Цели: (Слайд №2)
- Привести в систему знания, которые учащиеся получили при изучении имени существительного.
- Закрепить и расширить знания учащихся по данной теме в игровой форме, развивать орфографические навыки.
- Воспитывать любовь и уважение к родному слову.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- наглядность в виде слайдов,
- сигнальные карточки у учащихся с обозначением рода.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу "Имя Существительное". Но путешествие у нас необычное, т.к. на улицах этого города нас ждут различные задания, с которыми нам предстоит справиться.
III. Основная часть.
Улица Теоретическая. (Слайд № 3).
1. Сформулируйте определение имени существительного.
2. Что вы знаете о роде имен существительных?
3. Как имена существительные распределяются на склонения?
4. У каких существительных и в каких падежах в ед. ч. пишутся в окончаниях буквы И и Е?
5. Когда у существительных после шипящих и Ц пишется в окончаниях О, а когда Е?
6. Какова синтаксическая роль существительных в предложениях?
7. Каким образом существительные делятся на одушевленные и неодушевленные?
8. Приведите примеры собственных имен существительных.
Улица Практическая. (Слайд № 4).
1. От данных существительных образуйте форму множественного числа, где возможно (2 человека у доски).
Цветок - Белизна - Молоко - Слеза - Инструмент - Инженер - Погода - Шорох - Километр - Старость - Богатство - Насекомое -
2. - Пока ребята работают у доски, я буду вам диктовать существительные, а вы их распределите на 2 столбика. В 1 столбик - одущевленные, а во 2 - неодушевленные.
Небо, иней, школьник, лес, котенок, газета, цветок, заяц, девочка, дочка, ягода, окно, снег, охотник, зал, вечер, учитель, друг.
- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, пользуясь подсказкой (Слайд № 5).
- Проверяем работу на доске.
3. Определите на какое правило записаны слова в каждой строке и найдите "четвертое лишнее". (Слайд № 6)
Шляпы, галстуки, ремни, очки. (Очки).
Сыном, дочкой, отцом, матери. (Матери).
О просвещении, о решении, о создании, о заречье. (Заречье).
Молодежь, полет, салат, круг.(Молодежь).
Улица Сигнальная. (Слайд № 7)
- Приготовьте сигналы с обозначением рода имен существительных. Я буду называть существительные, а вы определяете его род и поднимаете соответствующую карточку. Вспомним, как правильно определить род.
Ночлег, занавес, растение, насекомое, чиж, нет рощ, в доме, о небе, у калитки, мышь, карандашом, обруч, без яблока, архитектор, много дач, дочь, о лампе, погода, ворота (лишнее, почему?).
Улица Игровая. (Слайд № 8)
- Немного отдохнем и поиграем: я называю существительное, а вы устно ставите его в творительный падеж. Если надо в этом существительном писать букву О после шипящих и Ц, то встают ребята I варианта, а если Е, то встают ребята II варианта.
Храбрец (1), солнце (2), ключ (1), красавица (2), удача (2), заяц (2), мудрец (1), отец (1), братец (2), улица (2), чертеж (1).
Улица Морфологическая. (Слайд № 9)
- Давайте вспомним, что включает морфологический разбор имени существительного.
- Выполним разбор имени существительного по вариантам:
- I вариант - (на правом) берегу,
- II вариант - (вежливому) мальчику. ( ч. у доски)
- Проверяем.
Улица Зачетная. (Слайд № 10)
- А сейчас каждый будет работать самостоятельно. У вас на столах карточки, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Карточка №1.
Много луж.., путешествовали по Сибир.., читали о станции.., говорили о Марь.., побывали в музе.., растет на берез.., ч..рный ворон, резать нож..м, погрозить пальц..м, суп с лещ..м, ш..рох листьев, золотой луч.., много рощ.., полевая мыш.., мысли о Родин.. .
Карточка №2.
Путешествовали по Росси.., читали о станци.., говорили о Даш.., побывали на выставк.., растет на ел.., укрыться плащ..м, пять пальц..в, снежных дворц..в, ш..пот ветра, вдоль тропинк.., вкусный крыж..вник, находиться в смущени.., ударить мяч..м.
IV. Итог урока.
- Какую часть речи мы повторили на уроке?
- Какие задания вам понравились?
- Какие вызвали трудности?
- Мы покидаем этот интересный город.
V. Домашнее задание (Слайд №11)