов, таблицы. Умение создавать текст определенного стиля на заданную тему. Умение адекватно оценивать свою деятельность, определять пути совершенствования. |