Урок русского языка по теме "Понятия о деепричастиях"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока:

  1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;
  2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;
  3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;
  4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Приложение.

См. статью ниже!

Основные этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические приемы и педагогические техники Умения, формируемые у учащихся
1. Вызов
  1. Актуализирует имеющиеся знания
  2. Побуждает интерес к получению новой информации
  3. Организует обмен мнениями
“Четвертый лишний”

Прочитайте слова в четырех столбиках и найдите лишнее слово, объясните:

  1. Играл, бежать, мчатся, стремясь.
  2. Покраснев, яркий, благородный, стремительный.
  3. Быстро, шумя, медленно, уверенно
  4. Рисующий, писавший, преодолевший, читая.

Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку “Знаю” маркировочной таблицы:

Знаю Хочу узнать Узнал новое Что удивило?
       

Учащиеся отмечают, что все слова являются самостоятельными частями речи, имеют грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки; к нему можно задать вопрос. Учащиеся выписывают лишние слова и записывают тему урока “Деепричастие”. Ставят перед собой цель (заполняют второй столбик таблицы “Хочу узнать”)

Игра “Четвёртый лишний”

Работа с маркировочной таблицей

Концентрация внимания

Умение анализировать, выделять главное, ставить цель

Осознание учебной задачи

2. Осмысление содержания
  1. Организует получение информации на основе чтения параграфа и дополнительной литературы
  2. Обмен мнениями по проблеме
  3. Поддерживает познавательный интерес учащихся к теме
  4. Отслеживает степень активности учащихся на различных этапах работы
  1. Читают параграф 141, обсуждают в парах, составляют вопросы и отвечают на них
  2. Читают информационный текст о деепричастии и делают в тексте пометки:

+ – знаю;
U – узнал новое;
! – Что удивило.

В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам.. похожа на наречие, так как не изменяется.

В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются ( изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

Заполняют колонку “Узнал новое” в маркировочной таблице. Обсуждают информацию в парах, заполняют колонку в таблице “Что удивило”

  1. Рассуждение учащихся на тему: “Деепричастие – это самостоятельная часть речи или особая форма глагола?” (отвечают сильные учащиеся)
Работа с книгой.

Чтение с пометками

Метод активного чтения

Маркировка с использованием значков

Заполнение таблицы

 

Организация дискуссии, выработка собственной позиции

Умение задавать вопросы и аргументированно на них отвечать

Умение наблюдать, анализировать, выявлять существенное, формулировать выводы

Умение систематизировать информацию, представлять в табличном виде

Умение устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений

Умение высказывать предположения, аргументировать свой ответ, отстаивать свою точку зрения.

3. Рефлексия
  1. Организует осмысление полученной информации
  2. Организует обмен мнениями по изученной проблеме
  3. Побуждает учащихся к расширению, глубокому освоению полученных знаний
  4. Организует самооценку усвоения знаний по теме
  1. Упражнение №215 стр. 80. Выясняют отличие деепричастия от глаголов, сравнивают и сопоставляют эти части речи по значению, морфемному составу, морфологическим признакам и синтаксической функции
  2. Упражнение №216. Составляют три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик.
  3. Тест

Найдите словосочетание с деепричастием

  1. Закутанный в тулуп
  2. Проложенный геологами
  3. Укрепил болт
  4. Запер на замок
  5. Вырастив урожай
  6. Раскачивающихся от ветра

Найдите предложения, в которых есть деепричастия

  1. Космонавт слушает и улыбается
  2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг
  3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища
  4. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх
  5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх

Оцените себя:

  1. Нашел правильно
  2. Нашел деепричастие неверно
  3. Вызвало затруднение
  • не смог отличить деепричастие от глагола;
  • не смог отличить деепричастие от причастия
  1. Домашнее задание

Параграф 141. Составить алгоритм “Как выделить деепричастие в предложении”, упражнение №217

Работа в парах

Взаимопроверка

Тест

Самооценка

Умение отличать деепричастие от глагола, сравнивать и сопоставлять

Умение употреблять деепричастие в речи.

Умение видеть отличительные признаки деепричастия

Умение адекватно оценивать свою деятельность, преодолевать трудности

Умение систематизировать изученный материал, создавать алгоритм.

Конспект урока “Роль деепричастий в речи” (урок-исследование)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. выявить роль деепричастий в разных стилях речи;
  2. развивать коммуникативные навыки, учить создавать тексты разных стилей речи с использованием деепричастий;
  3. организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы);
  4. создать условия для работы в группах, воспитывать толерантность, умение принимать другую точку зрения;
  5. формировать умение соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднения.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические приемы Умения, формируемые у обучающихся
  1. Актуализирует имеющиеся знания;
  2. побуждает к получению новой информации;
  3. организует обмен мнениями.
  1. Организует работу в группах;
  2. выступает как консультант, поддерживает познавательный интерес;
  3. отслеживает степень активности членов групп;
  4. организует обмен мнениями по проблеме.
  1. Организует осмысление полученной информации;
  2. побуждает применить полученные знания в практической деятельности;
  3. организует самооценку усвоения материала.
1 этап. Вызов

Выполняют задание учителя: “Из данных предложений уберите деепричастия и деепричастные обороты. Сравните. Какие из них более выразительны? Почему?”

  1. Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.
  2. Улыбаясь, женщина протянула ему руку.
  3. Бахирев, все больше вскипая, обратил к Беркутову воспаленное лицо.

Учащиеся отмечают, что предложения с деепричастиями более выразительны, выдвигают гипотезы о том, в чем причина этого, приходят к выводу, что трех предложений недостаточно, чтобы сделать вывод, поэтому необходимо продолжить наблюдение.

2 этап. Осмысление содержания

Работают в группах, выполняя полученные задания.

1 группа. Прочитайте слова Д.В.Григоровича. Как он ответил на вопрос: “Почему предложения с деепричастиями более выразительны?” Согласны ли вы с ним?

Он, Достоевский, по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было написано так: “Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика”. “Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…” Замечание это – помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая, выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым литературно-художественным приемом (Д.В. Григорович).

Сделайте вывод и запишите его: “Предложения с деепричастиями __________,

потому что ________. (Предложения с деепричастиями более выразительны,

потому что способны дорисовывать действие).

2,3,4 группы. 1) Определите стиль предложенного текста. В прямом или переносном значении употреблено в нем деепричастие? Какова его роль в тексте данного стиля? 2) Результаты наблюдений запишите в виде тезисов.

Тексты 2 группы

1). И вдруг Натка заметила, что мальчуган, спрашивая о чем-то отца, указывает рукой в ее сторону. Отец, не оборачиваясь, кивнул головой. Мальчуган, придерживаясь за спинку стульев, направился к ней и приветливо улыбнулся (А. Гайдар).

2). Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И. Тютчев)

Текст 3 группы

Стрекозы – хищники, они уничтожают мух, комаров. Быстро и стремительно летают они все лето, гоняясь за своей добычей, а к зиме погибают, отложив яйца в воду или на водные растения.

Текст 4 группы

Как стирать шерстяные изделия?

Изделие замачивают в течение 3–5 минут в теплом растворе мягкодействующего моющего средства, после чего промывают в таком же растворе, избегая значительных механических воздействий. После стирки изделие прополаскивают в теплой, а затем холодной воде, не выкручивая, удаляют избыток воды с помощью сухой хлопчатобумажной ткани, завернув в нее изделие.

Индивидуальное задание (2 человека). Как вы думаете, в каком стиле речи редко используются деепричастия? Почему?

Ученики анализируют предложенные тексты, обсуждают результаты наблюдений, оформляют их в виде тезисов. Полученные результаты предлагаются на обсуждение всему классу, в результате которого составляется таблица.

Роль деепричастий в речи

Художественный стиль

  1. Употребляется в прямом и переносном значении.
  2. Обозначая добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное.
  3. Может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ.

Научный и официально-деловой стиль

  1. Употребляется в прямом значении.
  2. Обозначая добавочное действие, позволяет выделить главное и второстепенные действия, показать подчиненность одного действия другому.

3 этап. Рефлексия.

Выполняют творческую работу, предложенную учителем (по выбору).

  1. Создайте тексты соответствующего стиля, использовав деепричастия и деепричастные обороты: а) небольшой юмористический рассказ “Как я выбирал подарок другу”; б) текст инструкции “Как выбрать подарок другу”; в) памятку “Как отличить причастие от деепричастия”.
  2. Обсуждают сочинения в группах, выбирая лучшее, читают их классу, оценивают.
  3. Заполняют “лесенку достижений”, оценивая степень усвоения материала, удовлетворенность уроком, определяют, над чем еще предстоит работать.

Домашнее задание

  1. Ответить письменно на вопрос: “Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?”
  2. Найти текст любого стиля речи с деепричастиями, объяснить роль деепричастий в них.
Лингвистический эксперимент

Исследование

Работа в группах

Чтение и анализ текстов

Составление тезисов

Создание таблицы

Работа в парах

Работа в группах

Самооценка

Умение анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, определять цель предстоящей работы.

Умение анализировать, отличать главное от второстепенного, делать выводы.

Умение оформлять выводы в виде тезисов, таблицы.

Умение создавать текст определенного стиля на заданную тему.

Умение адекватно оценивать свою деятельность,   определять пути совершенствования.

Приложение